Слайд 2
История создания.
Впервые опубликована 6 апреля 1943 года в
Нью-Йорке.
Бернар Ламотт создает некоторые эскизы для произведения, но им не хватает наивности
и простоты. Тогда Сент-Экзюпери самостоятельно приобретает набор карандашей, акварельных красок и начинает создавать наброски. А чтобы было легче рисовать, он даже просит некоторых своих друзей ему позировать.
Слайд 3
«Маленький принц» переведен на более чем 180 языков
и диалектов, в том числе на основные европейские, азиатские,
африканские и американские языки. Есть издания на фриульском в Италии, бамана в Мали, арагонском в Испании, креольском на Кюрасао и гасконском во Франции. Только в Индии существуют издания на хинди, телугу, маратхи, панджаби, тамильском, малаялами, бенгальском и конкани. В Китае насчитывается более 30 изданий и более 60 в Корее.
В русском переводе Норы Галь «Маленький принц» впервые опубликован в журнале «Москва» в 1959 г.
Слайд 4
Жанровые особенности.
Язык повести привлекает удивительным богатством и разнообразием
приемов.
Повествование имеет вид параболы: оно исходит от особого времени
и некой обстановки, а потом, двигаясь по кривой и достигая апогея, вновь возвращается к исходной точке, хотя в качественно новом, философско-этическом осмыслении. Так, начало и конец повести связаны с прибытием героя на Землю и расставанием его с Землей, летчиком, Лисом.
Стилистическая манера — переход от образа к обобщению, от притчи к морали — характерная черта писательского таланта Сент-Экзюпери.
Слайд 5
В языке сказки вполне вероятно найти немало традиционных
понятий о добре, справедливости, здравом смысле, свойственных народному фольклору.
В нем присутствует древний мифологический подтекст. Так, Змея таит в себе загадку жизни и смерти, свет — символизирует человеческое тепло, общение и близость.
Своеобразна и повествовательная манера повести. Автор словно ведет с читателем беседу, доверительную и искреннюю, размышляя о сущности человеческого бытия.
Слайд 6
Фабула, сюжетное развертывание.
В шесть лет мальчик прочитал о том, как
удав глотает свою жертву, и нарисовал змею, проглотившую слона. Это
был рисунок удава снаружи, однако взрослые утверждали, что это шляпа. Взрослым всегда нужно все объяснять, поэтому мальчик сделал ещё один рисунок — удава изнутри. Тогда взрослые посоветовали мальчику бросить эту ерунду — по их словам, следовало побольше заниматься географией, историей, арифметикой и правописанием. Так мальчик отказался от блестящей карьеры художника. Ему пришлось выбрать другую профессию: он вырос и стал лётчиком, но по-прежнему показывал свой первый рисунок тем взрослым, которые казались ему разумнее и понятливее остальных, — и все отвечали, что это шляпа. С ними нельзя было говорить по душам — об удавах, джунглях и звёздах. И лётчик жил в одиночестве, пока не встретил Маленького принца.
Слайд 7
Это произошло в Сахаре. Что-то сломалось в моторе самолёта: лётчик
должен был исправить его или погибнуть, потому что воды
оставалось только на неделю. На рассвете лётчика разбудил тоненький голосок — крошечный малыш с золотыми волосами, неведомо как попавший в пустыню, попросил нарисовать ему барашка. Изумлённый лётчик не посмел отказать, тем более что его новый друг оказался единственным, кто сумел разглядеть на первом рисунке удава, проглотившего слона. Постепенно выяснилось, что Маленький принц прилетел с планетки под названием «Астероид В-612» — разумеется, номер необходим только для скучных взрослых, которые обожают цифры.
Слайд 8
Вся планета была величиной с дом, и Маленькому принцу приходилось
ухаживать за ней: каждый день прочищать три вулкана — два действующих
и один потухший, а также выпалывать ростки баобабов. Лётчик не сразу понял, какую опасность представляют баобабы, но потом догадался и, чтобы предостеречь всех детей, нарисовал планету, где жил лентяй, который не выполол вовремя три кустика. А вот Маленький принц всегда приводил свою планету в порядок. Но жизнь его была печальной и одинокой, поэтому он очень любил смотреть на закат — особенно когда ему бывало грустно. Он делал это по нескольку раз на дню, просто передвигая стул вслед за солнцем. Все изменилось, когда на его планете появился чудесный цветок: это была красавица с шипами — гордая, обидчивая и простодушная. Маленький принц полюбил её, но она казалась ему капризной, жестокой и высокомерной — он был тогда слишком молод и не понимал, как озарил его жизнь этот цветок. И вот Маленький принц прочистил в последний раз свои вулканы, вырвал ростки баобабов, а затем простился со своим цветком, который только в момент прощания признался, что любит его.
