Слайд 2
Война всегда интересовала меня.
Но война не в смысле комбинаций великих полководцев –
воображение мое отказывалось следить за такими громадными действиями: я не понимал их – а интересовал меня сам факт войны – убийство. Мне интереснее знать, каким образом и под влиянием какого чувства убил один солдат другого, чем расположение войск при Аустерлицкой или Бородинской битве.
Л.Н. Толстой
Слайд 3
Целеполагание:
Где, по мнению Толстого, определяется исход сражения (в
штабе или на поле боя) ? От каких факторов
он зависит?
Почему русские войска победили при Шенграбене и потерпели поражение при Аустерлице?
Почему совершившие подвиг Тимохин и Тушин остаются без награды, а плоды победы пожинают Берг и Долохов?
Какую роль в изображении военных событий Толстой отводит приему антитезы?
С какой целью писатель противопоставляет внешний вид и
внутренний облик героев романа?
Слайд 4
Военная кампания 1805 г.
Русское правительство вступило
в войну из боязни распространения революционных идей и желания
воспрепятствовать захватнической политике Наполеона.
Смотр в Браунау. Готова ли русская армия к войне?
Слайд 6
Исторический комментарий
Шенграбенское сражение
Аустерлицкое сражение
Решающее сражение в кампании 1805-1807
гг. Шенграбен – это судьба русской армии, а значит,
проверка нравственной силы русских солдат. Путь Багратиона через Богемские горы имел целью задержать армию Наполеона и дать русской армии возможность собрать силы.
Аустерлиц – «сражение трех императоров». Цель его – закрепить достигнутый успех. На самом деле Аустерлицкое сражение стало страницей «срама и разочарования для всей России… и торжества Наполеона – победителя»
Слайд 8
Накануне Аустерлицкой битвы
Слайд 9
Шенграбенское и Аустерлицкое сражения
Шенграбенское
Ясность цели
Поведение участников в
бою
Итог
Аустерлицкое
Неясность цели
Поведение участников в бою
Итог
Слайд 10
Образ Кутузова в романе
Назначая смотр в
присутствии австрийских генералов, Кутузов хотел убедить в том, что
русская армия не готова к походу и не должна идти на соединение с армией генерала Мака.
Слайд 11
Единство главнокомандующего и армии
Каким видим Кутузова? У него
тяжёлая походка, слабый голос, пухлое, изуродованное раной лицо .
Он отрицательно относится к войне на чужой территории и стремится удержать армию от сражений.
Толстой неоднократно подчёркивает близость главнокомандующего и людей “из рядов” — Тимохина (“Ещё измаильский товарищ”), “офицеров, которых он знал по турецкой войне”, а иногда и солдат, которым Кутузов, проходя по рядам, говорил “по нескольку ласковых слов”. И разговор солдат после смотра (“Как же сказывали, Кутузов кривой, об одном глазу? — А то нет! Вовсе кривой. — Не... брат, глазастее тебя. Сапоги и подвёртки — всё оглядел...”), и песня, радовавшая Кутузова, — всё подтверждает единство главнокомандующего и армии — ещё более важное в 1812 году.
Слайд 12
Эта война не была
для Кутузова священным и необходимым делом. Его цель –
удержать армию от боя.
Слайд 14
Шенграбенское сражение
Оно было предпринято по инициативе Кутузова и
дало русской армии возможность выйти на соединение со своими
частями, шедшими из России. Кутузов считал войну ненужной, но здесь речь шла о спасении армии. Опытный и мудрый полководец сумел найти выход в сложной исторической обстановке.
Слайд 15
Шенграбенское сражение
Кутузов – полководец и человек
Русское правительство вступило
в войну из боязни распространения революционных идей и желания
воспрепятствовать захватнической деятельности Наполеона.
В сцене смотра войск при Браунау мы видим, что русская армия не готова к войне и цели её непонятны простым солдатам. Цель Кутузова – сберечь своих солдат, убедить австрийских генералов в том, что русская армия не готова идти на соединение с армией генерала Мака. Кутузов, который, как сказано в предыдущей главе, “намеревался показать австрийскому генералу то печальное положение, в котором приходили войска из России. С этою целью он и хотел выехать навстречу полку, так что, чем хуже было бы положение полка, тем приятнее было бы это главнокомандующему”. И действительно, Кутузов, “поглядывая на обувь, несколько раз грустно покачивал головой и указывал на неё австрийскому генералу с таким выражением, что как бы не упрекал в этом никого, но не мог не видеть, как это плохо”.
Слайд 16
Батарея Тушина
На самом жарком участке, в центре сражения,
без прикрытия находилась батарея Тушина. Более тяжелой обстановки в
Шенграбенском сражении ни у кого не было, но результаты стрельбы были наибольшими. В этом трудном бою капитан Тушин не испытывал ни малейшего страха.
