Слайд 2
Богатство донского поэтического творчества
Казаки – народ исконно русских
корней и православной веры, создавший за многие столетия своего
существования самобытную культуру.
Слайд 3
Цель работы – выявить особенности и ценность семейной
обрядовой поэзии донцов, ее своеобразие; богатство обрядов и традиций
казаков.
Задача исследования:
Проследить основные традиции казачьих семей;
Рассмотреть особенности соблюдения обычаев казаков, связанных с рождением и крещением ребенка;
Выяснить обычаи, связанные с посвящением мальчика в казаки;
Узнать об особенностях воспитания девочки в казачьей семье.
Методы исследования: анализ и синтез справочной литературы по быту и традициям казаков.
Слайд 4
Быт, традиции и семейные обряды казаков
Семейная обрядовая поэзия
– обряды жизненного цикла человека, т.е. праздники, обычаи и
традиции, которые сопровождают человека по всем ступенькам его жизненного пути, начиная с самого рождения.
Слайд 5
У казаков при рождении мальчика дед и отец
стреляли из ружей, тем самым, давая знать станичникам, что
родился воин, защитник границ Отечества.
В гости к матери новорожденного приходили соседи и родственники с вкусным угощением. Такой праздник назывался «Проведок».
Слайд 6
Казаки строго соблюдали старые обычаи.
На седьмой день младенца
крестили. Христианское крещения означало вход ребенка в мир.
Дети при
крещении получали имя того святого, которого праздновали за седмицу до рождения.
Слайд 7
Крестная мать шила первую рубашку – крестильную. Она
надевалась только раз – в момент крещения ребенка. Затем
ее всю жизнь хранили. Сжигалась она только после смерти человека вместе с первой срезанной прядью волос и лично ему принадлежащими вещами (Письмами, нательной одеждой, постелью и т.п.).
В сорокадневном возрасте казачонка облачали в кольчужку и прицепляли сбоку «Шаблюку».
Слайд 8
Если младенец родился слабым, прибегали к символическому обряду
«перепекания» ребенка, т.к. он не «допекся» и появился на
свет раньше своего времени. Его, как хлеб, сажали на лопату и держали в русской печи, в тепле.
Слайд 9
До исполнения 1 года стричь волосы детям у
русских не принято. В годовщину рождения крестная мать с
родственниками (но без родной матери)усаживала казачонка на вывернутую шубу (кошму) и выстригала ему прядь волос крест-накрест, затем мальчика стригли полностью.
В 7 лет уже крестный отец стриг подростка «в скобку», после чего казачонок шел первый раз мыться с мужчинами в баню.
Третий, последний раз, ритуально стригли в 19 лет, при зачислении в казаки и приведении к присяге на верность службе.
Слайд 10
Важным в жизни казачонка был обряд получения первых
штанов, которые он получал в 3 года. Именно с
этого времени его начинали учить верховой езде. С 5 лет мальчишки работали в поле: погоняли волов на пахоте, пасли скот. Любимой игрой пастухов была дзига, или кубарь.
Слайд 11
Рождение девочки не праздновалось так широко, как рождение
мальчика, при известии о ее рождении не грохотали выстрелы.
Но это была радость тихая, домашняя, овеянная легендами и молитвами.
Крестная, няньки «смывали с дочушки заботы» - первый раз с песнями мыли девочку.
Отец ел «отцовскую кашу», горелую, насоленную, наперченную, чтобы «девочке меньше горького в жизни досталось».
Слайд 12
Девочки начинали работать рано. С 5 лет учились
вышивать, шить, вязать. Была и особенная работа – нянчить
младших.
Когда девочка становилась девушкой, об этом по секрету сообщали деду – самому старшему в семье. Дед покупал серебряное колечко и дарил его внучке, а то и правнучке, сопровождая песней про колечко. Внучка теперь не дитя, а «барышня». С этого момента девушка начинала готовить себе приданное.
Слайд 13
Большая часть юридических прав принадлежала казачке. Она наследовала
имущество, верховодила в доме. Казак, приезжавший со службы, чувствовал
себя скорее гостем, чем хозяином.
Слайд 14
У донских казаков сложился свой, своеобразный
культурно-бытовой
облик.
Жизненный цикл казака сопровождался особенными обычаями и традициями. Часть
из них сегодня утрачена, но основные: крестины, пострижение волос в первый год жизни ребенка сохранились и в наши дни.
С возрождением казачества на Дону возрождаются забытые традиции, появляются новые.