Слайд 2
«Слово о Законе и Благодати» -
первое произведение
русской литературы (11 век),
первый русский писатель – святитель
Илларион Киевский
Слайд 3
До 17 века русская литература была православной по
своему духу
С 17 века начинается процесс секуляризации литературы
Слайд 4
«Вся наша литература… ранена христианской темой… Русскую литературу
XIX века более "мучил Бог", чем какую-либо другую литературу
в мире, и эта мука о Боге была также мукой о человеке.
В этом ее величие и ее значение для русской религиозной мысли.
Соединение муки о Боге с мукой о человеке делает нашу литературу христианской даже тогда, когда в сознании своём русские писатели отступали от христианской веры»
Н.А. Бердяев. О характере русской религиозной мысли 19 века
Слайд 5
…Во время этой моей самой сильной любви к
ней был я в последний день масленицы на бале
…
Слайд 6
Идет, на мертвеца похожий.
Нет ни одной души в
прихожей.
Он в залу; дальше: никого.
Дверь отворил он. Что ж
его
С такою силой поражает?
Княгиня перед ним, одна,
Сидит, не убрана, бледна,
Письмо какое-то читает
И тихо слезы льет рекой,
Опершись на руку щекой.
Слайд 7
«…Я занялся рассмотрением картинок, украшавших его смиренную, но
опрятную обитель. Они изображали историю блудного сына».
«-И барыня приходила
сюда? — спросил я.
— Приходила, — отвечал Ванька, — я смотрел на нее издали. Она легла здесь и лежала
долго. А там барыня пошла в село и призвала попа, дала ему денег и поехала, а мне дала пятак серебром — славная барыня!
И я дал мальчишке пятачок и не жалел уже ни о поездке, ни о семи рублях, мною истраченных».
Слайд 8
Так всякое дерево доброе приносит и плоды добрые,
а худое дерево приносит и плоды худые.
Не
может дерево доброе приносить плоды худые, ни дерево худое приносить плоды добрые.
Всякое дерево, не приносящее плода доброго, срубают и бросают в огонь.
Итак по плодам их узнаете их.
Евангелие от Матфея гл.7, 17-20
Слайд 9
«Они хотели было говорить, но не могли. Слезы
стояли в их глазах. Они оба были бледны и
худы; но в этих больных и бледных лицах уже сияла заря обновленного будущего, полного воскресения в новую жизнь. Их воскресила любовь, сердце одного заключало бесконечные источники жизни для сердца другого».
«Вдруг он весь быстро наклонился и, припав к полу, поцеловал ее ногу. Соня в ужасе от него отшатнулась, как от сумасшедшего. И действительно, он смотрел, как совсем сумасшедший.
– Что вы, что вы это? Передо мной! – пробормотала она, побледнев, и больно-больно сжало вдруг ей сердце».
Слайд 10
Теме красоты Божьего
мира
посвящены произведения
М.В. Ломоносова
«Утреннее размышление
о Божием
величестве»,
«Вечернее размышление о Божием
величестве при виде великого северного
сияния»;
А.К. Толстого
«Меня, во мраке и в пыли…»,
«Слеза дрожит в твоём ревнивом взоре…»;
М.Ю. Лермонтова
«Когда волнуется желтеющая нива…»
Слайд 11
Теме высокого духовного и творческого потенциала русского народа,
взращённого Православием, и связанного с этим мирового служения России
посвящены произведения
М.Ю. Лермонтова («Спор»),
Н.В. Гоголя («Мёртвые души», «Выбранные места из переписки с друзьями»),
И.А. Гончарова («Обломов»),
Ф.М. Достоевского, Ф.И. Тютчева, А.А. Блока, М. А.Волошина
Слайд 12
Тема праведности и святости
Н.С.
Лесков «Праведники», «Соборяне»;
Ф.М. Достоевский «Братья Карамазовы»
И.С. Шмелёв «Богомолье», «Лето
Господне»;
Б.К. Зайцев «Преподобный Сергий Радонежский»
Слайд 13
Отблески божественной красоты видны в женских образах русской
литературы:
Ярославны («Слово о полку Игореве»);
Татьяны Лариной
(А.С. Пушкин «Евгений Онегин»);
Марьи Мироновой (А.С, Пушкин «Капитанская дочка»);
Лизы Калитиной (И.С. Тургенев «Дворянское гнездо»);
Лукерьи (И.С. Тургенев «Живые мощи»);
Сони Мармеладовой (Ф.М. Достоевский «Преступление и наказание»);
Марьи Болконской (Л.Н.Толстой «Война и мир»).
Слайд 14
Русская литература всегда не удовлетворена настоящим, всегда ищет
чистого и неведомого, но предчувствуемого Китеж-града.
Её герои –
странники бредут по осенним просёлкам родной страны в поисках Бога, Света, Истины:
инженер Вощев (А.П. Платонов «Котлован»);
Иешуа Га-Ноцри (М.А. Булгаков «Мастер и Маргарита»).
Александр Рыжов (Н.С. Лесков «Соборяне»);
Слайд 15
Страницы книг русских писателей пламенеют грозными пророчествами о
возможной грядущей эре бездуховности и вырождения :
М.Е. Салтыков- Щедрин
«История одного города»,
Е.И. Замятин «Мы»,
А. П. Платонов «Чевенгур»
Слайд 16
Точно золотые звенья одной волшебной цепи, начатой Пушкиным
и венчанной Толстым, точно сияющие звезды одного вечного созвездия,
горят над нами в неизмеримой высоте бессмертия прекрасные имена великих русских писателей. В них наша совесть, в них наша истинная гордость, наше оправдание, честь и надежда. И, глядя на них сквозь черную ночь, когда наша многострадальная родина раздирается злобой, унынием, отчаянием и унижением, мы все-таки твердо верим, что не погибнет народ, родивший их, и не умрет язык, их воспитавший.
А.И. Куприн «Наше оправдание»