Слайд 17
В Тушине Л.Н.Толстой открывает прекрасного человека, скромного, самоотверженного,
решительного, мужественного. Это и есть толстовская норма поведения человека
в бою, которое определяет истинный героизм.
Слайд 18
Встреча Андрея Болконского с Тушиным до боя и
на его батарее, а затем в избе у Багратиона
заставила увидеть настоящий героизм и воинский подвиг в ином свете.
Слайд 19
Шенграбенское сражение – символ мужества русских
Шенграбенское сражение, предпринятое
по инициативе Кутузова, дало русской армии возможность выйти на
соединение со своими частями, шедшими из России. Для обеспечения этого Кутузов отправил на Венско - цнаймскую дорогу отряд Багратиона, героические действия которого спасут армию. Цели этого сражения понятны солдатам, по-этому, не задумываясь, они готовятся к бою: «Четырёхтысячный отряд Багратиона, весело раскладывая костры, сушился, обогревался, и никто из людей отряда не знал и не думал о том, что предстояло ему».
Слайд 20
«Еду для того, чтобы спасти армию»
Андрей Болконский в
сражении
«Я иду на войну, потому что эта жизнь, которую
я веду здесь,– не по мне», - говорит Болконский Пьеру. Наряду с желанием вырваться из «заколдованного круга» он мечтает о своём Тулоне, о подвиге, который прославит его: «Вот, он, тот Тулон, который выведет его из ряда неизвестных офицеров и откроет ему первый путь к славе!» Он адъютант Кутузова, и чувство ответственности за судьбу армии («мы не лакеи, которым нет дела до господского дела») отличает его от штабных офицеров, ищущих лёгкой карьеры и наград. В самые трудные моменты он стремится быть полезным. Из Брюнна едет «спасать армию». Со спокойным мужеством находится на самых опасных участках Шенграбенского боя. Встреча с Тушиным до боя и на его батарее, а затем после боя и в штабе Багратиона заставила его увидеть настоящий героизм и воинский подвиг в истинном свете.
Слайд 21
«Надо быть ближе к солнцу»
Князь Андрей считал, что
подвиг мог совершить только человек, занимающий высокое официальное положение
или имеющий героическую внешность. Но маленький, неказистый и косноязычный Тушин опроверг своим мужеством это ошибочное представление. Это новое знание оскорбляет его самолюбие. Почему? Тушин, только что совершивший подвиг, не может защитить себя перед начальством. Он был бы строго наказан, если бы не вмешательство Князя Андрея. Выйдя из штаба и распрощавшись с Тушиным, князь Андрей не мог подавить в себе презрение к нему. Он болезненно переживает любое прикосновение к прозе жизни. Его влечёт только выдающееся, исключительное (Кутузов, Наполеон). Недаром он говорит: «Надо быть ближе к солнцу». В этот период жизни Болконский переживает свой первый душевный кризис, когда понимает ошибочность своих представлений о подвиге и людях, его совершающих.
Слайд 22
Истинное и ложное
Один из главных пороков современной цивилизации,
по мысли Толстого, в широком распространении ложных понятий. В
связи с этим проблема истинного и ложного становится одной из ведущих в произведении. Как же отличить истинное от ложного? Для этого у Толстого есть два критерия: истинное исходит из глубины души человека и выражается просто, без позы и «игры на публику». Ложное, наоборот, порождено низменной стороной человеческой натуры и всегда ориентировано на внешний эффект. Что же подразумевает Толстой под понятием «ложный героизм»?Пока человек хочет совершить подвиг прежде всего для того, чтобы его заметили, и мечтает о подвиге непременно красивом, это, по Толстому, ещё не настоящий героизм. Истинный героизм возникает тогда, когда человек думает не о себе, а общем деле и не заботится о том, как он выглядит со стороны.
Слайд 23
Тема истинного и ложного героизма
Истинным героем в сражении
показан капитан Тушин. В его облике автор стремится увидеть
неуставное, человеческое, поэтому во внешности его нет ничего героического: «В его фигурке было что-то особенное, совершенно невоенное, несколько комическое, но чрезвычайно привлекательное». Перед боем он говорит, что боится смерти, в бою же «Тушин не испытывал ни малейшего чувства страха, и мысль, что его могут убить или больно ранить, не приходила ему в голову». Он самостоятельно принимает решения: «Никто не приказывал Тушину, куда и чем стрелять… решил, что хорошо бы зажечь деревню». В результате именно он со своей батареей остановил движение французов в центре сражения.
Слайд 24
Мужество, героизм, самоотверженность Тушина и его батареи показаны
как естественное поведение на войне истинных героев. После боя,
в сцене подведения итогов в штабе, он опять «маленький», боящийся начальства человек, избежавший наказания благодаря вмешательству Болконского, оценившего его подвиг: «Успехом дня мы обязаны более всего действию этой батареи и геройской стойкости капитана Тушина с его ротой».
