Слайд 2
1. Обзор творчества Мольера
Творчество великого французского драматурга Мольера
связано с эпохой абсолютизма. Наука и искусство, литература и
музыка – всё должно было служить королю.
В Версале
Слайд 3
Именно в это время сформировались основные законы классицизма.
Строгий отбор героев, чувства которых подчиняются только разуму, строгое
следование законам жанра и правилу трёх единств – такие требования предъявлял писателям теоретик классицизма Буало.
Слайд 4
Законам классицизма следовали и эти знаменитые французские драматурги
XVII века –
Пьер Корнель, автор «Сида»
Жан Расин,
перу
которого принадлежат
трагедия «Андромаха» и «Федра»
Слайд 5
Нарушил эти традиции
Жан-Батист Мольер
13 января 1622 –
17 февраля 1673
Уличный театр
Народные увеселения в Париже
Впрочем, совсем не о театральной карьере для своего первенца мечтал отец Жана, королевский обойщик Жан Поклен…
А мальчик часами простаивал перед сценой уличного театра, наслаждаясь игрой бродячих комедиантов
Слайд 7
Без колебаний избрал он путь актёра и по
требованию разгневанного отца вынужден был сменить фамилию… Так Жан-Батист
Поклен стал артистом Мольером.
Театр времён Мольера
Слайд 8
«Он был актёром с головы до ног, –
писал современник. – Одним шагом, улыбкой, взглядом, кивком головы
он сообщал больше, чем величайший говорун в свете…»
Слайд 9
Театр Мольера страдал от недостатка пьес. И тогда
он стал писать сам… Сначала это была необходимость, потом
– цель и смысл жизни, путь, избранный навсегда.
Слайд 10
Уже в ранней комедии «Смешные жеманницы» (с элементами
народного представления – переодеваниями, палочными ударами и т.д.) Мольер
дерзко высмеял вычурные манеры и тон парижских аристократических салонов.
Начало триумфа драматурга стало и началом его травли со стороны придворной знати.
Слайд 11
Мольер не отступил… Он пишет острые «поучительные» комедии
«Школа жён» и «Школа мужей», в которых затрагивает вопросы
любви, брака, положения женщины в буржуазной семье.
Сцены мнимой покорности из комедий «Школа жён» и «Школа мужей».
Слайд 12
Мольер читает «Тартюфа»
В 1664 году Мольер создаёт одно
из лучших своих творений – комедию «Тартюф». Вольтер считал
это произведение шедевром. Пушкин видел в нём проявление высшей смелости поэта.
Слайд 13
Указ о запрещении комедии
Иного мнения были сами тартюфы:
постановку пьесы последовательно запрещали король, парламент, архиепископ…
Слайд 14
Тартюф – воплощение лицемерия, предательства, распутства. «Оригиналы добились
запрещения копии», – писал драматург.
«Да, брат мой, я злодей,
гад, поношение света. Несчастная душа, погрязшая во зле», –
признаётся Тартюф, ничуть не раскаиваясь при этом.
Слайд 15
Ещё не снят запрет с «Тартюфа», а со
сцены звучат обличительные монологи смельчака Дон-Жуана. «В наше время,
– говорит он, – лицемерие имеет громадные преимущества. Благодаря этому искусству обман всегда в почёте…»
Дон-Жуан и нищий
Дон-Жуан и командор
Слайд 16
Альцест и Филинт
Запрещён «Дон-Жуан», а на театральных
подмостках честный и благородный Альцест («Мизантроп») бросает в лицо
светскому обществу:
«Лишь посмотри кругом,
как род людской живёт!
Везде предательство, измены,
плутни, лживость,
Повсюду гнусная царит
несправедливость…»
Слайд 17
Великий драматург был яростным врагом стяжательства, алчности и
страсти к золоту, уродующих всё человеческое в человеке. Наиболее
полное выражение эта тема нашла в комедии «Скупой». Скряга Гарпагон уверен, что на своё золото он может купить всё, даже любовь молодой Марианны.
Слайд 18
С неизменной симпатией рисовал Мольер простых людей –
господских слуг, крестьян и горожан, подчёркивая их ум, доброту,
находчивость, жизнерадостность. Не потому ли так популярна вот уже почти четыре столетия комедия «Проделки Скапена»?
Слайд 19
Буало считал, что Мольер «сумел бы победить всех
авторов других, когда б уродцев он не рисовал порою»…
Картина
в фойе театра «Комеди франсез» – Мольер, созерцающий созданные им типы.
Слайд 20
Те, кого Буало презрительно именовал «уродцами», были любимыми
персонажами Мольера.
Маскариль
Созий Сганарель
«Смешные жеманницы» «Амфитрион» «Лекарь поневоле»
Слайд 21
Народное начало получило отражение и в языке этих
героев – живом, выразительном, сочном…
Жак: «Такие басни про вас
рассказывают – слушать тошно. А как честят-то вас – скаред, жмот, сквалыга, жадина и лихоимец!»
(«Скупой»)
Слайд 22
17 февраля 1673 года на сцене мольеровского театра
шла последняя комедия драматурга «Мнимый больной». Изнемогая от мучительного
недуга, Мольер играл в ней роль Аргана.
Мольер в роли Аргана
Слайд 23
Умирающего, его едва донесли до дома в том
же самом кресле, в котором только что на сцене
сидел Арган…
Слайд 24
По приказу французского архиепископа похоронили Мольера ночью, за
оградой кладбища. И мёртвого его боялись тартюфы и гарпагоны,
журдены и пурсоньяки.
