Слайд 2
Образ Воланда
«… так кто же ты, наконец? –
Я – часть той силы, что вечно хочет зла
и вечно совершает благо».
И.В.Гёте «Фауст»
Калинникова И.А.,
учитель русского языка и литературы
МБОУ №9 г. Находка Приморского края
Слайд 3
Задачи:
соотнести Воланда и его свиту с их мифическими
и литературными прообразами, рассмотреть прототипы нечистой силы и выявить
черты сходства и различия;
проанализировать образ демона в романе М.Булгакова "Мастер и Маргарита";
раскрыть значение образа Воланда в произведении.
Слайд 4
Образ демона
в мифологии и религии
1) в античной
мифологии: у древних греков к демонам относили всякое божество.
2) в христианстве и иудаизме: демон стал трактоваться не просто как злой дух, он стал персонифицировать тьму, обман и зло, и воспринимался как бес, дьявол, сатана.
Слайд 5
История предшественников Воланда
Слайд 6
Образ демона
в романе «Мастер и Маргарита»
Тема Воланда
занимает в произведении одно из главных мест. Слово «чёрт»
употребляется более 60 раз.
Воланд - это дьявол, сатана, «князь тьмы», «дух зла и повелитель теней».
Слайд 8
Образ Воланда
в романе М.А.Булгакова
● истоки имени Воланда
●раздвоенность
сущности Воланда в портретной характеристике
●цель пребывания Воланда в Москве
●свита
Воланда
●негласный спор о человеке Иешуа и Воланда
Слайд 9
Образ Воланда в романе
"В каждом человеке Дьявол с
Богом борется, а поле битвы их - сердца человеческие".
(М.Волошин)
Слайд 10
Имя Воланда
Имя «Воланд» — ссылка на бога англо-саксонского
языческого пантеона Велунда, который после распространения в Европе христианства приобрёл
демонические черты.
Другой вариант — к немецкому «Faland», что означает «Лукавый» (одно из имён Сатаны).
Слайд 11
Имя Воланда
Имя «Воланд» взято из поэмы И.Гёте,
где оно упоминается лишь однажды и в русских переводах
обычно опускается. Так называет себя Мефистофель в сцене Вальпургиевой ночи, требуя от нечисти дать дорогу: "Дворянин Воланд идет!". В переводе А. Соколовского (1902), с чьим текстом Булгаков был знаком, это место дается так:
"Meфистофель. Вон куда тебя унесло! Вижу, что мне надо пустить в дело мои хозяйские права. Эй, вы! Место! Идет господин Воланд!"
Слайд 12
Имя Воланда
Булгакову хотелось именно с "Фаустом" связать
своего сатану, пусть даже нареченного именем, не слишком известным
русской публике. Редкое имя нужно было для того, чтобы не искушенный в Демонологии рядовой читатель не сразу бы догадался, кто такой Воланд. Следовательно, загадка появившегося на Патриарших прудах иностранного профессора с самого начала будет держать в напряжении большинство читателей "Мастера и Маргариты".
Слайд 14
Портрет Воланда
● «…ни на какую ногу описываемый
не хромал, и росту был не маленького и не
громадного, а просто высокого. Что касается зубов, то с левой стороны у него были платиновые коронки, а с правой — золотые. …Рот какой-то кривой. Выбрит гладко. Брюнет. Правый глаз черный, левый почему-то зеленый. Брови черные, но одна выше другой…».
Слайд 15
Портрет Воланда
● «Он был в дорогом
сером костюме, в заграничных, в цвет костюма, туфлях. Серый
берет он лихо заломил на ухо, под мышкой нес трость с чёрным набалдашником в виде головы пуделя. По виду — лет сорока с лишним. … Словом – иностранец.»
Слайд 16
Цель появления Воланда
в Москве
● "...просто мне хотелось
повидать москвичей в массе, а удобнее всего это было
сделать в театре. Ну вот моя свита, – он кивнул в сторону кота, – и устроила этот сеанс, я же лишь сидел и смотрел на москвичей..."
Слайд 17
Цель появления Воланда
в Москве
● «…люди, как люди.
Любят деньги, но ведь это всегда было… Человечество любит
деньги, из чего бы те ни были сделаны, из кожи ли, из бумаги ли, из бронзы или золота. Ну, легкомысленны… ну, что ж… обыкновенные люди… в общем, напоминают прежних… квартирный вопрос только испортил их… »
Слайд 18
Цель появления Воланда
в МОСКВЕ
● Хозяин земли
не мог не посетить Москвы, претендовавшей когда-то на роль
третьего Рима, Москвы – сердца страны, провозгласившей новые принципы жизнеустройства, новые моральные и культурные ценности, – по сути, построение рая на земле для живых людей, обещанный Христом Новый Иерусалим.