Слайд 25
Что такое трусость и героизм,
подвиг и воинский долг?
Штабные,
Жерков
Долохов
После боя один
Долохов
похвалился своими
заслугами и ранением.
Храбрость его
показная,
ему свойственна
самоуверенность и
выпячивание себя
на первый план.
Тушин и
Тимохин с солдатами
В условиях растерянности
рота Тимохина «одна в лесу
удержалась в порядке и,
засев в канаву у леса,
неожиданно атаковала
французов».
Тихий, до боя казавшийся
нескладным, командир роты
Тимохин сумел удержать своих своих
солдат. Рота выручила
остальных, взяла пленных и
трофеи.
Слайд 26
К лжегероям относится и Долохов, для которого война
– способ вернуть звание после того, как он был
разжалован в рядовые. В сцене смотра войск он обращается к Кутузову: «Прошу дать мне случай загладить мою вину и доказать мою преданность государю императору и России». В сражении он проявляет храбрость, преследуя те же эгоистические, карьерные цели: «Мною взят в плен офицер… Я остановил роту. Прошу запомнить, ваше превосходительство. Рана штыком, я остался во фронте».
Слайд 27
Истинным героем является и Тимохин, который в сцене
смотра войск при Браунау выглядел весьма неприглядно: «Лицо капитана
выражало беспокойство школьника, которому велят сказать не выученный им урок. На красном (очевидно, от невоздержания) лице выступали пятна, и рот не находил положения».
Во время же боя он «с одною шпажкой набежал на неприятеля». «Это была рота Тимохина, которая одна в лесу удерживалась в порядке…и неожиданно атаковала французов».
Награды не достаются ни Тушину, ни Тимохину, награды получают Жерковы и Долоховы. Жерков храбр перед начальством, в бою труслив. Он отправлен на батарею Тушина, чтобы передать приказ об отступлении: « Жерков, бойко, не отнимая руки от фуражки, тронул лошадь и поскакал. Но едва он отъехал от Багратиона, как силы изменили ему. На него нашёл непреодолимый страх, и он не мог ехать туда, где было опасно».
Слайд 28
Антивоенная тема в романе
Николай Ростов «И зачем
я пошёл сюда!»
Отрицательное отношение Толстого к войне выражено через
пейзажные зарисовки, через сцену мирного общения русских и французских солдат перед боем, через восприятие войны Николаем Ростовым, пока ещё невоенным человеком (для него это первый бой). Что чувствовал Ростов в первом сражении? Что он видел? Он видел небо, солнце: «Как хорошо показалось небо, как глубоко, спокойно и глубоко!» И это небо выше и важнее происходящего сейчас на земле: бессмысленных убийств, жертв, неизвестно во имя чего приносимых. В начале боя он думает о наслаждении атаки («Ох, как рубану его!»), когда же его хотят убить, он приходит в ужас: «Не может быть, чтобы они хотели убить меня». Вот он, раненый, сидит на лафете и понимает, что не создан для убийств: «И зачем я пошёл сюда!»
Слайд 29
Истинный героизм проявляют на войне прежде всего простые
люди – солдаты: капитан Тушин, капитан Тимохин и другие.
«Простота, добро и правда» - главные критерии отличия истинного от ложного в «Войне и мире».
Слайд 30
Аустерлицкое сражение
«Эпоха наших неудач и нашего срама», -
писал Л.Н.Толстой.
Страшная, как и всякая война, уничтожением человеческой жизни
она не имела объясняющей ее неизбежность цели.
Слайд 31
Что же вы не начинаете, Михаил Ларионович?
– поспешно обратился император Александр к Кутузову…
Я поджидаю
ваше величество, - отвечал Кутузов.- Не все колонны еще собрались…
Ведь мы не на Царицыном Лугу, Михаил Ларионович, где не начинают парада, пока не придут все полки, - сказал государь.
- Потому и не начинаю, что мы не на параде и не на Царицыном Лугу, - выговорил он ясно и отчетливо.
Слайд 32
Аустерлицкое сражение
Это сражение трёх императоров, цели его непонятны
простым солдатам. Толстой считал, что сражение, не имеющее высокого
нравственного стимула, будет проиграно. И личная воля отдельных людей, в том числе и Кутузова, не может изменить ход событий. Кутузов отрицательно относится к сражению: он считает, что нужно или отступать, или подождать подкрепление из России. Он предсказывает результат сражения: «Я думаю, что сражение будет проиграно». На военном совете он не предлагает свой план сражения, он просто спит, зная, что бессилен что-либо изменить. Русско-австрийскую армию Толстой называет «толпой»: «толпы бежали назад», «войска бежали густой толпой». Кругом «туман», туманны и распоряжения командиров.
