Слайд 2
5 – «Дело было в Грибоедове»;
13-«Явление героя»;
19-«Маргарита»;
21-«Полёт»;
24-«Извлечение Мастера»;
29-«Судьба Мастера и Маргариты определена»;
32-«Прощание и вечный приют».
Анализ глав
Слайд 3
Булгаков представил в романе трагедию судьбы художника, которому
ведомы истинные, высокие, вечные начала бытия и который не
может быть в согласии со своим временем. Может быть, эта принадлежность к высокому миру, острота реакций и конфликт с реальной жизнью побуждают Воланда сказать о «трижды романтическом мастере».
Слайд 4
Образ был автопортретным, много совпадений
в судьбе героя и Булгакова. У Михаила Афанасьевича были
легкие, рассыпающиеся светлые волосы, они мешали ему, и работать он любил, натянув на голову колпак. (Колпак с вышитой руками Маргариты буквой «М» Мастер показывает Ивану Бездомному в сцене знакомства).
Образ Мастера
Слайд 5
Дом Грибоедова
РАПП (Российская ассоциация пролетарских писателей)
МАПП
(Московская ассоциация пролетарских писателей
Слайд 7
Автор использует иронию, описывая дом Грибоедова как храм
искусства и характеризуя членов МАССОЛИТа говорящими фамилиями. Пошлость, бюрократизм,
псевдотворчество этой творческой организации подчёркивается извещениями о работе спортивных кружков, рыбно – дачной секции. Так, творческими путевками занимается Подложная, а поэтический подраздел МАССОЛИТа представлен Богохульским, Павиановым, Адельфиной Буздяк.
Выбор художественных средств.
Слайд 8
«Словом, ад… О боги, боги мои, яду мне,
яду…»
Слайд 9
“Да возьмите вы любые пять страниц из любого
его (Достоевского) романа, и без всякого удостоверения вы убедитесь,
что имеете дело с писателем” (гл. 28)
Слайд 10
— Профессия?
— Поэт, — почему-то
неохотно признался Иван.
Пришедший огорчился.
— Ох, как мне не везет! — воскликнул он, но тут же
спохватился, извинился и спросил: — А как ваша фамилия?
— Бездомный.
— Эх, эх... — сказал гость, морщась.
— А вам, что же, мои стихи не нравятся? — с любопытством спросил Иван.
— Ужасно не нравятся.
— А вы какие читали?
— Никаких я ваших стихов не читал! — нервно воскликнул посетитель.
— А как же вы говорите?
— Ну, что ж тут такого, — ответил гость, — как будто я других не читал? Впрочем... разве что чудо? Хорошо, я готов принять на веру. Хороши ваши стихи, скажите сами?
— Чудовищны! — вдруг смело и откровенно произнес Иван.
— Не пишите больше! — попросил пришедший умоляюще.
— Обещаю и клянусь! — торжественно произнес Иван.
Слайд 11
Михаил Александрович Берлиоз – глава МАССОЛИТа.
Слайд 12
В романе часто звучат слова «вина», «суд». Каждый
из героев как – то наказан. Почему так жестоко
Воланд обходится с Берлиозом?
Слайд 13
— Вы — писатель? — с интересом спросил
поэт.
Гость потемнел лицом и погрозил Ивану кулаком, потом сказал:
—
Я — мастер, — он сделался суров и вынул из кармана халата совершенно засаленную черную шапочку с вышитой на ней желтым шелком буквой "М". Он надел эту шапочку и показался Ивану в профиль и в фас, чтобы доказать, что он — мастер. — Она своими руками сшила ее мне, — таинственно добавил он.
— А как ваша фамилия?
— У меня нет больше фамилии, — с мрачным презрением ответил странный гость, — я отказался от нее, как и вообще от всего в жизни. Забудем о ней.
Глава 13 «Явление героя»
Слайд 14
Почему у него нет имени?
Потеря равновесия в
жизни;
Отказ от себя;
Неверие в справедливость реальной жизни.
Слайд 15
«У меня больше нет никаких мечтаний и вдохновения
тоже нет, ничто меня вокруг не интересует, кроме неё,
меня сломали, мне скучно…»
Слайд 16
Хотя Мастер отказался от имени, обратите внимание, как
гордо звучит его ответ. Он мастер своего дела, ему
дан талант Богом, он избранник судьбы, он пророк.
