Слайд 2
Что такое полноценное чтение
Полноценное чтение — сложный и
многогранный процесс, предполагающий решение таких познавательных и коммуникативных задач,
как
- понимание (общее, полное и критическое),
- поиск конкретной информации,
самоконтроль,
восстановление широкого контекста,
интерпретация,
комментирование текста и др.
Слайд 3
Виды чтения
ознакомительное чтение, направленное на извлечение основной информации
или выделение основного содержания текста;
изучающее чтение, имеющее целью
извлечение, вычерпывание полной и точной информации с последующей интерпретацией содержания текста;
поисковое/просмотровое чтение, направленное на нахождение конкретной информации, конкретного факта;
выразительное чтение отрывка, например художественного произведения, в соответствии с дополнительными нормами озвучивания письменного текста.
Слайд 4
Типы чтения
коммуникативное чтение вслух и про себя,
учебное,
самостоятельное.
Слайд 5
Чтение как вид речевой деятельности
представляет собой интеллектуально-познавательный процесс,
состоящий из множества звеньев.
Обучение наиболее развитому виду чтения
—рефлексивному чтению — заключается в овладении следующими умениями:
Слайд 6
Рефлексивное чтение
а) предвосхищать содержание предметного плана текста по
заголовку, опираясь
на предыдущий опыт;
б) понимать основную мысль текста;
в) формировать систему аргументов;
г) прогнозировать последовательность
изложения идей текста;
д) сопоставлять разные точки зрения и разные источники
информации по теме;
е) выполнять смысловое свёртывание выделенных фактов и мыслей;
ж) понимать назначение разных видов текстов;
з) понимать имплицитную (подразумеваемую)информацию текста;
и) сопоставлять иллюстративный материал с информацией текста;
к) выражать информацию текста в виде кратких записей;
л) различать темы и подтемы специального текста;
м) ставить перед собой цель чтения, направляя внимание на полезную в данный момент информацию;
н) выделять не только главную, но и избыточную информацию;
о) пользоваться разными техниками понимания прочитанного;
п) анализировать изменения своего эмоционального состояния в процессе чтения, получения и переработки информации и её осмысления;
р) понимать душевное состояние персонажей текста и сопереживать.
Слайд 7
Что такое грамотность чтения
Это способность человека к
осмыслению письменных текстов и рефлексии на них, к использованию
их содержания для достижения собственных целей, развития знаний и возможностей, активного участия в жизни общества.
Рефлексия текста предполагает размышление о содержании (или структуре) текста и перенос его в сферу личного сознания. Только в этом случае можно говорить о понимании текста, о возможности использования человеком его содержания в разных ситуациях деятельности и общения.
Слайд 8
Понятие «текст»
Следует трактовать широко: текст может включать не
только слова, но и визуальные изображения в виде диаграмм,
рисунков, карт, таблиц, графиков.
Тексты принято делить на сплошные (без визуальных изображений) и несплошные (с такими изображениями).
Слайд 9
Типы сплошных текстов
описание (художественное и техническое);
повествование (рассказ, отчёт,
репортаж);
объяснение (рассуждение, резюме, интерпретация);
аргументация (научный комментарий, обоснование);
инструкция (указание к
выполнению работы, правила, уставы, законы).
Слайд 10
Несплошные тексты
формы (налоговые, визовые, анкеты и др.);
информационные листы
(расписания, прейскуранты, каталоги и др.);
расписки (ваучеры, билеты, накладные, квитанции);
сертификаты (ордера, аттестаты, дипломы, контракты и др.);
5) призывы и объявления (приглашения, повестки и др.);
6) таблицы и графики;
7) диаграммы;
8) таблицы и матрицы;
9) списки;
10) карты.
