Слайд 4
...Символ только тогда истинный символ, когда он неисчерпаемо
беспределен в своем значении. Он многолик, многосмыслен и всегда
темен в своей глубине.
Д. Мережковский
Слайд 5
Символика имен и фамилий в романе
Ф. М.
Достоевского
«Преступление и наказание»
Слайд 6
В романе Достоевского «Преступление и наказание» множество символических
деталей. Символичны пейзажи, интерьеры, портреты, имена и фамилии персонажей.
Слайд 7
Главный герой романа — Родион Романович Раскольников.
Само имя — Родион — греческого происхождения, что означает
«житель острова Родос». Этимологически к тому же корню восходят слова «руда», «рыжий», «роза».
Слайд 10
«Руда» — в старославянском языке означает «кровь». Так,
уже в самом имени главного героя задается мотив крови,
который затем реализуется в сюжете.
Слайд 12
Здесь есть связь и с самой теорией героя.
Остров Родос славился великими полководцами, там обучались Помпей, Цезарь,
Тиберий.
Слайд 14
Возникает мотив сильных мира сего, людей, которые смогли
преступить через кровь и страдания.
Раскольников не может стать
Цезарем и Тиберием, поэтому он становится «обыкновенным» убийцей.
Слайд 16
У Достоевского воспроизводится известный афоризм Эзопа: «Здесь Родос,
здесь и прыгай!».
Слайд 17
Эта басня рассказывала о некоем путешественнике, прибывшем на
Родос и хваставшем тем, что некогда он совершил грандиозный
прыжок в длину.
В ответ на его хвастовство местные жители предложили ему «продемонстрировать свое умение».
Так и Раскольников в романе Достоевского.
Слайд 19
Родосом Раскольникова становится убийство старухи-процентщицы.
Слайд 20
Отчество Раскольникова — Романович.
Роман — в
переводе с латинского означает «римлянин», происходит от греческого слова
«крепость», «сила».
Слайд 22
Раскольников хотел силу в себе испытать, крепость духа,
хотел «Наполеоном сделаться». Таким образом, в отчестве героя продолжает
развиваться мотив «наполеонов», сильных мира сего.
Слайд 24
Сама фамилия — Раскольников — указывает на мучительное
раздвоение его личности, раскол души героя на две половинки.
Слайд 25
Одна часть души его — бескорыстна, сострадательна и
по - детски невинна (детская улыбка Раскольникова, детский плач
его в первом сне), другая — холодна, эгоистична, самолюбива, переполнена гордыней и индивидуализмом.
Слайд 27
Раскольников бескорыстно помогает Мармеладовым, товарищу по учебе.
Слайд 28
Обожженный, он спасает из огня детей. Благороден он
и по отношению к Дуне, не принимая ее жертвы
в виде брака с «прекрасным человеком» Лужиным.
Слайд 29
И вместе с тем жизнь человеческая для Раскольникова
ничего не стоит: проверяя свою теорию, вместе со «злой
и вредной старушонкой» он убивает ни в чем не повинную Лизавету.
Слайд 31
Интересную интерпретацию имени, отчества и фамилии Раскольникова
мы также находим у
С. В. Белова. Исследователь замечает,
что имя Родион по своему звучанию ассоциируется со словом «родина». «Раскольников „раскалывает" породившую его мать-землю, „раскалывает" родину» Романовых (отчество героя — Романович).
Слайд 32
Достоевский выступает здесь как бы гениальным предвестником грядущих
исторических событий, когда во имя «великих» идей разрешена была
«кровь по совести», а родина Романовых, Россия, оказалась «расколотой» в буквальном смысле этого слова.
Слайд 33
Побочная сюжетная линия романа — линия Мармеладовых.
Эта фамилия, напоминающая о сладостях и ассоциирующаяся с довольством,
комфортом, чем-то приятным, призвана оттенить бедственное положение героев.
Слайд 35
Жизнь несчастного семейства Мармеладовых совершенно противоположна этим
ассоциациям.
Постоянная нужда, нищета, голод, болезнь Катерины Ивановны, пьянство
Мармеладова.
Слайд 37
Соня, вынужденная получить «желтый билет», — беды и
несчастья сопровождают героев на протяжении всего повествования.
Слайд 39
«Семья Мармеладовых — фокус, в котором преломлены
все несчастья неправильно устроенного... общества, и, как „сладок" этот
мир, рисуется уже горько - иронической фамилией, подобранной Достоевским», — писал В. Я. Кирпотин.
