Слайд 2
Гипотеза
Пейзаж в «Кавказском
пленнике» не только служит фоном, на котором развиваются события,
описанные в рассказе, но, следуя авторскому замыслу, глубже раскрывает состояние героя, характеризует его мысли, чувства, переживания.
Слайд 3
Цель исследования
Выявить зависимость между пейзажем и поступками героя
в рассказе Л.Н.Толстого «Кавказский пленник».
Слайд 4
Задачи
Изучить научные статьи по данной теме, разработанные Головиной
Еленой Викторовной, Толовой Галиной Николаевной.
Найти в тексте рассказа Л.Н.Толстого
«Кавказский пленник» пейзажные зарисовки.
Сделать анализ художественных средств, используемых Л.Н.Толстым при создании пейзажа.
Определить их значение в данном произведении.
Выстроить параллель «пейзаж-герой-действие».
Слайд 7
Экспозиция
«Солнце уже и за полдни
перешло, а обоз только половину дороги прошел. Пыль, жара,
солнце так и печет, и укрыться негде. Голая степь: ни деревца, ни кустика по дороге».
«А не уехать ли одному, без солдат?»
Слайд 8
Завязка
Выбор сделан, но это путь в плен!
Ехали
они долго на гору,
переехали вброд реку, Сумерки -
выехали на дорогу и «безотрадное и безнадёжное» поехали лощиной». время суток
Слайд 9
Мечта о побеге
План местности
Масштаб - «на полдни за
сарай лощина»
Точка обзора – гора:
«лощина»
«аул другой в низочке»
«другая гора ещё круче»
«ещё гора»
- «лес синеется, ещё горы - всё выше и выше» - «а выше всех, белые, как сахар, горы, одна снеговая выше других шапкой стоит».
Слайд 10
Мечта о побеге
Возможность побега?
«…промеж
двух гор синеется ровное место» - «там точно, в
этой долине должна быть наша крепость»
Но!
…на ровном месте, далеко-далеко, точно дым стелется.
… Стали снеговые горы из белых — алые; в черных горах потемнело; из лощин пар поднялся, и самая та долина, где крепость наша должна быть, как в огне загорелась от заката…
Слайд 11
Первый побег
- Начало ночи (молодой месяц)
ясная погода (месяц
кверху рожками)
надежда на спасение (туман, как молоко белеется)
НО!
дорога плутает
-
лес - таинственная и угрожающая природа
олень, высожары – приближающееся утро
- туман, густой, утренний, уже не помощник, а препятствие
Слайд 12
Второй побег
Точное время пути:
«до месяца
надо лощину пройти, до лесу добраться», «прямиком идти вёрст
восемь»;
чёткий план: «речка» - «лощина» - «лес»;
слово «свет» - символ свободы и снятия препятствий:
«светлее»
«светлее, светлее»
«посветлело», «засветились»
«бело, светло, совсем как днём»
- Природа торопит, помогает: «Он спешит, а месяц ещё скорее выбирается».
Слайд 13
Развязка
«Уж стал месяц
бледнеть. Роса пала, близко к свету…»
«…близёхонько под горой, огни горят, тухнут, дым стелется, и люди у костров»
«…Жилин собрался с последней силой, подхватил рукой колодку, бежит к казакам, а сам себя не помнит, крестится и кричит:
-Брацы! Брацы! Брацы!»
Слайд 14
Выводы
1. Пейзаж - важный компонент рассказа Л.Н.Толстого
«Кавказский пленник». Это и фон, на котором развивается действие,
и источник разнообразных переживаний для читателя.
2. В начале рассказа пейзаж статичен, сухо-конкретен, представлен именами существительными. Единственный эпитет «голая степь» подготавливает завязку произведения.
Слайд 15
Выводы
3. С развитием действия пейзаж в рассказе насыщается
цветовыми эпитетами, глаголами, сравнениями.
Слайд 16
Выводы
4. Изменяется цветовая палитра пейзажа. Белый и синий
цвета указывают на решительность героя, говорят о его стремлении
к свободе. Наличие белого цвета увеличивается от эпизода «Мечта о побеге» к эпизоду «Удачный побег».
Выводы
5. Чёрный – символ горя, предвестник неудачи, красный и его оттенки, предупреждающие об опасности, отсутствуют в последней пейзажной зарисовке, которая насыщается «светом». Здесь «свет» - полная свобода для открывающихся возможностей и снятие препятствий по дороге к дому.