Слайд 11
Критерий уровня навыка чтения: полнота понимания текста
При этом
демонстрируются умения:
- общая ориентация в содержании текста и
понимание его целостного смысла (определение главной темы, общей цели или назначения текста;
умение выбрать из текста или придумать к нему заголовок;
сформулировать тезис, выражающий общий смысл текста;
объяснить порядок инструкций, предлагаемых в тексте;
сопоставить основные части графика или таблицы;
объяснить назначение карты, рисунка;
обнаружить соответствие между частью текста и его общей идеей, сформулированной вопросом, и т. д.);
Слайд 12
Критерий уровня навыка чтения: полнота понимания текста
Умение:
-
нахождение информации (умение пробежать текст глазами, определить его основные
элементы и заняться поисками необходимой информации, порой в самом тексте выраженной в иной синонимической) форме, чем в вопросе);
- интерпретация текста (умение сравнить и противопоставить заключённую в нём информацию разного характера, обнаружить в нём доводы в подтверждение выдвинутых тезисов, сделать выводы из сформулированных посылок, вывести заключение о намерении автора или главной мысли текста);
Слайд 13
Критерий уровня навыка чтения: полнота понимания текста
- рефлексия
содержания текста (умение связать информацию, обнаруженную в тексте, со
знаниями из других источников, оценить утверждения, сделанные в тексте, исходя из своих представлений о мире, найти доводы в защиту своей точки зрения, что подразумевает достаточно высокий уровень умственных способностей, нравственного и эстетического развития учащихся);
Слайд 14
Критерий уровня навыка чтения: полнота понимания текста
- рефлексия
на форму текста (умение оценивать не только содержание текста,
но и его форму, а в целом - мастерство его исполнения, что подразумевает достаточное развитие критичности мышления и самостоятельности эстетических суждений).
Слайд 15
Виды информации в художественном тексте
В художественном тексте содержится
три вида информации:
Фактуальная информация — описание фактов, событий,
места действия и протекания действия, рассуждения автора, движения сюжета и т. д. - составляет фабулу текста «внешнее произведение».
Концептуальная информация выражает мировоззрение автора, систему его взглядов, замысел, но не сводится к идее произведения, а может быть описана как замысел автора и его содержательная интерпретация. Концептуальная информация часто представлена в имплицитной, а не в словесной форме.
Подтекстовая информация представляет скрытый смысл, не равна художественным средствам и возникает благодаря «нелинейному» прочтению текста.
Слайд 16
Формирование способности художественного восприятия литературного текста
В основе формирования
способности художественного восприятия литературного текста лежит форма реально-практического диалога
рассказчика и слушателя. Обучение школьников анализу литературно-художественных произведений, различению авторских «значений» и «смыслов», сопоставление их со «смыслами» читателя позволяют целенаправленно формировать нравственную позицию учащихся на основе опыта эмпатии и сопереживания. Для этого необходимо специально организовать ориентацию учащихся на поступок героя и его нравственное содержание.
Слайд 17
Ориентация учащихся на поступок героя и его нравственное
содержание
Для целенаправленной организации такой ориентации необходимо:
специально выделить перед учащимися
суть нравственной коллизии (дилеммы), представленной в литературном произведении;
помочь выделить противостоящие в конфликте стороны, выявить мотивы и стремления героев, а также те моральные суждения и нормы, которыми руководствуются герои в своём поведении;
помочь выявить авторское обоснование того, почему герой следует в своём поведении определённой норме или принципу;
— содействовать учащимся в определении собственной позиции в отношении отображённой моральной дилеммы и связать её с определёнными нравственными императивами.
Слайд 18
Условия организации
эффективного обучения чтению
Сформированный навык чтения включает
в себя, как минимум, два основных компонента:
технику чтения
(правильное и быстрое восприятие и озвучивание слов, основанное на связи между их зрительными образами, с одной стороны, и акустическими и речедвигательными - с другой);
2) понимание текста (извлечение его смысла, содержания).
Слайд 19
Эффективный комплекс упражнений, направленный на формирование у ребёнка
интереса к процессу чтения
Компоненты чтения:
- строгий побуквенный анализ
(без прогнозирования);
прогнозирование, опирающееся на зрительный образ слова;
- прогнозирование, опирающееся на смысл;
быстрое различение похожих по написанию слов и букв;
- чёткие глазодвигательные и речедвигательные операции;
устойчивость внимания;
зрительная и слуховая память на слова и др.
Слайд 20
Комплекс упражнений
Отделение слов от псевдослов (например, дорога, метро,
олубет, вунка),
поиск в тексте заданных слов, т. е.
