Слайд 2
Человек в своей жизни может обойтись без многого:
без телефона, одежды, Интернета, машины. Но ему просто жизненно
необходимы еда и питье. Тема кулинарии всегда остро стояла в литературе. Как часто, читая то или иное произведение, с восторгом и умилением представляешь, как это вкусно: «пирожки с маком, рыжики, чарка водки, сушеные рыбки, соус с грибками, жиденький узвар с сушеными грушами, грибки с чабрецом, пирожки с урдою, коржики с салом … »
Слайд 3
Многие поэты и писатели XIX века подарили нам
шедевры русской кулинарии: сколько вкусных блюд можно приготовить, заглянув
в произведения Л.Н.Толстого, А.С.Пушкина, Н.В.Гоголя, А.П.Чехова и многих других. Одна из существенных составляющих писательского мастерства - умение правдоподобно, ярко и выразительно описывать всякие съедобные вещи. Подчас такие детали играют важную роль в общем впечатлении от книги. А случалось ли с вами такое? Читая какую-либо книгу и наткнувшись на описание процесса готовки или поглощения героями особо вкусного блюда, вам остро захотелось повторить кулинарный эксперимент?
Слайд 4
«…Люблю я час определить обедом, ужином и
чаем». А.С.Пушкин
Слайд 5
До сегодняшнего дня роман Пушкина «Евгений Онегин» не
утратил своей современности, он по-прежнему остается актуальным и захватывающим.
Всё новые и новые тайны открывают нам страницы этого произведения.
Современного читателя в романе удивляет всё: как много автор знал, как о многом сумел сказать и сказать интересно.
Слайд 6
Меня заинтересовало в романе страницы, связанные с гастрономическими
и вкусовыми пристрастиями главных героев. Для чего же автору
понадобилось так много внимания уделить застолью, различным блюдам, напиткам? Попробуем взглянуть на роман с «гастрономической» точки зрения.
На страницах романа то и дело мелькают названия целого ряда кушаний, чувствуется, что поэт разбирается в них как настоящий знаток. Вероятно, он упоминает свои любимые или традиционные блюда «онегинской эпохи».
Слайд 7
В романе есть несколько специальных «кулинарных» отступлений, в
которых описываются «меню» ресторана «Talon»в Петербурге, домашнего дворянского застолья,
чайного стола.
По всему произведению рассеяны точные сведения о различных блюдах, готовых кушаньях и напитках.
Все это создает своеобразный красочный «кулинарный» фон романа, который в свою очередь, является показателем реальности описываемых событий.
Слайд 8
Ресторан Talon (Невский просп., 15), где бывал Онегин,
а, следовательно, и Пушкин — одно из самых модных
и дорогих мест Петербурга начала XIX века. Свое название он получил по имени шеф-повара Пьера Талона. В этом же здании располагалась и типография Плюшара, где увидели свет “Повести Белкина”. Весной 1825 года, когда Талон покинул Санкт – Петербург, ресторан был закрыт. Сейчас в его помещении находится кинотеатр “Баррикада”. «Появиться в том или ином ресторане (особенно в таком, как у Талона ) означало явиться на сборный пункт холостой молодежи - "львов" и "денди". А это обязывало к определенному стилю поведения и на всё оставшееся до вечера время».
Слайд 9
Для Пушкина «еда – не просто
еда, а хорошая, очень вкусная, богатая еда —
лишь один из компонентов жизни, не признавать которого было бы непростительным лицемерием» — пишет Похлебкин в книге «Кушать подано».
И мы легко находим в романе подтверждение вышесказанному:
…Обед довольно прихотливый
Бутылка светлого вина
…Настанет вечер деревенский
Бильярд оставлен, кий забыт,
Перед камином стол накрыт…
Давай обедать поскорей!
…Люблю я дружеские враки
И дружеский бокал вина…
Слайд 10
Мы читали роман очень внимательно и считали, сколько
раз встречаются наименования тех или иных блюд. В романе
более 30 названий разных блюд и напитков. Достаточно большое количество. Причем, ни одно из них практически не повторяется. Дважды употребляет слово "чай" и "страсбургский пирог". Причем, один раз словосочетание звучит, как «страсбургский пирог», а во второй раз мы читаем «Страсбурга пирог нетленный». Для чего автор так часто смотрит на обеденный стол своих героев? Значит, еда должна выполнять какую-то функцию в романе – ведь в произведении не бывает случайных слов.
