Слайд 2
СВИДРИГАЙЛОВ – духовный двойник РАСКОЛЬНИКОВА
Ч.1, гл.3 (мать Раскольникова
о Свидригайлове)
Ч.4, гл.1, 2 (Лужин о Свидригайлове, первая встреча
Раскольникова со Свидригайловым)
Ч.6, гл.3, 4, 5, 6 (последняя встреча Свидригайлова с Раскольниковым и Дуней, смерть Свидригайлова)
не имеем определенных сведений о нем
Письмо
Франт на бульваре
Преследование Сони
Сон о смеющейся старухе (реальность)
самоубийство
Слайд 3
«. Это был человек лет пятидесяти».
«. росту
повыше среднего, дородный, с широкими и крутыми плечами, что
придавало ему несколько сутуловатый вид. Был он щегольски и комфортно одет и смотрел осанистым барином. В руках его была красивая трость, которою он постукивал, с каждым шагом, по тротуару, а руки были в свежих перчатках. Широкое, скулистое лицо его было довольно приятно, и цвет лица был свежий, не петербургский. Волосы его, очень еще густые, были совсем белокурые и чуть-чуть разве с проседью, а широкая, густая борода, спускавшаяся лопатой, была еще светлее головных волос. Глаза его были голубые и смотрели холодно-пристально и вдумчиво; губы алые. Вообще это был отлично сохранившийся человек и казавшийся гораздо моложе своих лет. « «. обеими руками оперся на трость. Сколько можно было разглядеть сквозь мигавшие ресницы, человек этот был уже немолодой, плотный и с густою, светлою, почти белою бородой…» «. Это было какое-то странное лицо, похожее как бы на маску: белое, румяное, с румяными, алыми губами, с светло-белокурою бородой и с довольно еще густыми белокурыми волосами. Глаза были как-то слишком голубые, а взгляд их как-то слишком тяжел и неподвижен. Что-то было, ужасно неприятное в этом красивом и чрезвычайно моложавом, судя по летам, лице. Одежда Свидригайлова была щегольская, летняя, легкая, в особенности щеголял он бельем. На пальце был огромный перстень с дорогим камнем.»
Слайд 4
«Я кто такой? Вы знаете: дворянин, служил два
года в кавалерии».
«. Дети мои остались у тетки;
они богаты, а я им лично не надобен. Да и какой я отец!»
«. Оно конечно, одет прилично и числюсь человеком не бедным».
«Себе я взял только то, что подарила мне год назад Марфа Петровна. С меня достаточно».
«я хоть и небогат».
«Марфа Петровна… и если и оставила ему нечто …чего и на год не хватит человеку с его привычками».
«… слишком уже строго поступили с этим сумасбродом».
«…этот сумасброд давно уже возымел к Дуне страсть».
Слайд 5
«Действительно, я человек развратный и праздный».
« А
я ведь человек мрачный, скучный. Вы думаете, веселый? Нет,
мрачный: вреда не делаю, и сижу в углу; иной раз три дня не разговорят».
«…я человек грешный. Хе-хе-хе. « «. я люблю клоаки именно с грязнотцой».
«…и в таком скверном и пустом человеке, как я. » (Свидригайлов о себе) «. хотя бы что‑нибудь было; ну помещиком быть, ну отцом, ну уланом, фотографом, журналистом… н‑ничего, никакой специальности! Иногда даже скучно».
«. Аркадий Иванович, когда хотел, был человек с весьма обворожительными манерами».
«Мне даже кажется, что вы очень хорошего общества или, по крайней мере, умеете при случае быть и порядочным человеком».
«…он человек хитрый и обольстительный насчет дам».
Слайд 6
сны;
совершили преступление;
финансово помогают Мармеладовым;
подозревают в преступлениях;
не любят Лужина
( виновны в Лужин/ Дуня).
"Ну, не правду я сказал,
что мы одного поля ягоды?"
“Мне все кажется, что в вас есть что-то к моему подходящее».
“…Ну не сказал ли я, что между нами есть какая-то точка общая”.
Слайд 7
Литературный архетип — часто повторяющиеся образы, сюжеты, мотивы в
фольклорных и литературных произведениях.
Вельзеву́л («повелитель мух») в христианской религии — один
из злых духов, подручный дьявола (довольно часто отождествляется с ним наряду с Люцифером).
Слайд 8
“…Только жужжала и билась какая-то муха, ударяясь с
налета об стекло”.
только “…Проснувшаяся муха вдруг с налета
ударилась об стекло и жалобно жужжала”.( 4 сон Раскольникова).