Мастер свободен от суетности московского мира и как только, судьба дает ему возможность, порывает все связи с ним, чтобы отдаться творчеству. И, как по волшебному мановению, приходит любовь, появляется Маргарита. Вхождение Маргариты в мир Мастера преображает его жизнь.
Слайд 17
Главный герой романа не хочет называть себя писателем,
а называет «мастером». Видимо, он не хочет уподобляться всем
тем, кто, являясь членом МАССОЛИТа, снизил значение высокого звания писателя, превратив его в нечто недостойное. Мастер оберегает свою позицию – быть подальше от «пишущей братии».
Называя себя мастером, герой Булгакова восходит к утраченному образу художника – пророка, вестника, преобразователя душ, бескомпромиссного защитника человечности в человеке.
Мастер
Мастер – человек особенно сведующий или искусный в деле своём. (В.И. Даль)
Слайд 18
Как создавался роман?
Талант;
Вдохновение;
Любовь.
Слайд 19
Почему Мастер сжег рукопись?
Неприятие реального мира;
Душевное
самоубийство;
Страх перед жизнью.
Слайд 20
Почему Мастеру дарован покой, а не свет?
Слайд 21
Два мнения
1. Это наказание за малодушие: он
не дописал роман, сдался.
2. Мастер обрёл то, что
о чём мечтал: обрел желанный уют, верную спутницу жизни, будет писать так, как хочется, будет слушать музыку, постигать мудрость жизни.
Где истина?
Слайд 22
В. Лакшин:
«За недоступностью для Мастера райского «света», решение его
загробных дел поручено Воланду. Но сатана распоряжается адом, а
там, как известно, покоя не жди. Да и заслуживает ли ада тот, кто успел пройти некоторые его круги здесь, на земле? Так возникает понятие «покоя» — прибежища для усталой, безмерно измученной души…»
Слайд 23
Образ Мастера позволяет Булгакову поставить проблему ответственности творца
за свой талант. Мастер наделён способностью «угадать» истину, прозреть
сквозь толщу веков образ подлинной человечности. Его дар может спасти людей от беспамятства, от забытой ими способности творить добро. Но Мастер, сочинив роман, не выдержал борьбы за него, отказался от своего творения, сжёг его, не принял подвига, может быть, поэтому он не заслужил света.
Ответственность творца
Слайд 24
Слушай беззвучие, слушай и наслаждайся тем, чего тебе
не давали в жизни, - тишиной. Смотри, вон впереди
твой вечный дом, который тебе дали в награду. Я уже вижу венецианское окно и вьющийся виноград, он подымается к самой крыше. Вот твой дом, твой вечный дом. Я знаю, что вечером к тебе придут те, кого ты любишь, кем ты интересуешься и кто тебя не встревожит. Они будут тебе играть, они будут петь тебе, ты увидишь, какой свет в комнате, когда горят свечи. Ты будешь засыпать, надевши свой засаленный и вечный колпак, ты будешь засыпать с улыбкой на губах. Сон укрепит тебя, ты станешь рассуждать мудро. А прогнать меня ты уже не сумеешь. Беречь твой сон буду я.
Слайд 25
Судьба Мастера сложилась трагично, он вынес много страданий
из-за своего романа. Был ли Мастер свободен в своём
творчестве? (Да, он ни от кого не зависел, у него была и материальная независимость – выигрышный лотерейный билет дал ему это право. Он не получал никаких социальных заказов, у него не было наставников-берлиозов, и он творил своё произведение по собственной воле. Ярость критиков его романа – это ярость тех, кто продал своё право думать и писать свободно за блага, дарованные МАССОЛИТом. Травля Мастера закончилась тем, что единственным местом, где он чувствует себя в безопасности, становится психиатрическая лечебница. Он ничего не сообщал о себе любимой женщине, потому что боялся навлечь на неё беду, понимал, что общение с ним опасно для неё.)
Судьба Мастера
Слайд 26
Кто из героев романа достоин света?
Слайд 27
Почему «рукописи не горят»?
Рукопись – душа, запечатленная в
строках.
Талант как и жизнь дается Богом, поэтому в него
нужно верить.
Душа наша бессмертна.