Слайд 11
Один современный литератор не поленился и подсчитал, что
в «Евгении Онегине» Пушкин 20 строк отвел театру, 73
– женским ножкам, а вот яствам и напиткам во всех их проявлениях– 232 строки! Оно и понятно. Онегин, как и его создатель, знал толк и в развлечениях, и в любви, и в чревоугодии.
«Пока недремлющий брегет
не прозвонит ему обед.»
„Онегина“ можно
назвать энциклопедией
русской жизни...
В.Г.Белинский
Слайд 12
Пушкин дает представление не только о своеобразии
фирменных блюд французской кухни, но и о гастрономических вкусах
Онегина, человека изнеженного и избалованного.
Вошел: и пробка в потолок,
Вина кометы брызнул ток;
Пред ним roast-beef окровавленный,
И трюфли, роскошь юных лет,
Французской кухни лучший цвет,
И Страсбурга пирог нетленный
Меж сыром лимбургским живым
И ананасом золотым.
В отрывке представлено роскошное меню популярного ресторана «Talon»
Слайд 13
Блюдо английское.
Жареная говядина разной степени прожарки, в
данном случае - « с кровью».
Разрезан обязательно поперек волокон.
Модная
новинка в меню конца 1810-х – начала 1820-х гг.
«Модной новинкой» был не сам ростбиф, а то, что его готовили принципиально на английский манер.
Ведь при жарении его в течение четырех – пяти часов он уже «кровавым» не будет
Вот почему Пушкин и пишет его не по-русски, и добавляет: окровавленный.
Слайд 14
Трюфель (от нем. Trüffel; лат. Tuber)
Это земляные грибы.
Их
очищали от земли, вымачивали полчаса в холодной воде, обрабатывали
тщательно каждый грибок и еще раз на полчаса оставляли в чистой холодной воде.
При приготовлении трюфелей главное – сохранить их аромат.
Обычно шли в качестве гарнира к ростбифу.
И в пушкинские времена, и в наши дни они доставлялись в Россию из Франции.
Добавлять к блюду их надо в последнюю очередь, а часто грибы подают на стол в сыром виде. Нарезают их мелкими стружками, и есть даже такой термин – "брить трюфели".
Эти деликатесные грибы ценились так высоко, что мы, в безвкусный цвет искусственных ароматов, с трудом можем себе представить".
Слайд 15
«Страсбургский пирог нетленный» -гусиный паштет с грибами, рябчиками
и свиным фаршем.
В Петербург его привозили прямо из Франции.
Чтобы он не портился, после запекания в формах промежуток между тестом и паштетом заливался расплавленным смальцем (свиным жиром).
"Нетленным" называли его из-за способности консервов в течение долгого времени сохранять свежесть, не портиться.
Стоил он дорого.
Знатоки истории кулинарии утверждают, что в пушкинские времена к паштету подавали кисло-сладкий соус кумберлан – из яблочного пюре со смородиной, вином и пряностями.
Слайд 16
Этот мягкий острый сыр с пикантным вкусом из
коровьего молока.
Поставлялся из Бельгии, из городка Лимбурга.
"Живым" сыр
казался из-за своей желеобразной консистенции.
Дорогое блюдо.
Лимбургский сыр был любимым лакомством самого Пушкина.
Когда опальный поэт жил в ссылке в Михайловском, он просил брата прислать ему лимбургского сыра из столицы.
Слайд 17
Весь XIX век ананас считался символом роскошной жизни.
И хрестоматийная строчка Северянина, написанная чуть позже, "ананасы в
шампанском, ананасы в шампанском" – тому подтверждение.
В черновиках Пушкина встречаются строки, где упоминаются и арбуз, и персик, и дыня.
В северных губерниях, где и жила Ларина, ананасы, персики, дыни приходилось покупать, а наша хозяйка была не склонна к этому.
Она обходилась домашними заготовками, которые варила сама
застолье Лариных
Совсем другая картина наблюдается нами в доме Лариных.