Проснувшиеся мухи лепились на нетронутую порцию телятины, стоявшую тут же на столе. Он долго смотрел на них и наконец свободною правою рукой начал ловить одну муху. Долго истощался он в усилиях, но никак не мог поймать.(Свидригайлов после сна).
Слайд 9
“... вдруг как бы что-то пробежало под одеялом
по руке его и по ноге.... он встряхнул одеяло,
и вдруг на простыню выскочила мышь. Он бросился ловить ее; но мышь не сбегала с постели, а мелькала зигзагами во все стороны, скользила из-под его пальцев, перебегала по руке и вдруг юркнула под подушку, он бросил подушку, но в одно мгновение почувствовал, как что-то вскочило ему за пазуху, шоркает по телу, и уже за спиной, под рубашкой. Он нервно задрожал и проснулся”.
Мышь – это символ-воплощение души умершего, предвестник скоропостижной кончины.
первый сон - галлюцинация
Слайд 10
“... прелестный пейзаж; светлый, теплый, почти жаркий день,
праздничный день, Троицын день”. Герою всюду видятся цветы и
травы, непременные спутники Троицына дня. Здесь царит жизнь и девственная чистота природы, но стоит Свидригайлову войти в дом, как все меняется: “посреди залы” стоит гроб, “обитый белым гроденаплем и обшитый белым густым рюшем”, в котором лежала “девочка, в белом тюлевом платье”
второй сон - галлюцинация
Белый цвет – смерть ,тоска
Слайд 11
“... ее губки раздвигаются в улыбку, кончики губок
вздрагивают, как бы еще сдерживаясь. Но вот уже она
совсем перестала сдерживаться; это уже смех, явный смех; что-то нахальное, вызывающее светится в этом не детском лице; это разврат, это лицо камелии, нахальное лицо продажной камелии из француженок. Вот уже совсем не таясь, открываются оба глаза: они обводят его огненным и бесстыдным взглядом, они зовут его, смеются...”.
третий сон - галлюцинация
Взгляд Свидригайлова в уродливое зеркало своей души. Он терпит крах, нравственное банкротство.
Слайд 12
Образ зловещей природы. ( из бытия а небытие;
окончание снов зарисовкой погоды за окном).
Образ ветра - символ
нарастающей беды, которая неумолимо покарает Свидригайлова за его грехи.
Образ воды. Не очищающая священная стихия, она связана с пошлостью и развратом.
Образ свечи - символ связи человека с Богом, космосом, иными мирами. ( зажигается свеча перед каждой галлюцинацией. После последней окончательно потухает).
Образ тумана. Окончательно разуверившись в жизни, не видя более смысла продолжать ее, измученный совестью герой уходит. Он навсегда растворяется в этом “молочном, густом тумане, лежащим над городом”. Туман в данном эпизоде последний оплот жизненного пути.
Слайд 13
Избавил Дуню от позора и восстановил ее
доброе имя.
В Петербург приехал для того, чтобы помочь
Дуне освободиться от Лужина.
Пощадил Дуню во время последней встречи с ним.
Свидригайлов взял на себя устройство дел семьи Мармеладовых.
Предлагает Раскольникову деньги для бегства в Америку.
Свидригайлов - натура противоречивая
Слайд 14
Предрассудки.
Вытесняет Божеское из себя.
Цепляется за красоту
и благородство.
Видит
будущее.
Свободный, смелый.
Добро и зло – относительны,
все позволено – все
безразлично.
(мировая скука, пошлость).
Отрицает будущее.(Дуня?)
Нигилист.
причина взаимного притяжения героев
_____________________________________________________________________________
разочарование в жизни
Слайд 15
Образ Свидригайлова отчетливо показал, что человек, пытающийся встать
вне общества, неизбежно придет к гибели, к самоубийству, к
суду личности над собой.
К гибели его приводит борьба между жаждой жизни и отвращением к самому себе.
Свидригайловым овладело скептическое отчаяние. “У него нет привязанности ни к добру, ни к злу. Это мертвое равнодушие оказалось сильнее даже инстинкта жизни. Без веры в истину и добро жить нельзя”.
Слайд 17
«Никому не дано права отнимать у другого жизнь,
если только это не делается ради того, чтобы помешать
ещё худшему злу».
Э.Хемингуэй
Что является подтверждением того, что Свидригайлов это понял?