● Воланд явился, чтобы воочию убедиться в истинности заверений, сделать выводы из фактов: не судить, не наказывать, а узнать из первоисточника.
Слайд 19
Свита Воланда
Воланд в романе Булгакова появился не
один. И это необычно для воплощения традиционного образа Сатаны
в литературе.
У Воланда есть свита, причём среди её представителей царит строгая иерархия. Кроме того, у каждого из героев свиты – собственная функция.
Слайд 20
Свита Воланда
Самый близкий по положению к Воланду
– Коровьев-Фагот, первый по рангу среди демонов, главный помощник
дьявола.
Фаготу подчиняются Азазелло и Гелла.
Особое положение занимает кот-оборотень Бегемот, любимый шут и своего рода наперсник князя тьмы – Бегемот.
Слайд 21
КОТ БЕГЕМОТ
В романе «Мастер и Маргарита» Булгаков представил
читателям Бегемота в виде громадного кота, прототипом которому стал
домашний питомец автора Флюшка. Несмотря на то что пушистый любимец Булгакова имел серый окрас, в романе животное черного цвета, так как его образ является олицетворением нечистой силы.
Слайд 22
КОТ БЕГЕМОТ
Бегемот - это животное-оборотень.
Вероятнее всего, взят
персонаж Булгаковым из апокрифической книги - «Ветхого Завета» Еноха.
Также автор мог почерпнуть сведения о Бегемоте в книге «История сношения человека с дьяволом», написанной И. Я. Порфирьевым. В упомянутой литературе этот персонаж является морским чудовищем, бесом в виде существа с головой слона, имеющего клыки и хобот. Руки у демона были человеческие. Также имелся у чудища громадный живот, практически незаметный хвост маленького размера и очень толстые задние конечности, подобные таким, какие имеются у бегемотов. Этим сходством объясняется его имя.
Слайд 23
КОТ БЕГЕМОТ
Бегемот является демоном плотских желаний, в особенности
чревоугодия. Отсюда и появилось у кота в романе невиданное
обжорство в Торгсине (валютном магазине). Таким образом, автор проявляет иронию по отношению к посетителям этого всесоюзного заведения, в том числе и к себе. В то время, когда за пределами столиц люди живут впроголодь, людей в больших городах поработил демон Бегемот.
Слайд 24
КОТ БЕГЕМОТ
В то время, когда Воланд и его
свита совершали заключительный полет в романе, Бегемот превратился в
щуплого юного пажа. Рядом с ним находился рыцарь фиолетового цвета. Это был преобразившийся Фагот (Коровьев). В данном эпизоде Булгаков, видимо, отразил шуточную легенду из повести С. С. Заяицкого «Жизнеописание Степана Александровича Лососинова». В ней идет речь о жестоком рыцаре, вместе с которым постоянно фигурирует его паж. Главный персонаж легенды обладал страстью к отрыванию голов животных. Эта жестокость передана Булгаковым Бегемоту, который, в отличие от рыцаря, отрывает голову человеку - Жоржу Бенгальскому.
Слайд 25
КОТ БЕГЕМОТ
Кот в романе чаще всего проказничает, паясничает,
отпускает разные шутки, насмехается. Данная черта характера Бегемота отражает
искрометное чувство юмора самого Булгакова. Такое поведение кота и его необычный вид стали способом вызывания у людей в романе страха и замешательства.
Слайд 26
КОРОВЬЕВ-ФАГОТ
Фамилия Коровьев сконструирована М.А.Булгаковым по образцу фамилии персонажа
повести А.К.Толстого «Упырь» (1841). Кроме того, в повести Ф.М.Достоевского
«Село Степанчиково и его обитатели есть персонаж Коровкин, весьма похожий на булгаковского героя.
Второе имя – Фагот – происходит от итальянского музкального инструмента, изобретённого монахом.
Слайд 27
КОРОВЬЕВ-ФАГОТ
Также прототипами Фагота считается ряд рыцарей, являющихся героями
некоторых произведений разных времен.
Не исключена и вероятность того,
что образ Коровьева возник благодаря одному из знакомых М.Булгакова. Прототипом демона мог стать реальный человек, слесарь-водопроводчик Агеич, который был редким пьяницей и пакостником. Он неоднократно упоминал в разговорах с автором романа о том, что в юношеские годы был одним из регентов хора в церкви. Это, видимо, и отразил М.Булгаков в ипостаси Коровьева.