Здесь все близко русскому человеку, всё понятно и узнаваемо: квас, блины, жаркое. Хочется воскликнуть: «Здесь русский дух! Здесь Русью пахнет». Мы участвуем в долгом вечернем радушном чаепитии, мы представляем задушевные беседы за сытным, даже тяжёлым обедом.
Поэт не без легкой иронии представляет кушанья и напитки простой деревенской помещичьей русской кухни (пирог жирный, пересоленный, варенье в блюдечках с одной ложечкой на всех, брусничная вода, которая может "наделать вреда").
В главах, посвящённых жизни Лариных, читаем:
Они хранили в жизни мирно
Привычки милой старины:
У них на масленице жирной
Водились русские блины.
Масленица – один из самых любимых праздников русского народа. Праздновалась она шумно и весело. В течение Масленой недели разрешалось «есть до пересыта, упиваться до недвижности». Хозяева старались угостить приглашенных на славу. И главным угощением на Масленице были блины
Слайд 19
Откроем сцену обеда в честь именин Татьяны.
Уста жуют. Сo
всех сторон
Гремят тарелки и приборы
Да рюмок раздается звон...
Но вскоре
гости понемногу
Подъемлют общую тревогу.
Никто не слушает, кричат,
Смеются, спорят и пищат...
Слайд 20
Пушкин очень серьёзно относится к «кухне», используя её
не только в качестве иллюстрации к бытовым эпизодам, но
и как аргумент в развитии действия.
Конечно, не один Евгений
Смятенье Тани видеть мог;
Но целью взглядов и суждений
В то время жирный был пирог... (5,XXXII)
Так, жирный ларинский пирог спас влюбленную Татьяну от нескромных взглядов соседей по столу. Не случайно, что отвлек внимание гостей не суп или жареный цыпленок, а именно пирог. Само название этого кулинарного изделия происходит от слова «пир». Всякое праздничное застолье не обходилось без пирога, а именины в патриархальных русских семьях просто были немыслимы без капустного или мясного пирога.
Русская чайная традиция
Самовар ставился непосредственно на чайный стол
либо на небольшой столик, приставленный к торцу стола. Разливала чай только сама хозяйка, и только в случае крайней необходимости это действо доверялось старшей из дочерей. Пили чай из фарфоровой посуды, обязательно не доливая на 1-2 см от края чашки, что считалось хорошим тоном. В мещанских и купеческих семьях позволено было подать чашки с горячим чаем на глубоких блюдцах, из которых его и пили вприкуску с сахаром или вареньем.
Вывод
А.С.Пушкин с уважением
относится и к отечественной кухне и к зарубежной, любит их своеобразие, оригинальность и традиции. Пушкин очень серьезно относится к кулинарному антуражу, используя его не только в качестве иллюстрации к бытовым эпизодам, но и как убедительный аргумент в развитии действия.
P.S.
И кстати я замечу
в скобках,
Что речь веду в моих
строфах
Я столь же часто о пирах,
О разных кушаньях и
пробках,
Как ты, божественный
Омир,
Ты, тридцати веков
кумир!
Слайд 24
Таким образом, с помощью кухни поэт подчеркивает всю
несовместимость Онегина с провинциальной средой, бытом Лариных, готовит читателя
к событиям с горькими последствиями. Именно благодаря описанию обедов Онегина и Лариных, мы понимаем, какая пропасть разделяет этих героев.
Ларины – представители русской кухни, её знатоки и любители. Онегин предпочитает кухню европейскую. Разные вкусовые пристрастия показывают нам, как далеки эти герои друг от друга. Подтвердилась наша гипотеза, что именно кухня помогает автору выразить идею романа: его герои никогда бы не смогли понять друг друга и быть вместе. Как несовместимы их вкусовые привычки и пристрастия, так несовместимы и они сами.
Еда и питье становятся знаковыми сигналами: они демонстрируют изначальную невозможность соединения героев, предназначенных один другому в «вышнем свете».
Вот так через «кухню» мы подошли к определению идеи романа «Евгений Онегин».
Слайд 25
Классическая литература совсем неожиданно преподнесла нам уроки кулинарии,
рассказала исторические сведения; классики увековечили в своих произведениях меню
русской кухни. Мы надеемся, что вам еще больше захотелось постичь кулинарные секреты, открыть тайны кухни различных стран, стать мэтром кулинарного искусства.