Слайд 18
ДОМАШНЕЕ ЗАДАНИЕ
Часть 2 глава 5
Часть 5 глава
3,4
Часть 4 глава 4
Часть 6 глава 8
Слайд 19
«возлюби прежде всего одного себя»
Вирус себялюбия,
отчужденности и
жестокости
«слабенькие»
платят за все
Слайд 20
"Правда, ему уже сорок пять лет...«
"Он уже надворный
советник, Петр Петрович Лужин...«
"...он довольно приятной наружности и еще
может нравиться женщинам..."
"...Петр Петрович не спеша вынул батистовый платок, от которого понесло духами..."
"...золотой лорнет Петра Петровича, который он придерживал в левой руке..."
"...большой, массивный, чрезвычайно красивый перстень с желтым камнем, который был на среднем пальце этой руки..."
«...женитьба на бедной девице, уже испытавшей жизненное горе, по-моему, выгоднее в супружеском отношении, чем на испытавшей довольство, ибо полезнее для нравственности...»
Лужин – житейско -бытовой двойник Раскольникова
Слайд 21
«Если мне, например, до сих пор говорили: «возлюби»,
и я возлюблял, то что из того выходило? — продолжал
Петр Петрович, может быть с излишнею поспешностью, — выходило то, что я рвал кафтан пополам, делился с ближним, и оба мы оставались наполовину голы, по русской пословице: «Пойдешь за несколькими зайцами разом, и ни одного не достигнешь». Наука же говорит: возлюби, прежде всех, одного себя, ибо всё на свете на личном интересе основано. Возлюбишь одного себя, то и дела свои обделаешь как следует, и кафтан твой останется цел. Экономическая же правда прибавляет, что чем более в обществе устроенных частных дел и, так сказать, целых кафтанов, тем более для него твердых оснований и тем более устраивается в нем и общее дело. Стало быть, приобретая единственно и исключительно себе, я именно тем самым приобретаю как бы и всем и веду к тому, чтобы ближний получил несколько более рваного кафтана и уже не от частных, единичных щедрот, а вследствие всеобщего преуспеяния. Мысль простая, но, к несчастию, слишком долго не приходившая, заслоненная восторженностью и мечтательностию, а казалось бы, немного надо остроумия, чтобы догадаться…»
2/5
теория «О целом кафтане»
(разумный эгоизм)
Слайд 22
Предрассудки.
Вытесняет Божеское из себя.
Цепляется за красоту
и благородство.
Видит
будущее.
Гуманизм.
Деньги.
Карьерист.
Цель оправдывает средства.
Все основано на личном
интересе человека.
Расчет и
выгода.
_____________________________________________________________________________
Эгоизм / теория
Ум, тщеславие, угрюмые, высокомерие, вспыльчивость, подлецы
Слайд 24
«ненасытимое сострадание»
"...лет восемнадцати...»
"...белокуренькая, личико всегда бледненькое, худенькое..." "...худое,
бледное и испуганное личико с раскрытым ртом и с
неподвижными от ужаса глазами. Соня была малого роста, лет восемнадцати, худенькая, но довольно хорошенькая блондинка, с замечательными голубыми глазами.«
"...безответная она, и голосок у ней такой кроткий… белокуренькая, личико всегда бледненькое, худенькое..." " Соня, робкая от природы..." "...обидеть ее всякий мог почти безнаказанно..."
"Она, конечно, с терпением и почти безропотно могла все перенести..."
Соня Мармеладова – нравственный антипод Раскольникова
Слайд 25
«Огарок уже давно погасал в кривом подсвечнике, тускло
освещая в этой нищенской комнате убийцу и блудницу, странно
сошедшихся за чтением вечной книги».
Встречи – духовное пробуждение героя
Притча о воскресении Лазаря 4/4
Похороны / признание 5/4
Перед признанием 6/8
_________________________________________________________________________
п р е с т у п л е н и е
Вред себе
Вред обществу
разум
вера
Слайд 26
ДОМАШНЕЕ ЗАДАНИЕ
Часть 2 глава 2
Часть 3 глава
5
Часть 4 глава 5,6
Часть 5 глава 1
Часть 6 глава
1,2
Слайд 27
"Матери у меня нет, ну а дядя каждый
год сюда приезжает…»
"Вразумихин, студент, дворянский сын...»
"Был он очень
беден...»
"Наружность его была выразительная — высокий, худой, всегда худо выбрит, черноволосый...»
"...сильный, как богатырь...»
"...бодр и почти свеж, несмотря на ужасное количество выпитого в этот вечер вина...»
"Белье же было на нем всегда сносное; на этот счет он был особенно чистоплотен..."
Разумихин – второй «светлый» двойник Раскольникова
Слайд 28
Отчаялся.
Пессимист.
Жаждет проверить теорию.
