Слайд 2
Беседа по вопросам
– Что нового о сельской жизни
в первой половине ХХ века вы узнали из рассказа
В. П. Астафьева?
– Сюжет очень прост и не исчерпывает содержание рассказа. Что же необычного в этом произведении?
– Почему мы читаем его с
неослабевающим вниманием,
хотя и не следим за изгибами
сюжета?
Слайд 3
Понятие двух типов сюжетов
Сюжет – система событий и
действий, заключенная в произведении, его событийная цепь в той
последовательности, которая дана в произведении.
Фабула – «выпрямленный сюжет».
Слайд 4
Два типа сюжетов
а) динамический – развитие действия происходит
напряженно, стремительно, в событиях сюжета заключается основной смысл и
интерес для читателей, сюжетные элементы четко выражены, развязка несет огромную содержательную нагрузку;
б) адинамический – развитие действия замедленно и не стремится к развязке, события сюжета не заключают в себе особого интереса, элементы сюжета выражены нечетко, развязка отсутствует или является формальной; в общей композиции много внесюжетных элементов, которые перемещают на себя внимание читателя. В таком сюжете главное – картина устойчивого бытия, которую рисует автор.
Вывод: сюжет рассказа Астафьева – адинамический; в нем важно не столько то, чем закончится история с фотографией, важен тот уклад сибирской деревни, довоенный, глубоко русский быт, который описывает автор.
Слайд 5
Внесюжетные элементы
Внесюжетные элементы: элементы, которые не продвигают действие
вперед, во время которых ничего в сюжете не изменяется,
герои остаются в прежних положениях: описание, авторские отступления и вставные эпизоды.
Описание – литературное изображение внешнего мира или устойчивого жизненного уклада.
Авторские отступления – более или менее развернутые авторские высказывания философского, лирического или автобиографического характера, не характеризующие отдельных персонажей или отношение между ними.
Вставные эпизоды – относительно законченные фрагменты, в которых действуют другие персонажи, действие переносится в другое место и время и т. п.
Слайд 6
Самостоятельная работа
Найти в рассказе указанные внесюжетные элементы.
1.
Описания: «Деревенское окно, заделанное на зиму, – своего рода
произведение искусства»; «Люблю я смотреть на оживающие цветы».
2. Авторские отступления: «А я таким вот и помню деревенского учителя...»; «Деревенская фотография – своеобычная летопись нашего народа, настенная его история».
3. Вставные эпизоды: беседа дяди Левонтия с учителем, помощь деревенских людей учителям («Уважение к нашему учителю и учительнице всеобщее, молчаливое»); сбор утильсырья («А в какой школе начали работать наши учителя!»); уроки в лесу, встреча со змеей («Как он много знал!»).
Слайд 7
Словарная работа:
яркость и красочность языка Астафьева
катанки –
это...
куть – это...
магарыч – это...
прострел – это...
сарана – это...
талина
– это...
туес – это...
увал – это...
швырок – это...
Слайд 8
А как вы понимаете смысл таких слов?
парниша-ревун,
домовничать,
деревенская молодица,
гужом ходили,
ухарски гикая,
настегала прутом,
нудь
в ногах,
догляд людской.
Найдите в тексте диалектные и устаревшие слова.
Слайд 9
Подведение итогов урока
1. Мир природы тесно связан с
миром простых сельских жителей. О какой народной примете, раскрывающей
глубокие знания свойств растений, вы узнали из рассказа Астафьева?
2. Почему «малоприметное» лицо учителя запомнилось герою на всю жизнь? Найдите описание учителя.
3. Почему в селе все уважали учителей? Почему учитель так никогда и не узнал, кто свалил ему воз дров?
4. Перескажите эпизод встречи со змеей от лица ребят. Дайте оценку поступку учителя.
Слайд 10
5. Перечитайте следующий отрывок:
«Тут, я думаю, сработала благодарная
человеческая память, сблизив и сроднив дорогих людей, а вот
фамилии учителя с учительницей никто в Овсянке вспомнить не может. Но фамилию учителя можно и забыть, важно, чтоб осталось слово «учитель»! И каждый человек, мечтающий стать учителем, пусть доживет до такой почести, как наши учителя, чтоб раствориться в памяти народа, с которым и для которого они жили, чтоб сделаться частицей его и навечно остаться в сердце даже таких нерадивых и непослушных людей, как я и Санька» (с. 219).
– Какова, с точки зрения автора рассказа, главная цель жизни учителя?
6. Как вы поняли смысл финальной части рассказа Астафьева?
– Каким чувством проникнуто описание старых фотографий? Что хотел донести автор до современного читателя?
Слайд 11
Домашнее задание
Подготовить выразительное чтение описания со слов: «Люблю
я смотреть на оживающие цветы» – до слов: «...
и боязно было спугнуть среди зимы впорхнувшего к нам предвестника тепла, солнца, зеленой земли».
Написать минисочинение – развёрнутый ответ на вопрос: «Как вы понимаете фразу, заканчивающую повествование: «Деревенская фотография – своеобычная летопись нашего народа, настенная его история...»?