Слайд 2
Роман «Капитанская дочка» (1836 г.) —
последнее крупное произведение А.С. Пушкина
Слайд 3
В 30-е годы Александр Сергеевич много размышлял о
судьбах своих друзей-декабристов,
о русской истории и путях развития
России.
К этому времени в мировоззрении Пушкина уже произошёл перелом:
поэт «перерос» свои революционные настроения,
он пришёл к выводу о необходимости ненасильственных изменений в обществе —
путём исправления нравов.
Слайд 4
В произведении две сюжетные линии:
Гринёв — Маша Миронова
Гринёв — Пугачёв.
Завязка второй— встреча в степи во время бурана
с вожатым,
кульминация — отказ Петруши Гринёва давать присягу самозванцу Петру III,
развитие действия — спасение Марьи Ивановны (калмыцкая сказка, поведанная Пугачёвым Гринёву)
развязка — казнь Пугачёва, реабилитация Петра.
Слайд 5
Идея чести как высшей ценности
Человеком чести оказывается не
только главный герой Пётр Гринёв, но и бунтовщик и
самозванец Пугачёв.
Однако следование героев законам чести не является самоцелью.
Слайд 6
Оказавшись перед выбором: как поступить? —
так, как предписывает
сословная честь, положение, или как велит сердце? —
они прислушиваются
к зову сердца.
Для Пушкина
Емельян Пугачёв — трагическая фигура в истории России (вспомним калмыцкую сказку, рассказанную Пугачёвым Петруше Гринёву).
Слайд 7
Образы орла и ворона встречаются в мифологии
Ворон, хотя
и наделён мудростью, символизирует смерть, а также войну и
разрушение — кельтская богиня войны нередко появлялась на поле битвы в облике ворона.
В орла превращался Зевс (Юпитер). Орёл традиционно связывается со светом, с солнцем, на которое, согласно легендам, он может смотреть, не отводя взора.
Слайд 8
«Однажды орёл спрашивал у ворона:
- Скажи, ворон-птица,
отчего живёшь ты на белом свете триста лет, а
я всего-на-все только тридцать три года?
- Расскажу тебе сказку,
которую в ребячестве мне рассказывала старая калмычка:
Слайд 9
Оттого, батюшка,- отвечал ему ворон,- что ты пьёшь
живую кровь,
а я питаюсь мертвечиной.
Слайд 10
Орёл подумал:
давай попробуем и мы питаться тем
же.
Хорошо. Полетели орёл да ворон.
Слайд 11
Вот завидели палую лошадь; спустились и сели.
Ворон
стал клевать да похваливать.
Слайд 12
Орёл клюнул раз, клюнул другой, махнул крылом и
сказал ворону:
-Нет, брат ворон; чем триста лет питаться падалью,
лучше раз напиться живой кровью,
а там что Бог даст!
Слайд 13
Какова
калмыцкая сказка?
На чьей стороне
симпатии героев?
Симпатии Пугачёва и Гринёва, конечно, на стороне орла,
а не ворона-долгожителя, питающегося падалью.
Однако необходимо подчеркнуть различие в понимании этими двумя людьми одних и тех же образов.
В повести «Капитанская дочка» образы калмыцкой сказки
обретают символическое значение
Слайд 14
Если для Пугачёва в образе орла, пьющего «живую
кровь», воплотился образ дикой вольницы, дух дерзкого авантюризма
и
разбойничьей удали,
Слайд 15
то, по мнению Гринёва, подобный образ жизни соответствует
повадкам ворона, зловещей птицы смерти:
«...Жить убийством и разбоем
значит,
по мне, клевать мертвечину».
Слайд 16
Однако образы орла и ворона в калмыцкой сказке
отнюдь не однозначны.
Позиция Пугачёва тоже не лишена оснований,
ведь орёл — хищная птица, а восстание народа против угнетателей — разве это не порыв к свободе, так ценимой орлами, строящими гнёзда на горных уступах и поднимающимися высоко в небо?
Симпатизируя одному из персонажей сказки, Пугачёв и Гринёв тем самым подсознательно соотносят себя с ним.
Как орёл, Пугачёв «раз напился живой крови» и распрощался с жизнью в возрасте тридцати трёх лет.
Слайд 17
Сказка имеет иносказательный смысл, она о возможности выбора
жизненного пути: долгого, размеренного, не богатого яркими событиями
и
другого: яркого, насыщенного, но краткого.
Символическую роль играют герои сказки: орёл - птица вольная, царственная, любящая высоту, простор,
ворон - земная птица, мудрая, но прозаичная.
Слайд 18
подумаем
Мудрый ворон и гордый и хищный орёл
Повстречались. И
ворон спросил у орла:
- Там, где небо пробито вершинами
гор,
Что, царь-птица, среди облаков ты нашла?
Что дарует тебе поднебесный полёт?
- Он даёт мне свободу! Взгляни на восход!
Тот, кто падаль в долине всю жизнь клюёт,
Будет жить триста лет, но меня не поймёт!
И крылами взмахнув, взмыл над морем степей,
В поднебесье, к свободе. Но дело не в ней.
Просто свежая плоть мертвечины вкусней…