Слайд 2
В Петербурге
По окончании лицея Пушкин 13 июня
1817 года был зачислен коллежским секретарем в Коллегию иностранных дел и переселился в Петербург.
Северная Пальмира увлекла молодого поэта шумными спорами литературных кружков, пестрым калейдоскопом театральных новинок, роскошью светских салонов и раздольем состоятельной дворянской молодежи, беззаботно растрачивающей свое время в кутежах, карточной игре, любовных похождениях. Пушкин, столько лет находившийся под стеснительным надзором лицейских аргусов и впервые предоставленный самому себе, так как его служба была формальной, жадно ринулся в водоворот столичной жизни, стремясь воспользоваться всеми ее удовольствиями.
Слайд 3
Но лицейский дух, сформировавший в своих лучших питомцах преданность
просвещению и свободе, спас Пушкина от губительных соблазнов великосветской праздности, от ханжества
и мистики правящих кругов. Поэт начинает тяготиться «важным бездельем» ( «Всеволожскому», 1819), «чадом большого света» ( «Послание к кн. Горчакову», 1819). Он ищет общества людей «с душою благородной, возвышенной и пламенно свободной» ( «Краев чужих неопытный любитель», 1817) и все плотнее сближается с самыми прогрессивными людьми: Н. И. Тургеневым, П. Я. Чаадаевым, П. А. Катениным и многими другими. Его все сильнее захватывают вольнолюбивые идеи освободительной борьбы. И он отдается им всей своей жизнелюбивой, жизнерадостной натурой, преисполненной духовных и физических сил. Это время стремительного развития поэтического гения Пушкина. Поэт избирается членом «Арзамаса», с деятелями которого общался уже в последние два года пребывания в лицее, становится членом «Вольного общества любителей словесности, наук и художеств», вступает в литературно-политическое общество «Зеленая лампа» (март—апрель 1819 до осени 1820).
Слайд 4
В поэзии Пушкина этой поры, приобретая все большую естественность,
искренность, сердечность, продолжают звучать эпикурейские мотивы, то вакхические ( «Веселый
пир», 1819), то шутливо-эротические ( «Старик», 1815; «Платоническая любовь», 1819; «Русалка“, 1819), иногда принимающие черты напускной фривольно-грубой, даже цинической бравады (“27 мая!», 1819; «Юрьеву», 1819; «Мансурову», 1819).
Слайд 5
Обращаясь к «Юрьеву», поэт пишет: «Здорово,
рыцари лихие Любви, Свободы и вина!» Главной проблемой творческих вдохновений
Пушкина становится социально-политическая свобода. Поэт провозглашает: «Свобода, мой кумир» ( «Веселый пир»). Проникнутый вольнолюбивым убеждением ума и сердца, он выступает против самодержавной деспотии ( «Ура! в Россию скачет Кочующий деспот», 1818). Н. П. Огарев в 1861 году в предисловии к сборнику «Русская потаенная литература XIX века», восхищаясь «звучностью» выражения юной веры Пушкина в будущую свободу, воскликнул: «Кто во время оно не знал этих стихотворений? Какой юноша, какой отрок их не переписывал?».
Слайд 6
Пушкин ополчается против самого страшного зла его времени — крепостничества (
«Деревня»).
Слайд 7
Исходя из атеистического миропонимания, он поднимает голос против «небесного царя»
и духовенства. Руководствуясь просветительскими идеями, поэт разит сиятельных невежд, «почетных
подлецов» ( «Послание к кн. Горчакову»), знатных палачей ( «Орлову», 1819) и даже самого царя хлесткими эпиграммами ( «На Аракчеева», 1819; «Ты и я», 1817—1820). С гордостью произносит он в послании «К Н. Я. Плюсковой» (1818): «Я не рожден царей забавить». И если «Елизавету в тайне пел» (опальную жену Александра I), то лишь за ее «добродетель». Известно, что Александра I декабристы думали заменить либеральной Елизаветой.
Слайд 8
Не состоя формально членом декабристского общества, Пушкин стал
одним из первых и наиболее ярких пропагандистов идей декабризма. Смелый певец
вольной мысли, он осознавал себя выразителем общенациональных чаяний и с полным правом писал: «И неподкупный голос мой Был эхо русского народа».
Понятно, что его боевые социально-политические стихи «в печати не бывали» ( «Послание цензору», 1822), а распространялись устно и в списках.
Слайд 9
Освобождаясь от классицистской условности, наложившей заметную печать
на его лицейскую лирику, проникаясь все большей задушевностью и искренностью, петербургские стихи Пушкина,
воплощающиеся чаще всего в форме дружеских посланий, явно тяготеют к романтизму. Истинно романтична его устремленность к свободе, которую он восторженно называет «мечтой прекрасной» .
Слайд 10
ОДА «ВОЛЬНОСТЬ»
Ода «Вольность», написанная, вероятно, в декабре 1817 года,
обозначила собой новый этап творчества Пушкина, связанный с окончательным подчинением
его музы революционно-освободительному движению. Родившаяся в атмосфере дружеских бесед поэта с Н. И. Тургеневым и другими передовыми людьми, эта ода выразила основные социально-политические принципы тогда организационно подготовляемого «Союза благоденствия». В ее начальной строфе поэт отрекается от элегической ( «изнеженной») лиры и провозглашает свое желание служить гражданской поэзии.
По смыслу и форме ода «Вольность» — первое последовательно декабристское произведение, его художественная декларация и прокламация.
Слайд 11
В критической литературе верно указывалось, что пафос обличения (
«самовластительный злодей!»), угроз ( «трепещите!») и призыва ( «Восстаньте, падшие
рабы!») «Вольности» много выше ее политического конституционализма. Впервые это стихотворение было опубликовано Герценом в «Полярной звезде» за 1856 год (Лондон), а в России полностью лишь в 1906 году.
Слайд 12
«ДЕРЕВНЯ»
«Деревня», написанная в июле 1819 года в селе Михайловском, посвящена
крепостничеству. Это пламенная инвектива в форме социально-политического монолога, продолжающая традиции «Путешествия
из Петербурга в Москву» Радищева. Оставаясь, как и в «Вольности», конституционалистом, сторонником освобождения крестьян по «закону», мерами сверху, поэт заключает свое стихотворение надеждой увидеть в будущем, «по манию царя», «народ неугнетенный» и над отечеством зарю «свободы просвещенной».
При жизни Пушкина «Деревня» печаталась лишь в первой своей части в 1824 и 1826 годах. Вторая ее часть размножалась в списках. Полностью это стихотворение впервые было напечатано Герценом за границей в 1856 году, а в России лишь в 1870 году.