Винит общество в своих неудачах.
Высоко
себя ценит.
Скрытен.
«Цель оправдывает средства».
Борется.
Оптимист.
Мечта – собственное издательское предприятие.
Совершает рациональные
действия.
За внешней простотой –ум и достоинство.
Разговорчив.
Для достижения цели выбирает путь упорного труда.
___________________________________________________________________________
дружба, нищета, помощь ближнему
А
Н
Т
И
П
О
Д
Ы
Слайд 29
Р
А
З
У
М
И
Х
И
Н
Р
О
Д
И
О
Н
Подберите определения персонажам в соответствии с заданными заглавными
буквами
Слайд 30
Порфирий Петрович – идейный антипод Раскольникова
"Это был человек
лет тридцати пяти...»
"...маленькая, толстенькая и круглая фигурка, как будто
мячик, катавшийся в разные стороны и тотчас отскакивавший от всех стен и углов."
"Я, знаете, человек холостой...»
"Малый умный, умный, очень даже неглупый, только какой-то склад мыслей особенный…»
"Я честный человек, Родион Романыч, и свое слово сдержу.»
"А дело знает, знает… Он одно дело, прошлого года, такое об убийстве разыскал, в котором почти все следы были потеряны!"
Слайд 31
«Видали бабочку перед свечкой? Ну, так вот он
все будет, все будет около меня, как около свечки,
кружиться; свобода не мила станет, станет задумываться, запутываться, сам себя кругом запутает, как в сетях, затревожит себя насмерть!..»
- в квартире Порфирия Петровича 3/5
теория;
- в кабинете Порфирия Петровича, в конторе 4/5 Миколка;
- в каморке Раскольникова 6/1 призыв к явке с повинной.
Пошел до конца
Не переступил черту
Слайд 32
"...Андрей Семеныч Лебезятников, служащий
в министерстве...«
"Сердце у него
было довольно мягкое, но речь весьма самоуверенная, а иной
раз чрезвычайно даже заносчивая, — что, в сравнении с фигуркой его, почти всегда выходило смешно.«
"...я, такой просвещенный человек...«
"...Лебезятников не только пошленький и глуповатый человечек, но, может быть, и лгунишка, и что никаких вовсе не имеет он связей позначительнее даже в своем кружке, а только слышал что-нибудь с третьего голоса...«
"Андрей Семенович, у которого никогда почти не бывало денег..."
«ЧТО ДЕЛАТЬ?»
Лебезятников – двойник Раскольникова
Слайд 33
Совершают аморальные поступки
под влиянием собственных идей
Т
Е
О
Р
И
Я
П
Р
А
К
Т
И
К
А
5/1
Слайд 34
Кто, по мнению Достоевского, может разрушить (преобразовать) мир?
С
какой целью автор вводит в роман убийство Лизаветы?
ДОМАШНЕЕ ЗАДАНИЕ
(5/4)
Слайд 35
«Вечная Сонечка» - нравственный идеал автора.
«Станьте солнцем, вас
все и увидят. Солнцу прежде всего надо быть солнцем»
ВЫСШИЙ
СИМВОЛ СТРАДАНИЯ В ЖЕНСКОМ ИЗМЕРЕНИИ
ВЫСШИЙ СИМВОЛ СТРАДАНИЯ В МУЖСКОМ ИЗМЕРЕНИИ
ОБЕЗДОЛЕННАЯ МУЧЕНИЦА
ЖЕРТВЕННОСТЬ
С В Е Т Я Т
СВЕТИТ И ГРЕЕТ
Слайд 36
Крест - в христианском нравственном богословии есть совокупность
жизненных лишений, страданий, которые должны терпеливо переноситься во имя
Христа.
5/4
- символ веры в чудо;
- символ надежды на спасение;
- символ воскрешения.
Слайд 37
«- Жалеть! Зачем меня жалеть! Зачем жалеть, говоришь
ты? Да! меня жалеть не за что!- Меня распять
надо, распять на кресте, а не жалеть. Но распни, судия, распни и, распяв, пожалей его! …»
«Да что на тебе креста, что ли, нет, леший!- кричит один старик из толпы. Ну и впрямь, знать, креста на тебе нет!- кричат из толпы уже многие голоса».
«На шнурке были два креста, кипарисный и медный, и, кроме того, финифтяный образок; и тут же вместе с ними висел небольшой замшевый засаленный кошелёк с стальным ободком и колечком. Кошелёк был очень туго набит».
«Дай! - сказал Раскольников. Но он тотчас же отдёрнул протянутую за крестом руку».