Слайд 2
Здесь любая тропинка, травинка горда,
Здесь и
юность и Вечность поэта!
Слайд 3
И если как-нибудь на миг удастся мне
Забыться, -
памятью к недавней старине
Лечу я вольной, вольной птицей;
И вижу
я себя ребенком, и кругом
Родные все места ...
М.Ю. Лермонтов в возрасте 6-7 лет
Слайд 4
Уголок России - степное пензенское село Тарханы. Здесь
прошли детские и отроческие годы великого русского поэта Михаила
Юрьевича Лермонтова, половина его короткой, 27-летней жизни.
Слайд 5
Сейчас в селе Лермонтово (бывшие Тарханы) расположен Государственный
лермонтовский музей-заповедник «Тарханы» - уникальный историко-культурный памятник федерального значения.
Слайд 6
Тарханское имение принадлежало бабушке поэта, богатой пензенской помещице
Елизавете Алексеевне Арсеньевой. Она купила его совместно с мужем
Михаилом Васильевичем Арсеньевым в 1794 году у Ивана Александровича Нарышкина
Елизавета Алексеевна Арсеньева,
бабушка поэта.
Слайд 7
Ранней весной 1815 года сюда вернулись из Москвы
Юрий Петрович Лермонтов, отставной капитан, с полугодовалым сыном Михаилом,
супругой Марией Михайловной и Е.А.Арсеньевой, не очень одобрявшей выбор своей единственной дочери. С этого времени для будущего поэта началась Тарханская пора.
Слайд 8
В 1908 году во время крестьянских волнений барский
дом горел: его восстановили через год на старом фундаменте.
В 1999-м была проведена реставрация здания с учетом всех известных документов и анализа аналогичных строений первой четверти XIX века.
Слайд 9
Сейчас в доме размещена экспозиция «Лермонтов и Тарханы
в контексте эпохи»; она открыта в 2002 году и
раскрывает тему судьбы поэта, навсегда связанной с «родными местами». Через сени и переднюю барского дома можно пройти в парадные комнаты.
Слайд 10
Первая из них - зала, большая и светлая.
Ее украшают хрустальные люстра и бра с подвесками, бронзовые
с позолотой канделябры, кресла в стиле ампир, ломберные столики красного дерева и другие предметы конца XVIII - первой трети XIX века. Центральное место занимают фамильные портреты: Лермонтова-ребенка, его отца Юрия Петровича, матери Марии Михайловны, бабки Елизаветы Алексеевны.
Слайд 11
За залой традиционно следует гостиная: темно-голубые в золотистую
звездочку обои, мягкая мебель черного лакированного дерева, обтянутая голубым
полосатым штофом, зеркала с подстольями, портреты родственников и друзей дома.
Слайд 12
Гостиную украшает картина М.Ю.Лермонтова «Кавказский вид возле селения
Сиони». Это самое большое его живописное полотно, оно принадлежит
к лучшим работам поэта. Картина была подарена бабушке в знак любви и уважения.
Слайд 13
Она обставлена мебелью красного дерева в стиле «жакоб»:
круглый обеденный стол под скатертью, стулья, зеркало, напольные часы.
В приоткрытую дверцу буфета видна «посуда разного качества»; стены столовой украшены литографиями с видами мест Москвы, связанных с биографией и творчеством М.Ю.Лермонтова:
Последняя парадная комната барского дома - столовая.
Слайд 14
Напротив столовой расположена небольшая чайная комната: круглый стол,
покрытый нарядной скатертью, на нем посеребренной меди самовар на
подносе, горки с посудой из фарфора, хрусталя и стекла, маленький уютный диванчик.
Слайд 15
Для занятий в доме была выделена отдельная комната
- классная. В классной комнате барского дома представлены учебники
и учебные принадлежности первой трети XIX века: лепной рельефный глобус, крашеные воски, астрономическая и географическая карты, ртутный барометр.
Слайд 16
На секретере в кабинете Е.А.Арсеньевой находятся письма поэта
к «милой бабушке». Здесь же помещена прижизненная публикация поэмы
«Хаджи Абрек» 1834 года.
Слайд 17
В спальне Е.А.Арсеньевой воссоздан типичный интерьер спален первой
половины XIX века: кровать, накрытая покрывалом ручной работы крепостных
мастериц, ширма, прикроватная тумбочка, на ней - ночной светильник, щипцы (съёмы) для снятия нагара и стакан в подстаканнике, вышитые крестом ковер и картина, поставец красного дерева, заполненный посудой, туалетный стол (комод) Марии Михайловны...
Слайд 18
Личные комнаты М.Ю.Лермонтова после его гибели и смерти
Е.А.Арсеньевой долгое время сохраняли прежнюю обстановку.
На столе одной из
комнат поэта видим шахматы в коробке красного дерева первой половины XIX века. Лермонтов любил игру в шахматы.
Слайд 19
В непосредственной близости от барского дома расположены две
усадебные постройки, в которых жили дворовые крестьяне: дом ключника
и конторщика, а также людская изба.
Слайд 20
Здания восстановлены на фундаментах лермонтовского времени, в
них размещена единая экспозиция «Русский народ, этот сторукий исполин...».
Ее материалы: домашняя утварь, повседневная и праздничная крестьянская одежда, орудия труда, домотканые вышитые полотенца, ткацкие станы, изобразительные материалы лермонтовского времени рассказывают о повседневном крестьянском быте и народных праздниках.
Слайд 21
В северной части усадьбы, на большой поляне
при въезде в музей-заповедник, возвышается ветряная мельница, рядом с
ней находится дом мельника. Усадебный ветряк производил муку для потребностей господ и дворовых крестьян, существование свое прекратил в последней четверти XIX века. Восстановленная в 2007 году, мельница в Тарханах представляет собой действующий, функционально живой памятник деревянного зодчества и сельского быта прошлого; возраст ее - более 100 лет.
Слайд 22
В комплекс усадьбы входит также церковь святой Марии
Египетской. Небольшое здание храма в стиле ампир построено на
месте первого барского дома в память о рано умершей матери поэта Церковь освятили в 1820 году во имя святой Марии Египетской, покровительницы Марии Михайловны Лермонтовой.
Слайд 23
Барская усадьба, в которой рос поэт, являла собой
образец садово-парковой архитектуры. Три сада, небольшой, но красивый декоративный
парк с традиционными аллеями и розарием, живописные пруды - всё это и сейчас могут увидеть многочисленные посетители заповедника.
Слайд 24
Свод неба синий тих и чист;
Прохлада с речки
повевает,
Прелестный запах юный лист
С весенней свежестью сливает.
(Отрывок
из стихотворения «Черкесы». 1828 год)
Слайд 25
В центре села Лермонтово на высоком берегу Большого
пруда стоит церковь. Она возведена на средства Е.А.Арсеньевой взамен
старой, деревянной церкви святителя Николая Чудотворца. Церковь Архангела Михаила - один из главных мемориальных памятников Лермонтовского заповедника.
Слайд 26
Рядом с церковью расположена усыпальница Арсеньевых-Лермонтовых В апреле
1842 года прах поэта был перевезен из Пятигорска в
Тарханы и предан земле вторично.
Я родину люблю
И больше многих: средь ее полей
Есть место, где я горесть начал знать,
Есть место, где я буду отдыхать,
Когда мой прах, смешавшися с землей,
Навеки прежний вид оставит свой.
(Отрывок из стихотворения «Я видел тень блаженства...». 1831 год)