выбор карточек со
словами, совпадающими с эталоном (слово фломенидия, а на
карточках встречаются слова фломанидия, фломенадия, фло-
немидия и т. д.), восполнение пропусков букв в словах {ис
пуганная де очка быст о пошла по крут дорожке),
восполнение пропусков слов в предложении {Долго ли,
коротко ли шёл принц по тропинке, и вот наконец
он маленькую перекосившуюся на курьих ножках), поиск смысловых несуразностей в связном тексте, где содержатся смысловые ошибки, делающие описываемую ситуацию нелепой и смешной (Дети не промокли под ливнем, потому что спрятались под телеграфным столбом или Поздней осенью, как обычно, буйно зацвели яблони)
Слайд 21
Понимание информации, содержащейся в тексте
Сущность понимания состоит в
том, чтобы понять идею произведения, замысел его автора и
почувствовать эмоциональный настрой и красоту языка художественного произведения. Понимание и интерпретация информации основаны на её анализе учеником. Ученик, читая, мысленно выделяет структурные и логические единицы текста, выявляет те связи, которые есть между ними, а затем фиксирует это либо в плане, либо в графической схеме, либо в таблице
Слайд 22
Понимание информации, содержащейся в тексте
Нельзя добиться от учащегося
глубокого понимания текста без специально целенаправленного обучения приёмам переработки
информации:
- составление плана, тезисов,
- кодирование информации в графических схемах и т. д.
Слайд 23
Приёмы осмысления текста
1. Постановка вопросов к тексту и
поиск ответов на них (в самом тексте, путём вспоминания,
рассуждения и умозаключения или путём обращения к учителю и сверстнику) являются основным приёмом в процессе уяснения содержания и включают вопросы к логическим связям частей текста, связи текста с другими текстами на эту же тему, к отдельным непонятным предложениям и словам
Слайд 24
Приёмы осмысления текста
2. Постановка вопроса-предположения, сочетающего в себе
вопрос и предположительный ответ на него (например: «А не
потому ли..., что...?», «Может быть, это объясняется тем, что...?»)
3. Антиципация плана изложения, т. е. предвосхищение того, о чём будет говориться дальше, и антиципация содержания (предвосхищение того, что будет сказано дальше).
Слайд 25
Приёмы осмысления текста
4. Реципация — мысленное возвращение к
ранее прочитанному и повторное его осмысление под влиянием новой
мысли.
5. Критический анализ, который находит выражение в дополнениях к прочитанному, в сомнении или несогласии, в высказывании собственной позиции (мнения) и отстаивании её.
Слайд 26
«Проблемные текстовые ситуации»
Для понимания психологического содержания текста эвристичное
значение имеют «проблемные текстовые ситуации»
Подобно тому как в
предложении есть подлежащее и сказуемое, в тексте есть субъект и предикат, которые в отличие от подлежащего и сказуемого выражаются не отдельными словами, а целыми предложениями или частями текста. Текстовый субъект обозначает то, о чём говорится в тексте, и представляет собой мысль о предмете. Текстовый предикат есть мысль о признаке предмета (свойстве, действии).
Слайд 27
Перечень основных проблемных текстовых ситуаций:
1. Новизна текстового субъекта
и сложность его предиката. В этом случае нередко читатель
воспринимает субъекта фрагментарно, нарушая его единство, и соответственно не воспринимает связи предиката с субъектом.
2. Противоречивость содержания текстовых субъектов. Здесь читателю необходимо увидеть это противоречие как объективно существующее и найти ему объяснение.
3. Неполнота содержания текстового субъекта как проблемная текстовая ситуация, включающая варианты:
- осознание неполноты субъекта и его мысленное восполнение при ограничении предмета речи с указанием, что изложенное есть его первоначальная или последующая часть (например, «Во-первых...», «С одной стороны...», «Теперь...», «Во-вторых...» и т. д.);
- при изложении первой части предмета нет указания на то, что далее последует вторая часть, что требует от читателя самостоятельного поиска и выделения всех частей текстового субъекта и их объединения в единое целое.
Слайд 28
Перечень основных проблемных текстовых ситуаций:
4. Неполнота текстового предиката,
требующая от читателя обнаружения его неполноты и восполнения соответствующих
элементов.
5. Отсутствие выражения текстового субъекта: выражено в «беспредметности» рассказа, а решение данной проблемной ситуации — в поиске предмета мысли («О чём здесь говорится?»).
6. Отсутствие у выраженного в тексте субъекта необходимого для него предиката.
Слайд 29
Основной приём эффективного понимания текста
Основным приёмом эффективного понимания
текста автор считает самостоятельную постановку вопросов и поиск ответов.
Ставя вопросы, ученик анализирует материал, подвергает его умственному досмотру, выделяет главное, нащупывает новые связи, не всегда для него ясные, находит у себя слабые места, тёмные пятна и пробелы, стремясь их заполнить.