Слайд 28
КОРОВЬЕВ-ФАГОТ
Подручный Воланда только по необходимости надевает на себя
различные маски-личины: пьяницы-регента, гаера, ловкого мошенника. И только в
финальных главах романа Коровьев сбрасывает свою личину и предстает перед читателем темно-фиолетовым рыцарем с никогда не улыбающимся лицом.
В разговоре Маргариты с Воландом высняется, что однажды этот рыцарь пошутил неудачно: его насмешливый каламбур о свете и тьме был неуместным. Наказанием ему за это стали шутовские манеры, гаерский вид и цирковая драная одежда на долгое время.
Слайд 29
АЗАЗЕЛЛО
«Мастер и Маргарита» имеет
еще одного яркого персонажа
– Азазелло, «демон безводной пустыни, демон-убийца».
Имя Азазелло -
это вариант
имени "Азазель" на итальянский манер.
В переводе с еврейского Азазель
(‘azā’zēl) означает "Козел-Бог". В талмудической литературе Азазель также является синонимом сатаны.
Слайд 30
АЗАЗЕЛЛО
Имя его М.Булгаков создал путем преобразования одного из
ветхозаветных имен. В книге Еноха упоминается падший ангел Азазел.
Именно он, согласно апокрифу, научил людей создавать, оружие, мечи, щиты, зеркала и разнообразные украшения из драгоценных камней и не только. В общем, Азазелу удалось развратить население Земли. Также он научил воевать представителей мужского пола и лгать женщин, обратил их в безбожие.
Слайд 31
ГЕЛЛА
Только одна женщина допущена в
окружение Воланда -
Гелла. Младший член дьявольского союза в романе, вампир.
Имя
этой героини писатель взял
из статьи «Чародейство», напечатанной в энциклопедическом словаре Брокгауза и Эфрона. В ней отмечалось, что такое имя давали погибшим девушкам, ставшим впоследствии вампирами, на острове Лесбос.
Слайд 32
ГЕЛЛА
Характерные черты поведения вампиров – щелканье зубами
и
причмокивание Булгаков, возможно, позаимствовал из повести А. К. Толстого
«Упырь», где главному герою грозит гибель со стороны упырей (вампиров).
Она, единственная из свиты Воланда, отсутствует в сцене
последнего полета. Е.С. Булгакова, жена писателя, считала, что это – результат незавершенности работы над «Мастером и Маргаритой».
Однако, не исключено, что Булгаков сознательно убрал Геллу
из сцены последнего полета как самого младшего члена свиты, исполняющего только вспомогательные функции и в Театре Варьете, и в Нехорошей квартире, и на великом балу у сатаны.
Слайд 33
Негласный спор о человеке
Иешуа Га-Ноцри и Воланда
Иешуа
Га-Ноцри
● «…Правду говорить легко и приятно …»
●«...Он сказал,
что благодарит и не винит за то, что у него отняли жизнь...»
●«...философ, выдумавший столь невероятно нелепую вещь вроде того, что все люди добрые...»
●«Всякая власть является насилием над людьми и что настанет время, когда не будет власти ни кесарей, ни какой-либо иной власти. Человек перейдет в царство истины и справедливости, где вообще не будет надобна никакая власть.»
Воланд
● «…тот, кто любит, должен разделять участь того, кого он любит…»
●«…они – люди как люди. Любят деньги, но ведь это всегда было...»
●«…что бы делало твое добро, если бы не существовало зла, и как бы выглядела земля, если бы с нее исчезли тени?»
●«…никогда и ничего не просите! Никогда и ничего, и в особенности у тех, кто сильнее вас. Сами предложат и сами все дадут!..»
Слайд 34
Негласный спор о человеке
Иешуа Га-Ноцри и Воланда
Иешуа
Га-Ноцри
● «…Правду говорить легко и приятно …»
●«...Он сказал,
что благодарит и не винит за то, что у него отняли жизнь...»
●«...философ, выдумавший столь невероятно нелепую вещь вроде того, что все люди добрые...»
●«Всякая власть является насилием над людьми и что настанет время, когда не будет власти ни кесарей, ни какой-либо иной власти. Человек перейдет в царство истины и справедливости, где вообще не будет надобна никакая власть.»
Воланд
● «…тот, кто любит, должен разделять участь того, кого он любит…»
●«…они – люди как люди. Любят деньги, но ведь это всегда было...»
●«…что бы делало твое добро, если бы не существовало зла, и как бы выглядела земля, если бы с нее исчезли тени?»
