Слайд 2
Биография
Родился 15 января(27 января) 1826 г. в Спас-Угол
Калязинского уезда Тверской губернии. Отец из старинного обедневшего дворянского
рода. Мать из московского купечества.
Слайд 3
Детские и юношеские годы будущего писателя проходили в
усадьбе отца Спас-Угол, в обстановке грубости и произвола, среди
реалий крепостнической действительности.
Эти впечатления вылились затем в автобиографический роман «Пашехонская старина».
Слайд 4
Первые повести Салтыкова-Щедрина – «Противоречия» (1847) и «Запутанное
дело» (1848) – написаны в духе «натуральной школы» и
насыщены острой социальной проблематикой. За «вредный образ мыслей» писатель был выслан в Вятку, где жил в течение восьми лет, занимая должность советника в губернском правлении.
Дом в Вятке, где жил Салтыков – Щедрин.
Интерьер жилища Салтыкова – Щедрина.
Слайд 5
После смерти Николая I Салтыков – Щедрин получил
возможность возвратиться в Петербург.
В эти годы он женится на
Е.А. Болтиной, 17-летней дочери вятского вице-губернатора.
Слайд 6
В 1856-1858 гг.он становится чиновником особых поручений в
Министерстве внутренних дел.
В 1858-1862 гг. – вице-губернатором Рязани. Эта
служба дала Салтыкову – Щедрину множество ярких впечатлений и материалов для его произведений.
Дом в Рязани, где жил писатель.
Памятник Салтыкову – Щедрину в Рязани.
Слайд 7
В 1865-1868 был председателем казенных палат в Пензе,
Туле, Рязани. Новые впечатления легли в основу «Писем о
провинции» (1869)
Слайд 8
В 1868 г. Салтыков – Щедрин уходит в
отставку и вместе с Некрасовым редактирует журнал «Отечественные записки».
После смерти Некрасова становится во главе этого журнала.
Этот период становится вершиной творчества писателя.
Слайд 9
В 1869-1870 гг. он пишет «Историю одного города»,
книгу, раскрывшую русскому обществу трагическую истину русской жизни.
Слайд 10
Сам Салтыков – Щедрин подчеркивал сатирическое начало книги,
говорил о том, что «не историческую, а самую обыкновенную
сатиру имел… в виду, сатиру, направленную против тех характеристических черт русской жизни, которые делают ее не вполне удобною.
Черты эти суть: благодушие, доведенное до рыхлости, ширина размаха, выражающаяся, с одной стороны, в непрерывном мордобитии, с другой – в стрельбе из пушек по воробьям, легкомыслие, доведенное до способности не краснея лгать самым бессовестным образом».
Слайд 11
Глупов – город-гротеск, вобравший в себя признаки и
больших и малых городов, ставший символом всей самодержавной России.
Символично уже название его, жизнь горожан здесь – «жизнь, находящаяся под игом безумия».
Слайд 12
«Опись градоначальников»
Брудастый, по прозвищу Органчик. В голове его
работает некий механизм, воспроизводящий два окрика: «Разорю!» и «Не
потерплю!»
В основе этого образа лежит гротеск и развертывание метафоры – «пустая голова».
Основные черты Брудастого – угрюмость, жесткость, механичность действий, манера управлять с помощью угроз и насилия.
Слайд 13
«Опись градоначальников»
Подполковник Прыщ - градоначальник, имевший фаршированную голову.
Этот
герой сближается с животным миром: он «травил на городском
выгоне зайцев, лисиц, а однажды заполевал очень хорошенькую мещаночку».
Прыщ был съеден местным предводителем дворянства.(Языковая метафора: «съесть» кого-то – значит «убрать», «устранить»).
Слайд 14
«Опись градоначальников»
Перехват – Залихватский – предстает врагом просвещения,
настоящим самодуром.
Он «въехал в Глупов на белом коне, сжег
гимназии и упразднил науки».
В этом образе читатели видели намек на Николая I.
Слайд 15
«Опись градоначальников»
Угрюм – Бурчеев – выразительный и яркий
образ.
Основные свойства градоначальника – примитивность мышления (в образе
этом представлен «чистейший тип идиота»), прямолинейность, ограниченность, неуемная энергия и решительность, твердость, доходящая до фанатизма, следование казарменным нормам.
Планы его – не что иное, как «систематический бред»
Он воплощает в себе также разрушительное начало.
Слайд 16
Финал книги напоминает картину Апокалипсиса.
«Север потемнел и покрылся
тучами; из этих туч нечто неслось на город: не
то ливень, не то смерч. Полное гнева, оно неслось, буровя землю, грохоча, гудя и стеня и по временам изрыгая из себя какие-то глухие, каркающие звуки. Хотя оно было еще не близко, но воздух в городе заколебался, колокола сами собой загудели, деревья взъерошились, животные обезумели и метались по полю, не находя дороги в город. Оно близилось, и по мере того как близилось, время останавливало бег свой. Наконец земля затряслась, солнце померкло… глуповцы пали ниц. Неисповедимый ужас выступил на всех лицах, охватил все сердца.
Оно пришло…»
Слайд 17
Разные точки зрения на финальную сцену:
Одни критики видели
в ней народный бунт, пробуждение национального самосознания, крах самодержавия
и деспотизма.
Другие рассматривали этот эпизод, как намек автора на эпоху наступления реакции
Третьи считали, что картина воплощает собой страшный суд над всеми обитателями города, включая и градоначальников, и простых обывателей.
Слайд 18
Сатира Салтыкова – Щедрина была направлена не только
на российское самодержавие, но и на народ, демонстрирующий холопскую
покорность, «бунт на коленях».
«Мы люди привышные! – замечают глуповцы. – Мы потерпеть могим. Ежели нас теперича всех в кучу сложить и с четырех концов запалить – мы и тогда противного слова не молвим!»
Слайд 19
Художественные средства
Метафора – употребление слова в переносном значении
для характеристики какого-либо предмета или явления, возможное на основе
сходства; скрытое сравнение.
Гипербола – сильное преувеличение изображаемого явления.
Гротеск - это средство художественной выразительности, объединяющее в причудливых, поражающих воображение образах простое и сложное, высокое и низкое, комическое и трагическое. Основа гротеска – контраст.
Ирония – художественный троп, состоящий в употреблении слова в смысле, обратном буквальному.
Сарказм - это насмешка, которая имеет явно негативный окрас и призвана изобличить различные недостатки человека, предмета или явления.
«Эзопов язык» - иносказание, намеренно маскирующее мысль автора.