Слайд 2
Цели: показать особенности изображения природы и человека в
лирике Фета; формировать навыки самостоятельной работы с разными источниками
информации, обучать выразительному чтению стихотворений, умению выявлять в них средства выразительности речи; совершенствовать умение анализировать поэтический текст, развивать умение эмоционально откликаться на художественное слово, культуру общения; воспитание эстетического вкуса, умения слушать и уважать мнение другого человека, воспитание доброты и чуткости через восприятие произведения.
Слайд 3
И пока святым искусством
радуется свет,
Будет дорог нежным
чувством
вдохновенный Фет.
К. Фофанов
Слайд 4
Русская литература познала немало великих поэтов, воспевших красоту
родной природы. И особое место занимает Афанасий Фет –
поэт, ценитель «чистого искусства», показавший важность каждого явления природы, каждого мгновения жизни. Творчество Фета пропитано любовью к природе. В каждом слове мы можем почувствовать трепетное отношение поэта к ее красоте.
Слайд 5
Справедливо заметил Н.М. Любимов: «Мы не можем не
дивиться тому, как прекрасна природа у Фета во всей
переливчатости красок, звуков, благоуханий, как прекрасен человек во всей сложности его душевных порывов, в силе его привязанностей, в глубине его переживаний».
Слайд 6
В каждом своем стихотворении Фет с филигранной точностью
описывает мельчайшие детали картины природы, будто рассматривает полотно живописца.
Слайд 7
Сядем здесь, у этой ивы,
Что за чудные извивы
На
коре вокруг дупла!
А под ивой как красивы
Золотые переливы
Струй дрожащего
стекла!
Слайд 8
Картины природы, созданные Фетом, удивительны и вдохновенны, близки
сердцу каждого русского человека: «сонливое, скупое утро севера» и
светлая, бодрая, морозная зимняя ночь, яркая игра луны и загадочное мерцание звезд, томные стоны сосен и запах ночной фиалки...
Слайд 9
Особое место в природной лирике А. Фета занимает
тема весны. С приходом весны все вокруг меняется: природа
будто просыпается после долгого сна, сбрасывает оковы зимы. И такое же пробуждение, обновление происходит и в душе лирического героя Фета. Но вместе с радостью душу наполняет непонятная тоска, грусть, смятение. И Фет стал первым поэтом, показавшим сложные, противоречивые чувства героя, смену его настроений, влияние природы на его душевное состояние.
Слайд 10
Природа соотносится у Фета с человеческими чувствами, с
особым восприятием жизни. Так, весна порождает в нем какую-то
особую лень, неясную тоску, чувственную негу:
Пропаду от тоски я и лени,
Одинокая жизнь не мила,
Сердце ноет, слабеют колени...
В каждый гвоздик душистой сирени,
Распевая, вползает пчела.
(«Пчелы» )
Слайд 11
Одновременно весенние стихотворения Фета — это и гимн
вечному обновлению жизни, гимн молодым, могучим силам природы:
Я пришел
к тебе с приветом,
Рассказать, что солнце встало,
Что оно горячим светом
По листам затрепетало,
Рассказать, что лес проснулся,
Весь проснулся, веткой каждой,
Каждой птицей встрепенулся
Слайд 12
Весенняя природа ассоциируется у поэта с утренним пробуждением,
зимняя же — с безмолвием лунной ночи. В лирике
Фета мы часто встречаем зимний ночной пейзаж:
Ночь светла, мороз сияет,
Выходи — снежок хрустит;
Пристяжная озябает
И на месте не стоит.
( «Ночь светла» )
Слайд 13
Если весенние картины природы у поэта радостны, наполнены
светом, теплом, жизнью, то в зимних пейзажах зачастую возникает
мотив смерти: печальная береза одета в «траурный» наряд, ветер зловещий свистит над дубовым крестом, яркий зимний свет освещает ход склепа. Мысль о смерти, о небытии, об опустевшей земле сливается в воображении поэта с видом зимней, уснувшей вечным сном природы:
Селенье спит под снежной пеленой,
Тропинки нет по всей степи раздольной.
Да, так и есть: над дальнею горой
Узнал я церковь с ветхой колокольней.
Как мерзлый путник в снеговой пыли,
Она торчит в безоблачной дали.
Ни зимних птиц, ни мошек на снегу.
Все понял я: земля давно остыла
И вымерла...
( «Никогда» )
Слайд 14
Главный мотив и идея творчества Фета - красота.
Он считал, что назначение поэзии – помочь человеку выйти
из мира страданий и печали и погрузиться в мир красоты. Фет утверждал: «Нельзя перед вечной красотой не петь, не славить, на молиться».
Слайд 15
Ярким солнцем в лесу пламенеет костер,
И, сжимаясь, трещит
можжевельник;
Точно пьяных гигантов столпившийся хор,
Раскрасневшись, шатается ельник…
Слайд 16
Ты прав. Одним воздушным очертаньем
Я так мила.
Весь бархат
мой с его живым миганьем -
Лишь два крыла.
Не спрашивай:
откуда появилась?
Куда спешу?
Здесь на цветок я легкий опустилась
И вот - дышу.
Надолго ли, без цели, без усилья,
Дышать хочу?
Вот-вот сейчас, сверкнув, раскину крылья
И улечу.
Слайд 17
Георгины
Вчера - уж солнце рдело низко -
Средь георгин
я шел твоих,
И как живая одалиска
Стояла каждая из них.
Как
много пылких или томных,
С наклоном бархатных ресниц,
Веселых, грустных и нескромных
Отвсюду улыбалось лиц!
Казалось, нет конца их грезам
На мягком лоне тишины,-
А нынче утренним морозом
Они стоят опалены.
Но прежним тайным обаяньем
От них повеяло опять,
И над безмолвным увяданьем
Мне как-то совестно роптать.
Слайд 18
Ель рукавом мне тропинку завесила..."
Ель рукавом мне тропинку
завесила.
Ветер. В лесу одному
Шумно, и жутко,
и грустно, и весело,-
Я ничего не пойму.
Ветер. Кругом все гудёт и колышется,
Листья кружатся у ног.
Чу, там вдали неожиданно слышится
Тонко взывающий рог…
Слайд 19
Шепот, робкое дыханье.
Трели соловья,
Серебро и колыханье
Сонного ручья.
Свет ночной,
ночные тени,
Тени без конца,
Ряд волшебных изменений
Милого лица,
В дымных тучках
пурпур розы,
Отблеск янтаря,
И лобзания, и слезы,
И заря, заря!..