Слайд 33
«Что делают! Что делают? – бормотал про себя
Кутузов. – Что же это?»
За бездарность императоров расплачиваются солдаты
и офицеры действующей армии. Вот Ростов узнаёт, что из «всей массы огромных красавцев людей (кавалергардов) после стычки осталось только осьмнадцать человек». Потом он увидел, что «на поле, как копны на хорошей пашне, лежало человек 10-15 убитых, раненых на каждой деятине места». Гибнут сотни бойцов на узкой плотине.
Весь этот ад возник по вине человека «с прекрасным счастливым лицом и ласковым голосом». После поражения Александр 1 выглядит уже иначе: «Государь был бледен, щёки его впали и глаза ввалились», «заплакав», он «закрыл глаза рукой».
Слайд 34
Внутренне схож с русским императором и Наполеон. У
обоих на лицах перед сражением – счастье. Их роднит
ребяческое легкомыслие по отношению к армии, народу. В письме Наполеон обращается к Александру со словами: «Государь, брат мой». Они братья по духу и по цели, они строят своё счастье на несчастье других.
Так обнаруживается главнейшая мысль 1 тома – мысль о ничтожности тех, кто живёт собой, своим счастьем, построенном на несчастье других.
Слайд 35
«Вот та счастливая минута, тот Тулон, которого так
долго ждал он». «Хочу славы, хочу быть известным людям,
хочу быть любимым ими.. Одного этого я хочу, для одного этого я живу».
В это же время Наполеон, глядя на солнце, выплывающее из тумана, видел, как оно осветит поле его торжества. И он тоже не думал о том, что его торжество будет следствием страданий и гибели людей.
Стремясь к славе, князь Андрей действительно совершает подвиг, со знаменем в руках он поднимает солдат в атаку: «Вот оно! – думал князь Андрей, охватив древко знамени и с наслаждением слыша свист пуль, очевидно, направленных против него... Он побежал вперёд с несомненной уверенностью, что весь батальон побежит за ним. Действительно, он пробежал один только несколько шагов…Весь батальон с криком»ура!» побежал вперёд и обогнал его».
Слайд 36
Второй душевный кризис Андрея Болконского
Раненый, Болконский видит перед
собой Наполеона и понимает, что не может быть велик
человек, который повинен в смерти тысяч людей. Понимает, что прежнее его стремление к славе ничтожно: «И так мелочен казался ему сам герой его, с этим мелким тщеславием и радостью победы». Так приходит разочарование в Наполеоне, понимание ничтожности подвига, совершённого во имя личной славы.
Слайд 37
Андрей Болконский мечтает о славе, о своем
«Тулоне».
«С знаменем в руке я пойду вперед»
С ощущением величайшего
разочарования в Наполеоне, бывшем раньше его героем, лежит на Праценской горе князь Андрей.
Слайд 38
Наполеон представился ему маленьким, ничтожным человечком, «с безучастным,
ограниченным и счастливым от несчастья других взглядом».
Слайд 39
Для Толстого война - кровь и грязь, боль
и вынужденное убийство себе подобных, "противное человеческому разуму и
всей человеческой природе событие". К этой правде ведет он своего героя (и читателей) через все хитросплетения военной кампании 1805 года, через поле Аустерлица.
В стремлении князя Андрея самореализоваться "по образу и подобию" кумира, повторить его путь Толстому ненавистно все: и сам кумир, и желание сбыться в чужой судьбе. И тогда к князю Андрею приходит ошеломляющее прозрение.
Слайд 40
«Все пустое, все обман, кроме этого бесконечного неба"
И
перед глазами князя Андрея раскроется чистое высокое небо -
символ истины. И отрывистые, резкие фразы, порожденные сумятицей сражения, сменяются величавым, медленным и глубоким повествованием: "Как тихо, спокойно и торжественно, совсем не так, как я бежал, - подумал князь Андрей, - не так, как мы бежали, кричали и дрались... совсем не так ползут облака по этому высокому бесконечному небу. Как же я не видал прежде этого высокого неба? И как я счастлив, что узнал его наконец. Да! Все пустое, все обман, кроме этого бесконечного неба".
Что же включает князь Андрей в это «всё»?
(Суета, ложь, борьба тщеславий, бессмысленность войны, увлечение Наполеоном).
Взамен былого кумира он обретает высокие и вечные ценности, которых не знал прежде: счастье просто жить, возможность дышать, видеть небо, быть.
Слайд 41
Затеянная ради славы, ради честолюбивых интересов русских придворных
кругов война 1805-1807гг. была непонятна и не нужна народу,
поэтому завершилась Аустерлицем. Такой исход был тем позорнее, что русская армия могла быть мужественной и героической, когда ей хоть сколько-нибудь были понятны цели сражения, как это было при Шенграбине.