Слайд 2
ЖАНР
под жанром мы будем понимать исторически определившийся тип
отображения реальной действительности, обладающий рядом относительно устойчивых признаков.
В основу
жанрового деления положена не только уже упоминавшаяся нами мера типизации.
Здесь учитывается также способ отражения реальной действительности, функциональные ценности тех или иных передач, их частей, тематическое своеобразие, технические условия создания телепроизведения.
Слайд 3
Жанр — категория историческая
Причем историзм здесь проявляется не
только в отборе и закреплении его качеств (устойчивых признаков).
Системы жанров — и это относится именно к журналистике — могут служить своеобразным индикатором эпохи.
Так, замечено, что во время ограничения информационных свобод преобладают жанры аналитические, одиночные, назидательные.
Напротив, информационная насыщенность, господство репортажа демонстрируют пору свободы слова.
Слайд 4
Информационные жанры
оперативные устные, сообщения,
видеосюжеты,
короткие интервью
и репортажи;
аналитические — то, что в практике
часто называют «передача».
Слайд 5
Художественная документалистика
включает в себя зарисовки, очерки, эссе,
фельетоны, памфлеты
Слайд 6
три основных принципа подхода к изображению реальности
Во-первых, группа
жанров, выражающих стремление к простой фиксации реальности.
Здесь автор
идет за конкретным событием, явлением.
Композиция таких материалов, их организация диктуются самим строем происходящего события.
Это вносится к информационным жанрам.
Слайд 7
принцип подхода к изображению реальности
Во-вторых, тип сообщений, в
которых автор анализирует реальные факты, явления в соответствии со
своей творческой задачей.
При этом композиция сообщения зависит не от фабулы события, но от замысла автора. Это жанры аналитической публицистики.
Слайд 8
принцип подхода к изображению реальности
в-третьих, сообщения, композиция которых
зависит от образной системы, предложенной автором.
При сохранении документальности
материала автор пользуется средствами художественной выразительности вплоть до актерской три. Такие сообщения относятся к жанрам художественной публицистики.
Определяющим здесь является наличие образа, сообщение и анализ фактов имеют второстепенное значение.
Слайд 9
Информационные жанры телевидения
заметка — информационный жанр журналистики, краткое
сообщение, в котором излагает какой-либо факт. Это общежурналистский жанр,
испольиспользуемый в печати, на радио, телевидении. Заметку нередко называют также хроникальным сообщением (от греч. — время). -
Слайд 10
Хроника
это запись исторических событий в хронологической последовательности (поэтому
журналистов часто называют летописцами событий, летописцами со временности).
хроника
в журналистике — это краткое с» общение о факте.
Таким образом, заметка и хроникальное со общение — определения-синонимы.
Слайд 11
устное сообщение и видеозаметка
В документальном кинематографе видео
заметку часто называют хроникальным репортажем: это короткие материалы, показывающие
основные моменты события их естественной последовательности.
Что же касается практиков телевидения, то в их обиходе бытуют названия «информация» (о любом хроникальном сообщении, в том числе устном) «сюжет» (как правило, о видеозаметке, иногда об отдельной «страничке» сложной сценарной передачи).
Слайд 12
Заметка
наиболее распространенный информационный жанр, основной элемент бюллетеней (выпусков)
новостей.
Слайд 13
Заметка
В вербальной (словесной) форме или устное отношение
передается без видеоряда. Обстоятельство, оправдывающее ее использование, состоит в
особой оперативности, когда новость представляет безусловный и всеобщий интерес, а съемки по той или иной причине невозможны,
Автор-журналист обязательно присутствует на съемке, на него возлагается организация работы, решение любых производственных и творческих вопросов, возникающих на съемочной площадке.
Слайд 14
Этапы журналистской работы
журналистская работа при подготовке авторского
сюжета состоит из таких этапов: выбор и утверждение темы,
изучение объекта съемки и создание сценарного плана, участие в съемке, монтаже и написании текста.
Слайд 15
Жанры аналитической публицистики
Комментарий (от лат. commentarius —
толкование) — одна из форм оперативного аналитического материала, разъясняющего
смысл актуального общественно-политического события, документа и т. п.
Телевизионный комментарий — это чаще всего разновидность выступления в кадре, иллюстрируемый специально подобранными видеокадрами.
Комментарий относится к аналитической публицистике потому, что при достаточно широком охвате событий комментатор, следуя своей главной цели, освещает прежде всего причинно-следственные связи между событиями, говорит о возможных последствиях происходящего.
Основу комментария как жанра составляет открытая авторская оценка, анализ.
Слайд 16
Обозрение —
один из традиционных, устойчивых жанров аналитической
публицистики.
Слайд 17
основные особенности обозрения
Во-первых, оно строго фактологично, причем
факты отбираются и группируются и соответствии с определенной авторской
целью;
во-вторых, обозреватель рассматривает факты в их взаимодействии, вскрывает существующие между ними причинные связи, отыскивает в единичном общее;
в-третьих, обозрение отличается широтой исследования материала в отличие от комментария, в центре которого может быть единичный факт или событие;
в-четвертых, материал обозрения ограничен нередко хронологическими рамками («Сегодня в мире», «Пора страды»).
Слайд 18
Предмет обозрения
общественные события, и как цель — предъявление
зрителям причинно-следственных связей (порой скрытых, трудно уловимых), выявление их
значения и тенденций дальнейшего развития.
Слайд 19
Жанры художественной публицистики
Наиболее богат изобразительными средствами и выразительными
возможностями важнейший жанр художественной публицистики — очерк.
Очерк — пограничный
жанр, он лежит между исследованием и рассказом (в литературоведческом определении последнего).
Слайд 20
очерк как жанр
,обусловлены выбором изобразительных средств, тематикой, характером
объекта, авторским замыслом, способом трактовки материала и т. главный
предмет очерка почти всегда — человек (исключением можно считать научно-популярный очерк).
Если в информации на первом плане — действие, свершение, а человек (его «носитель») обычно статичен, то в очерке он на авансцене событий. Иначе говоря, предмет очерка — не столько результат человеческой деятельности, сколько сам процесс деятельности и человек как субъект действия.
Слайд 21
очерк
Какое-либо событие, все же показ и рассказ ведутся
автором с целью раскрыть на фоне событий характеры людей.
Репортаж — это история событий, то очерк — история характера.
Слайд 22
портретный очерк
наиболее распространенная разновидность жанра — портретный очерк,
в котором автор прослеживает обстоятельства жизни своего героя, обнаруживает
мотивы поступков, стараясь вскрыть глубинные личностные свойства (психологию, характер), а также социальный смысл деятельности.
Здесь можно использовать самые различные методы и приемы: длительное наблюдение, портретное интервью, «скрытая камера», архивные кадры.