Слайд 2
Цели урока:
Воспитать любовь к русскому искусству, чувство
любви к Родине. Формировать представление о синтезе искусств в
оперном жанре, о литературной основе музыкально-драматического спектакля (былине).
Слайд 3
Задачи:
- воспитание патриотизма;
- духовно-нравственное развитие;
- разучить отрывки из
былин
Слайд 4
Былины – древнерусские эпические песни-сказания, воспеванием подвигов богатырей
отражавшие исторические события
11 – 16 веков.
Слайд 6
Впервые термин «былины» был введён Иваном Сахаровым в
сборнике «Песни русского народа» в 1839 году. Иван Сахаров
предложил его, исходя из выражения «по былинам» в «Слове о полку Игореве», что значило «согласно фактам».
Слайд 7
Происхождение былин
Теория мифологическая видит в былинах рассказы о
стихийных явлениях, а в богатырях — олицетворение этих явлений
и отождествление их с богами древних славян (Орест Фёдорович Миллер, Афанасьев Александр Николаевич).
Теория историческая объясняет былины как след исторических событий, спутанных порой в народной памяти (Леонид Майков, Квашнин-Самарин).
Теория заимствований указывает на литературное происхождение былин (Теодор Бенфей, Владимир Стасов, Веселовский, Игнатий Ягич), причём одни склонны видеть заимствования через влияние Востока (Стасов, Всеволод Миллер), другие — Запада (Веселовский, Созонович).
В итоге односторонние теории уступили место смешанной, допускающей в былинах присутствие элементов народного быта, истории, литературы, заимствований восточных и западных.
Слайд 9
Первоначально предполагали, что былины, которые группируются по месту
действия на циклы — киевские и новгородские, главным образом,
— южнорусского происхождения и только позже перенесены на север; позже высказано мнение о том, что былины — явление местное (Халанский).
В течение веков былины претерпевали различные изменения, причём постоянно подвергались книжному влиянию и многое заимствовали из средневековой русской литературы, а также устных сказаний Запада и Востока.
Приверженцы мифологической теории делили богатырей русского эпоса на старших и младших, пока Халанским не было предложено деление на эпохи: дотатарскую, времён татарщины и послетатарскую.
Слайд 10
Былины составляют одно из самых замечательных явлений русской
народной словесности — по эпическому спокойствию, богатству подробностей, живости
колорита, отчётливости характеров изображаемых лиц, разнообразию мифических, исторических и бытовых элементов они не уступают немецкому богатырскому эпосу и эпическим народным произведениям других народов.
Слайд 11
Былины являются эпическими песнями о русских богатырях: именно
здесь мы находим воспроизведение общих, типических их свойств и
историю их жизни, их подвиги и стремления, чувства и мысли. Каждая из этих песен говорит, главным образом, об одном эпизоде жизни одного богатыря.
Слайд 12
ОПЕРА – БЫЛИНА
РИМСКОГО-КОРСАКОВА «САДКО»
Слайд 13
Работа с пословицами
• БЫЛИНА СТАРИНУ ЛЮБИТ.
• БЫЛЬ НЕ
СКАЗКА. ИЗ НЕЁ СЛОВА
НЕ ВЫКИНЕШЬ.
• БЫЛЬ ЗА СКАЗКОЙ НЕ
УГОНЯЕТСЯ.
Слайд 14
САДКО КУПЕ:
Удивительно, но
в летописях
Новгорода от
1171 г.говорится,
что некий Сотко
Сытинич
в 1167 г.
Заложил церковь
в честь святого…
Слайд 15
Тема былины «Садко»: рассказ о жизни и приключениях
новгородского гусляра Садко, который разбогател и стал купцом.
Идея
былины «Садко»: прославление мастерства и настойчивости в достижении цели.
Главная мысль: любой мастером своего дела и ты многое добьешься. Главные герои былины «Садко» — Садко, купцы, морской царь, Чернавушка, Николай Можайский