Слайд 2
Аустерлицкое сражение между союзной армией России и Австрии
и армией Франции состоялось в 1805 году,
20 ноября ( 2 декабря ).
Армией союзников, в которой находились российский и австрийский императоры, командовал М.И. Кутузов, армией французов – император Наполеон, поэтому у сражения есть еще одно историческое название: «Битва трех императоров».
Слайд 3
Основную роль в ведении этой войны взяли на
себя австрийские военачальники, тем более что бои велись на
территории Австрии. И сражение возле городка Аустерлиц в романе «Война и мир» тоже было продумано и спланировано австрийским генералом Вейротером. Принять в расчет мнение Кутузова или кого-нибудь еще, Вейротер не считал нужным.
Слайд 4
Военный совет перед Аустерлицким сражением напоминает не совет,
а выставку тщеславий, все споры велись не с целью
достигнуть лучшего и правильного решения а, как пишет Толстой: «…было очевидно, что цель… возражений состояла преимущественно в желании дать почувствовать генералу Вейротеру, столь самоуверенно, как школьникам-ученикам, читавшему свою диспозицию, что он имел дело не с одними дураками, а с людьми, которые могли и его поучить в военном деле».
Слайд 5
Сделав несколько бесполезных попыток изменить ситуацию, Кутузов проспал
все время, пока длился совет. Толстой явственно дает понять,
насколько Кутузову претит вся эта напыщенность и самодовольство, старый генерал прекрасно понимает, что сражение будет проиграно.
Слайд 6
Аустерлицкое сражение было использовано писателем Львом Толстым в
качестве ключевого эпизода первого тома романа. Оно несет большую
и очень важную для раскрытия характеров героев нагрузку.
Слайд 7
В описании Аустерлицкого сражения в «Войне и мире»
Толстой показывая поле боя с двух противоположных сторон, как
бы противопоставляет императоров Наполеона, Александра и Франца.
Слайд 8
Над обеими армиями одно и то же «…ясное
голубое небо, и огромный шар солнца, как огромный пустотелый
багровый поплавок, колыхался на поверхности молочного моря тумана».
Слайд 9
Но при этом французские войска идут в бой
уверенно и с воодушевлением, а среди российско-австрийской армии вовсю
идут внутренние трения и споры. От этого солдаты тоже чувствуют неуверенность и смятение.
Слайд 10
Включая описание природы в рассказ об Аустерлицкой войне
в романе, Толстой словно описывает декорации в театре военных
действий. Голубое небо Аустерлица, под которым бились и умирали люди, солнце, освещающее поле боя и солдат, уходящих в туман, чтобы стать обычным пушечным мясом в игре императорских амбиций.
Слайд 11
Один из главных героев романа Андрей Болконский возлагает
на предстоящее Аустерлицкое сражение большие надежды, он думает о
нем как о «своем Тулоне», по аналогии с началом головокружительной военной карьеры нынешнего противника – императора Франции.
Слайд 12
Желание славы и людского признания становится единственной целью
его жизни, кроме этого, он хочет встретить на поле
боя своего кумира – Наполеона.
“ Хочу славы, хочу быть известным людям, хочу быть любимым ими...” - думает князь Андрей перед Аустерлицем.
Слайд 13
Бой мы видим глазами князя Андрея. Впереди себя
он видел русских артиллеристов, одни из них дрались, другие
бросали пушки и бежали к нему навстречу.
Слайд 14
Видел он и французских пехотных солдат, хватавших артиллерийских
лошадей и поворачивавших пушки. Слышал непрестанный свист пуль над
собой, оханье солдат и звуки их падающих тел.
Слайд 15
Его внимание привлекли рыжий артиллерист со сбитым набок
кивером и французский солдат, которые пытались вырвать друг у
друга банник, и осознавал, что эти люди не понимают, что делают.
Слайд 16
Поймав на себе растерянный взгляд Кутузова, с ужасом
наблюдавшего отступление русских, князь Андрей подхватил знамя из рук
раненого знаменосца и устремился с ним вперёд, увлекая за собой отступающих, но вскоре и сам был ранен.
Слайд 17
Ещё с тяжёлым знаменем в руках он понял
тщетность своей мечты о славе («всё пустое»). Раненый князь
лежит на поле Аустерлица, вглядывается в высокое, величественное небо и ещё раз убеждается в суетности и ненужности своего недавнего стремления к славе.
Слайд 18
«Как же я не видал прежде этого высокого
неба? И как я счастлив, что узнал его наконец.
Да! все пустое, все обман, кроме этого бесконечного неба. Ничего, ничего нет, кроме его. Но и того даже нет, ничего нет, кроме тишины, успокоения. И слава Богу!.. » - думал князь Андрей.
Слайд 19
А когда Андрей Болконский увидел около себя своего
кумира Наполеона, тот тоже показался ему маленьким и ничтожным
по сравнению с тем высоким небом, которое князь Андрей только что узнал.
Слайд 20
Поэтому он равнодушно воспринял сначала похвалу Наполеона по
поводу достойной смерти. А потом, когда император понял, что
русский знаменосец жив, так же равнодушно воспринял его распоряжение отнести его, тяжело раненного, в лазарет.
Слайд 21
После боя под Аустерлицем князь Андрей потерял смысл
жизни.
«… результатом всех сложных человеческих движений этих ста шестидесяти
тысяч русских и французов — всех страстей, желаний, раскаяний, унижений, страданий, порывов гордости, страха, восторга этих людей — был только проигрыш Аустерлицкого сражения, так называемого сражения трех императоров, то есть медленное передвижение всемирно-исторической стрелки на циферблате истории человечества».
Чтобы не происходило в этом мире, все это лишь движение стрелки на часах…
Слайд 22
Описание Аустерлицкого сражения, сделанное пером гениального русского писателя
графа Льва Николаевича Толстого в романе «Война и мир»,
поражает своим вниманием к мыслям героев и тонким пониманием их чувств.
Слайд 23
Это, пожалуй, самый сильный психологический момент произведения, где
неприглядное лицо войны показано не с высоты Олимпа великих
полководцев, а глазами людей, которым предстоит положить свои жизни во имя чьих-то стратегических замыслов и политических амбиций.