Слайд 2
Образы, связанные со «Словом о полку Игореве», органично
вплетаются в творчество И.А.Бунина.
Слайд 3
«Слово о полку Игореве» сводило меня с ума...»
«Я…
был совершенно пленён «Словом о полку Игореве», нечаянно перечитав
его и вдруг поняв всю его несказанную красоту…»
Слайд 4
Поэтическим откликом на великое произведение древнерусской литературы стало
его стихотворение «Ковыль» 1894, в котором органично переплетается прошлое
и настоящие.
Слайд 5
Эпиграф, взятый из «Слова»: «Что ми шумишь, что
ми звенишь /давеча рано предъ зорями?» и своеобразный запев:
«Что шумит-звенит перед зарёю?/Что колышет вечер в тёмном поле?» создают определенное настроение, напоминают о далёких временах.
Слайд 6
Перед читателями рисуется картина ненастного утра: веет прохладой,
шепчутся сухие травы, сумраком окутаны могилы и курганы:
Холодеет ночь
перед зарёю
Смутно травы шепчутся сухие, -
Сладкий сон их нарушает ветер…
Опускаясь низко над полями.
По курганам, по могилам сонным,
Нависает в тёмных балках сумрак.
Бледный день над сумраком забрезжил,
И рассвет ненастный задымился…
Слайд 7
Из тумана и предрассветного сумрака постепенно вырисовываются образы
далёкого прошлого, кажется, что вдали белеет ратный стан, где-то
неподалёку расположились половецкий войска, всё пока ещё погружено в глубокий сон.
Холодеет ночь перед зарёю,
Серой мглой подёрнулися балки…
Или это ратный стан белеет?
Или снова веет вольный ветер
Над глубоко спящими полками?
Не ковыль ли старый и сонливый,
Он качает, клонит и качает,
Вежи половецкие колышет
И бежит-звенит старинной былью.
Слайд 8
Вторая часть стихотворения возвращает читателя к действительности настоящего.
Исчезает особая древняя певучесть стиха, которая была в первой
части, пейзаж становится обыденней, проще.
Ненастный день. Дорога прихотливо
Уходит вдаль. Кругом всё степь да степь,
Шумит трава дремотно и лениво,
Немых могил сторожевая цепь
Среди хлебов загадочно сияет,
Кричат орлы, пустынный ветер веет
В задумчивых, тоскующих полях,
Да день от туч кочующих темнеет.
Слайд 9
Лирический герой любуется пейзажем, смотрит на убегающую вдаль
дорогу и невольно у него возникает вопрос:
Не тот ли
это шлях,
Где Игоря обозы проходили
На синий Дон? Не в этих ли местах,
В глухую ночь в яругах волки выли,
И днём орлы на медленных крылах
Его в степи безбрежной провожали
И клектом псов на кости созывали,
Грозя ему великою бедой?
Слайд 10
Цитаты из «Слова о полку Игореве» возвращают читателя
к прошлому. Опять перед глазами полки князя Игоря, идущие
к Дону, ещё не знающие своей печальной участи. Но ведение из ушедшей эпохи длится недолго, снова перед читателем и лирическим героем безмолвная степь, покрытая сонливым ковылём: «…Безмолвна степь. Один ковыль сонливый / Шуршит, склоняясь ровной чередой».
Слайд 11
Герой рассказа «Святые горы» отправляется в места, связанные
с походом князя Игоря:
«… побывать на Донце, на Малом
Танисе, воспетом «Словом», - это была моя давнишняя мечта. Донец видел Игоря, - может быть, видел Игоря и Святогорский монастырь...»
Слайд 12
Окидывая взглядом с горной высоты бескрайние просторы, герой
рассказа ощущает неразрывную связь с прошлым:
«… какая даль открылась
подо мною, как хороша была с этой высоты долина, тёмный бархат её лесов, как сверкали разливы Донца в солнечном блеске, какою горячей жизнью юга дышало всё вокруг! То-то, должно быть, дико радостно билось сердце какого-нибудь воина полков Игоревых, когда выскочив на хрипящем коне на эту высь, повисал он над обрывом».
Слайд 13
Цитатами из «Слова о полку Игореве» пестрит XVI
глава третий части «Жизни Арсеньева», с их помощью Бунин
показывает насколько дорог ему памятник древнерусской литературы. Возникает ощущение, что многие фразы писатель знает наизусть, и по памяти воспроизводит их в своём романе: «Хощу бо, рече, копие преломите конецъ поля Половецкаго с вами, Русицы…Не буря соколы занесе чрез поля широкая; галици стады бежать к Дону великому…Комони ржут за Сулою; звенит слава в Кыеве».
Слайд 14
Алексей Арсеньев, как и герой рассказа «Святые горы».
путешествует по местам связанным со «Словом».
«И вскоре я опять
пустился в странствия. Был на тех самых берегах Донца, где когда-то кинулся из плена князь Игорь ’’горностаем в тростник, белым гоголем на воду ’’; Потом был на Днепре, как раз там же, где’’пробил он каменные горы сквозь землю Половецкую’’»
Слайд 15
В романе «Жизнь Арсеньева» Бунин ещё раз высказывает
мысль о том, что между прошлым и настоящим существует
неразрывная связь:
«И что нужды, что был ’’Курськ’’ только скучнейшим губернским городом, а пыльный Путивль был, верно и того скучней! Разве не та же глушь, пыль была и тогда, когда на ранней степной заре, на земляной стене, убитой кольями, слышен был ’’Ярославны глас’’?»