●«…никогда и ничего не просите! Никогда и ничего, и в особенности у тех, кто сильнее вас. Сами предложат и сами все дадут!..»
Слайд 35
Воланд – воплощение противоречий жизни
● Портрет Воланда
строится на сочетании земного и возвышенного. В нем контрастно
совмещаются черты всеведения и неведения.
Слайд 36
Образ Воланда в романе
● «Первые слушатели романа были
чрезмерно сосредоточены на разгадывании Воланда, испуганы невольными ассоциациями, к
которым вело их всемогущество героя в наказании одних и поощрении других персонажей романа. Для меня же «сатанизм» Воланда очевиден. …из этого следует, что Воланд – герой отрицательный. Может быть, мое мнение ошибочно, но я считаю что это не так. Я думаю, что человек должен знать свои недостатки, познать самого себя, увидеть в себе отрицательное, что очень трудно, так как зло способно скрыться в самых дальних уголках подсознания. И в этом случае встреча с Воландом необходима. Он «вывернет» душу и «выметет» из нее наружу все то, о чем не подозревал. Да, это не всегда приятно, скорее, всегда неприятно. Это может привести человека в отчаяние и даже свести с ума, но это необходимо каждому из нас.
Слайд 37
Образ Воланда в романе
● Зло для Воланда не
цель, а средство справиться с человеческими пороками.
Слайд 38
Образ Воланда в романе
● Воланд в романе не
противоположность Иешуа, а его дополнение.
Слайд 39
Образ Воланда в романе
● Существует версия, что образ
Воланда имеет многие христианские черты. Эта версия основывается на
сравнении деталей в описаний Воланда и Иешуа.
1) Иешуа предстал перед прокуратором с большим синяком под левым глазом — у Воланда левый глаз «пустой, мёртвый».
2) В углу рта Иешуа ссадина — у Воланда «угол рта оттянут к низу».
3) Иешуа был сжигаем солнцем на столбе — «кожу на лице Воланда как будто бы навеки сжёг загар».
4) Разорванный голубой хитон Иешуа превращается в грязные тряпки, от которых отказались даже палачи — Воланд перед балом «одет в одну ночную длинную рубашку, грязную и заплатанную на левом плече».
Иисуса именуют МЕССИЕЙ — Воланда МЕССИРОМ.
Слайд 40
ВЫВОДЫ:
● Воланд — это художественно переосмысленный автором образ
Сатаны
● в образе Воланда воплотились вселенская мудрость и стремление
к познанию
● Воланд – носитель принципа справедливости, обнажая пороки, он восстанавливает равновесие добрых и злых сил
Слайд 42
P.S. Из глубины веков на вас смотрю,
Все
те же легкомысленные лица.
Поверхностные, детские капризы
Приводят к плахе...или к
алтарю.
И, душ ловец, как переевший кот,
Спокоен я – мне вас ловить не надо.
Вы сами души изувечить рады,
Пытаясь обрести запретный плод.
Я даже иногда готов простить
Вам ваше легкомыслие и глупость.
Смешно на вас смотреть, как вдруг, насупясь,
Меня вы принимаетесь бранить.
И сотни лет в проклятиях зовете
Своим врагом. При этом забывая,
Что все решения вы сами принимали
И душу сами на костер несете.
Слайд 43
Мне жаль вас. Люди, люди... Ваши
муки
Лишь ваших дел простое отражение.
Вы так и не добились
уважения,
И возитесь в пыли сует и скуки.
Средь вас найдется пара смельчаков...
Два, три святых... и куча сумасшедших,
Поющих гимны о годах прошедших,
Несущих бремя времени оков.
За столько лет меня не убедили
Ни ваши сказки о добре и зле,
Ни ваши правила – узоры на золе-
Подует ветер – и про них забыли.
Слайд 44
А впрочем – время движется вперед.
И,
может быть, – во что я верю слабо,
Наступит время,
и всем вам во славу
Я кубок подыму и, может быть, придет
Тот миг, когда я вовсе без добычи
Останусь. Знаете – и буду рад -
Мне этот миг – награда из наград,
Поскольку сам я не лишен дурных привычек.
Дерзайте. Я не буду вам мешать,
Не помогая, правда, вам нисколько.
Нейтрален я – да только много ль толку?
..............................................
Хотя, возможно все... как знать... как знать...
Слайд 45
Домашнее задание
Составить характеристику Маргариты (внешность, речь, поведение, особенности
образа, роль в романе).
Написать мини-эссе «Судьба художника в мире,
где гибнут таланты» (на примере Мастера либо на примере Ивана Бездомного).