Слайд 9
Он отправился странствовать и побывал на шести соседних астероидах. На первом жил
король: ему так хотелось иметь подданных, что он предложил Маленькому
принцу стать министром, а малыш подумал, что взрослые — очень странный народ. На второй планете жил честолюбец, на третьей — пьяница, на четвёртой — деловой человек, а на пятой — фонарщик. Все взрослые показались Маленькому принцу чрезвычайно странными, и только Фонарщик ему понравился: этот человек оставался верен уговору зажигать по вечерам и гасить по утрам фонари, хотя планета его настолько уменьшилась, что день и ночь менялись ежеминутно. Не будь здесь так мало места. Маленький принц остался бы с Фонарщиком, потому что ему очень хотелось с кем-нибудь подружиться — к тому же на этой планете можно было любоваться закатом тысячу четыреста сорок раз в сутки!
Слайд 11
На шестой планете жил географ. А поскольку он был географом, ему
полагалось расспрашивать путешественников о тех странах, откуда они прибыли, чтобы
записывать их рассказы в книги. Маленький принц хотел рассказать о своём цветке, но географ объяснил, что в книги записывают только горы и океаны, потому что они вечны и неизменны, а цветы живут недолго. Лишь тогда Маленький принц понял, что его красавица скоро исчезнет, а он бросил её одну, без защиты и помощи! Но обида ещё не прошла, и Маленький принц отправился дальше, однако думал он только о своём покинутом цветке.
Седьмой была Земля — очень непростая планета! Достаточно сказать, что на ней насчитывается сто одиннадцать королей, семь тысяч географов, девятьсот тысяч дельцов, семь с половиной миллионов пьяниц, триста одиннадцать миллионов честолюбцев — итого около двух миллиардов взрослых. Но Маленький принц подружился только со змейкой, Лисом и лётчиком. Змея обещала помочь ему, когда он горько пожалеет о своей планете. А Лис научил его дружить. Каждый может кого-то приручить и стать ему другом, но всегда нужно быть в ответе за тех, кого приручил.
Слайд 12
.
И ещё Лис сказал, что зорко одно лишь сердце —
самого главного глазами не увидишь. Тогда Маленький принц решил вернуться
к своей розе, потому что был за неё в ответе. Он отправился в пустыню — на то самое место, где упал. Так они с лётчиком и познакомились. Лётчик нарисовал ему барашка в ящичке и даже намордник для барашка, хотя раньше думал, что умеет рисовать только удавов — снаружи и изнутри. Маленький принц был счастлив, а лётчику стало грустно — он понял, что его тоже приручили. Потом Маленький принц нашёл жёлтую змейку, чей укус убивает в полминуты: она помогла ему, как и обещала. Змея может всякого вернуть туда, откуда он пришёл, — людей она возвращает земле, а Маленького принца вернула звёздам. Лётчику малыш сказал, что это только с виду будет похоже на смерть, поэтому печалиться не нужно — пусть лётчик вспоминает его, глядя в ночное небо. И когда Маленький принц рассмеётся, лётчику покажется, будто все звезды смеются, словно пятьсот миллионов бубенцов.
Слайд 13
Лётчик починил свой самолёт, и товарищи обрадовались его возвращению.
С той поры прошло шесть лет: понемногу он утешился и полюбил смотреть
на звезды. Но его всегда охватывает волнение: он забыл нарисовать ремешок для намордника, и барашек мог съесть розу. Тогда ему кажется, что все бубенцы плачут. Ведь если розы уже нет на свете, все станет по-другому, но ни один взрослый никогда не поймёт, как это важно.
Слайд 14
Герои и персонажи.
Центральный герой произведения – Маленький Принц.
Символизирует для писателя чистоту, бескорыстие, естественное видение мира. Носителями
этих ценностей, как считает писатель, в XXв. сделались дети. Они живут «по велению сердца», а взрослые бездумно подчиняются абсурдным условностям современного общества. Взрослые не умеют любить, дружить, жалеть, радоваться. Из-за этого они «не находят того, что ищут». А чтобы найти, нужно знать всего два секрета (их открывает герою Лис, который научил Маленького Принца искусству дружбы): «зорко одно лишь сердце», «ты всегда в ответе за всех, кого приручил». Детям дано инстинктивное понимание этих истин.