Слайд 41
Мармеладовы – немаловажные герои повествования. В звучании фамилии
– довольство, праздность дней, сытость и сладость. Только на
деле – всё наоборот. По сути, фамилия призвана ещё больше подчеркнуть бедственное положение семьи, их нищету и голод, болезни и отсутствие денег даже на необходимые лекарства. Эта семья – порождение неправильно устроенного общества, а их фамилия призвана подчеркнуть «сладость» жизни в таком обществе.
Слайд 43
Многозначительно в романе и имя Лизаветы, ставшей невинной
жертвой Раскольникова. Имя Елизавета древнееврейского происхождения, означает «Божья клятва»,
«Обет Богу».
Слайд 44
Лизавета изображена в романе наподобие юродивой. Это «высокая,
неуклюжая, робкая и смиренная девка, чуть ли не идиотка,
... бывшая в полном рабстве у сестры своей».
Слайд 45
В лице Лизаветы есть что-то детское, защищаясь от
нападения Раскольникова, она по - детски закрывается рукой.
Слайд 46
Юродивые всегда считались на Руси людьми, близкими к
Богу.
Убив Алену Ивановну, а заодно и Лизавету, оказавшуюся
в квартире случайно. Раскольников, по Достоевскому, убивает обет Богу, почтение к нему.
И после этого жизнь как будто уходит из него.
Слайд 50
В финале романа Раскольникова воскрешает любовь к Соне,
той самой Соне, которая читала ему Лизаветино Евангелие и
которая сама казалась похожей на нее.
Слайд 52
Воскрешение Раскольникова в высшей степени символична: в духовном
воскресении героя, возвращении его к жизни незримо участвует та,
которую он этой жизни лишил.
И в этом Достоевский видит высший смысл и высшую мудрость, заложенную в христианстве.
Слайд 54
Имена и фамилии героев в романе Достоевского глубоко
знаменательны, связаны с идейным смыслом произведения, с символикой, с
развитием сюжета.
Слайд 60
Раскольников приходит в полицейскую контору , где его
встречает «грозный поручик» с «молниеносным взглядом» и громким голосом
- Порох Илья Петрович. «Опять, грохот, опять гром и молния, смерч, ураган! » - шутливо и дружески говорит о честном Порохе квартальный надзиратель Никодим Фомич.
Слайд 61
Именно Порох сообщает Раскольникову о самоубийстве Свидригайлова
и
принимает
показания Раскольникова.
Слайд 62
Символическое значение имеет его имя – Илья.
Действие романа приходится на начало июля. А грозовой финал
и развязка происходит в Ильин день.
Слайд 63
Сохранилось много икон с его изображением, особенно популярны
были изображения «Огненного восхождения», на которых пророк в огненном
облаке, поддерживаемый ангелом, едет в колеснице, запряженной огненными конями.
Слайд 64
Когда Илия родился, его отцу было видение, что
с младенцем как с равным беседуют мудрые старцы, кормят
его пламенем и пеленают огнем. Когда Илия повзрослел, Господь отправил его к еврейскому царю Ахаве, который поклонялся идолам и заставлял весь свой народ это делать. Пророк предсказал голод, если царь не одумается и не примет истинную веру. Ахава отказался это сделать, и в его стране наступила великая засуха. В это время Илия жил в пустыне, куда ему приносили еду вороны.
Слайд 65
Через три года пророк опять вернулся в царство
Израильское и сообщил, что все беды народа из-за того,
что они забыли истинного Бога. Когда пришло время вечернего жертвоприношения, Илия положил на свой жертвенник дрова и велел поливать их водой. Пророк стал молиться Господу, с неба сошел огонь и сырые дрова вспыхнули. После этого небо затянулось тучами, и начался дождь, которого все так долго ждали. Увидев это чудо, люди начали прославлять Господа и снова уверовали.
Слайд 68
За свои подвиги пророк был взят на небо
живым. С небес спустилась огненная колесница и увезла пророка.
Слайд 69
В народном воображении Илья – суровый, грозный, карающий
белобородый старец, но в то же время щедрый и
наделяющий. Илья постоянно разъезжает по небу в своей огненной колеснице, гремит громом и мечет молнии, наказывая ими тёмные силы, а в людях зло и неправду.
Слайд 70
В народе Илью величали «сердитым», «огненным», «громовым», «тученосным».
Его считали «хозяином дождя». По народной легенде, пророк по
небу развозит воду для святых и немного расплескивает, от того и дождь идет.