Умирающий Мольер. Скульптура Алуара
Слайд 25
Но «творец «Тартюфа» не может быть забыт!» –
писал В.Г. Белинский
Скульптурные памятники Жану-Батисту Мольеру
Слайд 26
2. Комедия «Мещанин во дворянстве»
Более четырёх столетий не
сходит с театральной сцены эта красочная бытовая комедия.
Слайд 27
Главный герой пьесы – господин Журден, богатый буржуа,
стыдящийся своего «низкого» происхождения. Во что бы то ни
стало хочет он стать аристократом.
«Я бы позволил отрубить себе два пальца на руке, лишь бы мне родиться графом или же маркизом».
Слайд 28
«Мой портной уверяет, что вся знать по утрам
носит такие халаты».
Он нанял учителей, заказал костюмы, одел лакеев
в ливреи – всё должно быть таким, как у аристократов.
Слайд 29
Оказывается, чтобы стать аристократом, надо ещё научиться музыке
и танцам. «Музыка и танцы… Музыка и танцы –
это всё, что нужно человеку», – внушают Журдену прочуявшие добычу проходимцы-учителя.
Слайд 30
«…Наука фехтования выше всех прочих бесполезных наук», –
уверяет учитель фехтования.
«Стало быть эдаким манером каждый человек, даже
и не из храбрых, может наверняка убить другого, а сам останется цел?» – радостно удивляется Журден.
Спектакль конца XVIII века
Слайд 31
Учитель философии предлагает богачу изучить логику, этику, физику…
Но ему лишь надо «узнавать по календарю, когда бывает
луна, а когда нет».
Слайд 32
Учитель философии: «Чтобы произнести звук И, нужно ещё
больше сблизить челюсти, а углы рта оттянуть к ушам:
А, Е, И».
Г-н Журден: «А, Е, И, И, И, И, И. Верно! Да здравствует наука!»
Учителя наперебой дурачат Журдена, пользуясь его невежеством и доверчивостью.
Слайд 33
Г-н Журден: «Честное слово, я и не подозревал,
что вот уже более сорока лет говорю прозой».
Слайд 34
Стремясь попасть в высшее общество, Журден заводит знакомство
со светским мошенником, обедневшим графом Дорантом, который беззастенчиво грабит
глупца и вдобавок издевается над ним.
Дорант: «Господин Журден за словом в карман не лезет. Но вы даже не замечаете, маркиза, что он доедает все кусочки, до которых вы дотрагиваетесь».
Слайд 35
Сцена посвящения Журдена в мамамуши – кульминация комедии
и в то же время дань существовавшей тогда моде
на «восточный» колорит.
«Мамамуши… это самый почётный сан, какой только есть в мире, – вы станете в один ряд с наизнатнейшими вельможами», – уверяет тщеславного сумасброда хитрый Ковьель.
Слайд 36
Герой комедии не замечает, что стал предметом насмешек
и откровенного надувательства, в котором участвуют и близкие ему
люди.
Г-н Журден: «Иди сюда, дочь моя, подойди поближе и дай руку этому господину, который делает тебе честь, что сватается за тебя».
Слайд 37
Мы уже говорили о народных истоках творчества Мольера.
Забавные бытовые сцены, народный юмор, сочный язык характерны и
для комедии «Мещанин во дворянстве».
Слайд 38
Г-н Журден. …Я теперь мамамуши.
Г-жа Журден. Это ещё
что за зверь?
Г-н Журден. Мамамуши – по-нашему, паладин.
Г-жа Журден.
Балдин? Балда ты и есть…
Слайд 39
Г-н Журден. Перестанешь ты или нет?
Николь. Извините, сударь,
но вы такой уморительный, что я не могу удержаться
от смеха. Хи-хи-хи!
Г-н Журден. Нет, вы подумайте, какая наглость!
Слайд 40
Николь. Су…ударь… я лоп… лопну, если не похохочу…
Слайд 41
Люсиль. Отчего вы такой грустный?
Николь. Чего это ты
надулся?
Люсиль. Вы утратили дар речи, Клеонт?
Николь. У тебя язык
отнялся, Ковьель?
Клеонт (Ковьелю). Ага! Поняли, что натворили.
Ковьель (Клеонту). Знают кошки, чьё мясо съели.
Мольер достигает блестящего мастерства в построении диалога. Вспомните сцену выяснения отношений Люсиль и Клеонта, Николь и Ковьеля.
Слайд 42
Действие комедии обрамлено затейливой балетной рамкой. Танцы связаны
с сущностью эпизодов и органически включаются в действие.
Слайд 43
А.С. Пушкин подчёркивал, что особенностью Мольера-драматурга было выделение
в персонажах какой-либо ОДНОЙ черты характеров.
Покажите это на
образах господина Журдена и его служанки Николь.
Слайд 45
Комедии французского драматурга шли на русской сцене уже
в конце XVII века. Горячим его почитателем был известный
русский актёр М.С. Щепкин.
М.С. Щепкин в роли Гарпагона
М.С. Щепкин
Слайд 46
Гениально исполнил роль Аргана в Художественном театре К.С.Станиславский,
особенно ценивший Мольера за то, что «он описывает жизнь,
происшествие, частное лицо, а получается общечеловеческий порок или страсть».
Слайд 47
«Мещанин во дворянстве» в постановке
Московского театра им.
Евгения Вахтангова
Живые, остроумные комедии Мольера прочно вошли в репертуар
российского театра.