Слайд 15
Именно поэтому Летчик, чей самолет потерпел аварию в
пустыне, обреченный на смерть от жажды, если не починит
свою машину, обретает в Маленьком Принце друга, который избавляет его от одиночества и становится для него той водой, «которая бывает нужна и сердцу». У Маленького Принца доброе сердце и разумный взгляд на мир. Он трудолюбив, верен в любви и предан в чувствах. Поэтому жизнь его. наполнена смыслом, которого нет в жизни короля, честолюбца, пьяницы, делового человека, фонарщика, географа, — тех, кого герой встретил в своем путешествии. А смысл жизни, призвание человека — в бескорыстной любви к тем, кому он нужен. И Маленький Принц возвращается к себе на астероид, чтобы заботиться о своей единственной Розе, которая без него погибнет.
Слайд 16
Маленький принц.
Образ Маленького принца одновременно и глубоко автобиографичен,
и как бы отстранён от взрослого автора-летчика. Он рождён
из тоски по умирающему в себе маленькому Тонио — потомку обнищавшего дворянского рода, которого в семье называли за его белокурые (сперва) волосы «Королём-Солнце», а в колледже прозвали Лунатиком за привычку подолгу смотреть на звёздное небо. Само словосочетание «Маленький принц» встречается ещё в «Планете людей»(как и многие другие образы и мысли). А в 1940 году в перерывах между боями с нацистами Экзюпери часто рисовал на листке мальчика — когда крылатого, когда верхом на облаке. Постепенно крылья сменит длинный шарф (какой, кстати, носил и сам автор), а облако станет астероидом Б-612.
Слайд 17
Роза.
Прообраз капризной и трогательной Розы тоже хорошо известен,
это, безусловно, жена Экзюпери Консуэло — импульсивная латиноамериканка, которую друзья прозвали «маленьким
сальвадорским вулканом».
Слайд 18
Лис.
Прежде всего друг. Роза — любовь, Лис — дружба, и верный друг
Лис учит Маленького принца верности, учит всегда чувствовать себя
в ответе за любимую и за всех близких и любимых. Можно добавить ещё одно наблюдение. Необычно большие уши Лиса на рисунке Экзюпери, скорее всего, навеяны маленькой пустынной лисичкой фенек — одно из многочисленных существ, прирученных писателем во время службы в Марокко.
Слайд 19
Экранизации.
1966 Маленький принц — фильм Арунаса Жебрюнаса.
1974 Маленький принц — фильм Стэнли Донена.
1974 Маленький
принц — мультфильм Уилла Винтона.
1978—1980 Приключения Маленького принца — Мультсериал режиссёра Франклина
Кофода.
1993 Маленький принц — фильм Андрея Росс, продюсер Олег Руд, снят на Сахалинской киностудии «Авантес».
2002 Маленький принц — мюзикл Риккардо Коччанте.
2010 Легенда песков — авторский фильм Евгения Дядюли.
2010 Маленький принц — мультсериал Пьера-Алена Чартьера.
2013 Искусство маленьких шагов — спектакль Булгаковского дома.
Слайд 20
Впечатление о книге у взрослых.
Эту книгу можно разбить
на десятки цитат, на отдельные истории, её можно читать
в любом возрасте, и каждый раз она даст вам что-то новое. Экзюпери написал превосходную сказку для тех "кто когда-то был детьми". Прочитать всё произведение можно за каких либо пару часов. Оно может оставить и равнодушным, но лишь поначалу. Позже, вдумавшись во все рассказанные в этой книге истории, по-настоящему можно оценить её гениальность.
Знаешь, отчего хороша пустыня? Где-то в ней скрываются родники…
Слайд 21
Интересные факты.
Эта книга переведена более чем на 180
языков и диалектов
Все рисунки в книге выполнены автором. В
самой книге Экзюпери часто ссылается на эти самые рисунки, поэтому по традиции они остаются в каждом издании "Маленького принца"
Впервые на русском языке произведение издано в 1959 году
Словосочетание Маленький принц встречается и в другом произведении Экзюпери - "Планета людей"
В 2003 году астероид "45 Eugenia" получил название Маленький принц
В 2011 году в Москве поставлен одноимённый спектакль сербским режиссёром Срджаном Симичем, где действие книги переносится в современное Косово
Множество памятников во всём мире стоит не только самому Экзюпери, но и его герою - Маленькому принцу. Один из самых известных памятников находится в Украине, в Днепропетровске.