Слайд 30
Типы вопросов
1. Простые вопросы. Отвечая на них, нужно назвать
какие-то факты, вспомнить, воспроизвести некую информацию.
2. Уточняющие вопросы. Обычно они
начинаются сослов: «То есть ты говоришь, что...?», «Если я правильно понял, то...?». Такие вопросы нужны для предоставления собеседнику обратной связи относительно того, что он только что сказал.
3. Объясняющие вопросы. Обычно начинаются со слова «почему?». Они направлены на установление причинно-следственных связей.
Слайд 31
Типы вопросов
4. Творческие вопросы. Когда в вопросе есть
частица «бы», а в его формулировке есть элементы условности,
предположения, фантазии, прогноза: «Что бы изменилось, если бы...?», «Как вы думаете, как будут развиваться события дальше?».
5.Оценочные вопросы. Эти вопросы направлены на выяснение критериев оценки тех или иных событий, явлений, фактов: «Почему что-то хорошо, а что-то плохо?», «Чем один герой отличается от другого?».
6. Практические вопросы. Они направлены на установление взаимосвязи между теорией и практикой: «Как бы вы поступили на месте героя?»
Слайд 32
Вопросный план
Эффективным приёмом работы над текстом является составление
вопросного плана, т. е. умение выделять логическую и последовательную
структуру текста.
Последовательные шаги по организации самостоятельной деятельности учащихся с целью составления плана:
1. Внимательно прочитать текст;
2. Выделить главные мысли текста;
3. Проверить, как они соотносятся между собой;
4. Сгруппировать текст вокруг главной мысли (разделить его на смысловые части);
5. По количеству главных мыслей определить количество пунктов плана;
6. Сформулировать главные мысли кратко (записать их в виде пунктов плана);
7. Прочитать текст повторно, проверить, не пропущено ли что-то.
Слайд 33
Виды чтения в учебной деятельности
Иучающее и усваивающее
чтение.
Основными приёмами изучающего чтения, направленного на понимание учебного
текста, являются:
приём составления вопросов к тексту,
-приём составления плана,
-приём составления граф-схемы,
- приём тезирования,
-приём составления сводных таблиц,
-приём комментирования ;
-приём логического запоминания учебной информации.
Слайд 34
Приёмы изучающего чтения
Приём составления плана позволяет глубоко осмыслить
и понять текст. План представляет собой перечисление всех текстовых
субъектов текста. Для построения плана целесообразно по мере чтения текста последовательно задавать себе вопрос «О чём здесь говорится?». План представляет собой перечисление тем, составляющих пункты плана.
Слайд 35
Приёмы изучающего чтения
Приём составления граф-схемы. Граф-схема —
это способ моделирования логической структуры текста, представляющий собой графическое
изображение логических связей
между основными текстовыми субъектами текста. Выделяют два вида граф-схемы:
линейную;
разветвлённую.
Средствами графического изображения являются абстрактные геометрические фигуры (прямоугольники, квадраты, круги и т. д.),символические изображения и рисунки и их соединения (линии, стрелки и т. д.). Граф-схема от плана отличается тем,
что в ней наглядно видны связи между элементами.
Слайд 36
Приёмы изучающего чтения
Приём тезирования представляет собой формулирование основных
тезисов, положений и выводов текста.
Приём составления сводной таблицы позволяет
обобщить и систематизировать учебную информацию.
Приём комментирования является основой осмысления и понимания текста и представляет собой самостоятельное рассуждение, умозаключение и выводы по поводу прочитанного текста.
Слайд 37
Приёмы изучающего чтения
Приём логического запоминания учебной информации включает
следующие компоненты:
- самопроверку по вопросам учебника или вопросам,
составленным самим учащимся;
пересказ в парах с опорой на конспект, план, граф-схему и пр.;
-составление устной или письменной аннотации учебного текста с опорой на конспект;
-составление сводных таблиц, граф-схем и пр.;
- подготовку докладов и написание рефератов текста двух видов:
* констатирующего;
* критического;
Оба с опорой на конспект, план текста по одному или нескольким источникам, в том числе с опорой на Интернет и публикации в средствах массовой информации.
Слайд 38
Виды чтения в учебной деятельности
2. Усваивающее чтение
включает следующие приёмы: умение отвечать на контрольные вопросы; реферативный
пересказ, аннотирование, комментирование учебных текстов; составление сводных таблиц, рефератов и докладов по нескольким источникам.