Слайд 2
Письмо - это…
Письмо (epistola – греч. «послание») относится
к древнему виду сообщений, которыми обмениваются коммуниканты, то есть
участники переписки.
Слайд 3
Письма на берёсте
Электронные письма
Слайд 4
Эпистолярный роман
разновидность романа, представляющая собой цикл писем одного
или нескольких героев этого романа. В письмах выражаются душевные
переживания героев, отражена их внутренняя эволюция.
Слайд 5
Гипотеза
эпистолярный жанр имеет огромные возможности в изображении жизни
женской души.
Слайд 6
Предмет исследования
произведения С. Цвейга «Письмо незнакомки» и
Ф. М. Достоевского «Бедные люди».
Объект исследования
образы героинь
произведений С. Цвейга «Письмо незнакомки» и
Ф. М. Достоевского «Бедные люди».
Слайд 7
Цель:
раскрыть возможности эпистолярного жанра в изображении жизни женской
души.
Слайд 8
Задачи
Изучить историю эпистолярного жанра.
Сравнить произведения М. Ф. Достоевского
и С. Цвейга
На материале произведений С. Цвейга «Письмо
незнакомки» и
Ф.М. Достоевского «Бедные люди» раскрыть образы героинь – Незнакомки и Вари Добросёловой.
Слайд 9
Актуальность
Эпистолярная литература помогает понять психологию человека.
Переписка (в
любой форме) остаётся важнейшим средством общения между людьми.
Актуальность
эпистолярной литературе присуща до сих пор. По эпистолярным романам создаются экранизации, ставятся спектакли.
Слайд 10
Экранизации эпистолярных романов
«Бедные люди» (СССР, 1969г.)
«Письмо незнакомки» (Франция,
2001г.)
Слайд 13
Варенька Добросёлова
…герои живут
в соседних домах, и у них практически нет времени
на встречи в реальном мире…
Слайд 14
Незнакомка
«Тебе, никогда не знавшему меня…»
Слайд 15
Внешность незнакомки
«…Ты опять узнал во мне не
ту, которая любила тебя, а только хорошенькую восемнадцатилетнюю девушку,
встретившуюся тебе на том же месте два дня назад».
Слайд 16
Внешность вареньки добросёловой
"...ваша улыбочка, ангельчик, ваша добренькая, приветливая
улыбочка..."
"... вы цветете, право, цветете; бледненьки немножко, а
все-таки цветете..."
Слайд 17
Варенька пишет о себе
«…К тому же я такая
нелюдимка, дикарка; люблю пообжиться в привычном угле надолго. Как-то
лучше там, где привыкнешь: хоть и с горем пополам живешь, а всё-таки лучше».
Слайд 18
Незнакомка о себе
«…Когда ты появился, мне было тринадцать
лет, и я жила в том же доме, где
ты теперь живешь, в том самом доме, где ты держишь в руках это письмо - это последнее дыхание моей жизни
Слайд 19
Варенька о любви к покровскому
«…Я не утаила
ничего и рассказала всё, всё — про мою дружбу
к нему, про желание любить его, жить с ним заодно сердцем, утешить его, успокоить его».
Слайд 20
Незнакомка о любви к писателю:
«…как я тогда жила
тобой, почти не знавшим моего лица, потому что при
встречах на лестнице я, страшась твоего обжигающего взгляда, опускала голову и мчалась мимо…».
Слайд 21
Душа Незнакомки
«…Только одинокие дети могут всецело затаить в
себе свою страсть, другие выбалтывают свое чувство подругам, притупляют
его признаниями, - они часто слышали и читали о любви и знают, что она неизбежный удел всех людей».
Слайд 22
Макар о Вареньке
«…Вот вы плачете, и вы едете?!
Вот я от вас письмецо сейчас получил, всё слезами
закапанное. Стало быть, вам не хочется ехать; стало быть, вас насильно увозят, стало быть, вам жаль меня, стало быть, вы меня любите! Да как же, с кем же вы теперь будете? Там вашему сердечку будет грустно, тошно и холодно»
Слайд 23
Мотивы поступков
Незнакомка Цвейга боялась признаться в чувствах, когда
у неё было время, когда она была молода и
у неё был шанс!.. Но она не смогла переступить через страх быть отвергнутой, стать обузой для возлюбленного.
Варенька… Она не режиссер своей судьбы. К сожалению, она была закована в цепи заботливой тётки, ищущей выгоду. У неё была безвыходная ситуация, и ей пришлось оставить возлюбленного и выйти замуж за нелюбимого богатого человека.
Слайд 24
Заключение:
Эпистолярный жанр имеет свои особенности: произведения такого рода
всегда пишутся от первого лица (реже второго), поэтому сущность
человеческой души раскрывается ярче.
Произведения раскрывают сущность женской души и любви. Помогают читателю понять истинные намерения героинь практически напрямую.
В новелле С. Цвейга и произведении Ф. Достоевского, хоть и разные ситуации, но сводятся они к одному финалу - к смерти.
Эпистолярный жанр, а точнее, эпистолярный роман, раскрывает сущность человеческой души в полной мере.