Что такое findslide.org?

FindSlide.org - это сайт презентаций, докладов, шаблонов в формате PowerPoint.


Для правообладателей

Обратная связь

Email: Нажмите что бы посмотреть 

Яндекс.Метрика

Презентация на тему Н.А.Некрасов Размышления у парадного подъезда

Содержание

«Размышления у парадного подъезда»Контраст между роскошью и нищетой,Благополучием и бедой…
Н.А.НЕКРАСОВ «Размышления у парадного подъезда»Цели: познакомить со стихотворением, выявить его социальную направленность; «Размышления у парадного подъезда»Контраст между роскошью и нищетой,Благополучием и бедой… История создания стихотворенияСтихотворение «Размышление у парадного подъезда» было написано Н.А. Некрасовым в Жанр произведенияСтихотворение мы можем отнести к гражданской лирике. Основная тема его – Анализ содержания произведения.В основе композиции произведения лежит принцип антитезы. В двух первых Записав свое имя и званье,Разъезжаются гости домой,Так глубоко довольны собой,Что подумаешь — в том их призванье! А в обычные дни этот пышный подъезд Осаждают убогие лица: Прожектеры, искатели От него и к нему то и знай по утрамВсё курьеры с Раз я видел, сюда мужики подошли, Деревенские русские люди, Помолились на церковь Размышляющий о мужиках поэт появился вместе с ними. Он видит участников происходящего Армячишка худой на плечах, По котомке на спинах согнутых, Крест на шее Кто-то крикнул швейцару: «Гони! Наш не любит оборванной черни!» И захлопнулась дверь. Постояв, Развязали кошли пилигримы, Но швейцар не пустил, скудной Произошла страшная, потрясающая драма, по сравнению с которой начальные картины кажутся незначительными.Две А владелец роскошных палат Еще сном был глубоким объят.. . Ты, считающий Не страшат тебя громы небесные,А земные ты держишь в руках,И несут эти Что тебе эта скорбь вопиющая, Что тебе этот бедный народ? Вечным праздником Убаюканный ласковым пением Средиземной волны, — как дитя Ты уснешь, окружен попечением Впрочем, что ж мы такую особу Беспокоим для мелких людей? Не на Трагическая ситуация сцены у «парадного подъезда» является завязкой, началом завершающего размышления, насыщенного Родная земля! Назови мне такую обитель, Я такого угла не видал, Где Стонет он по полям, по дорогам, Стонет он по тюрьмам, по острогам, Выдь на Волгу: чей стон раздается Над великою русской рекой? Этот стон Волга! Волга!. . Весной многоводной Ты не так заливаешь поля, Как великою Где народ, там и стон.. . Эх, сердечный! Что же значит твой Вопрос остается без ответа, но ответ может дать только сам народ.Песенная, раздольная Использованная литература:  Н.А.Некрасов. Стихотворения. Кому на Руси жить хороши. Ставрополь, кн.изд-во,
Слайды презентации

Слайд 2 «Размышления у парадного подъезда»
Контраст между роскошью и нищетой,
Благополучием

«Размышления у парадного подъезда»Контраст между роскошью и нищетой,Благополучием и бедой…

и бедой…


Слайд 3 История создания стихотворения
Стихотворение «Размышление у парадного подъезда» было

История создания стихотворенияСтихотворение «Размышление у парадного подъезда» было написано Н.А. Некрасовым

написано Н.А. Некрасовым в 1858 году. Впервые оно было

напечатано в газете «Колокол» в 1860 году под названием «У парадного подъезда». Имя автора указано не было.
А.И. Герцен опубликовал его с таким примечанием: «Мы очень редко помещаем стихи, но такого рода стихотворение нет возможности не поместить» [141 - Колокол. 1860, 15 января.].
Сохранилось свидетельство жены Некрасова, А.Я. Панаевой, о том, как создавалось это произведение. Окна квартиры поэта на Литейном проспекте Петербурга смотрели на подъезд министра государственных имуществ М.Н. Муравьева, и Некрасов, вероятно, именно там мог наблюдать эти сцены.
Из воспоминаний Панаевой: «Была глубокая осень, утро было холодное и дождливое. По всем вероятиям, крестьяне желали подать какое-нибудь прошение и спозаранку явились к дому. Швейцар, выметая лестницу, прогнал их; они укрылись за выступом подъезда и переминались с ноги на ногу, притаившись у стены и промокая на дожде. Я пошла к Некрасову и рассказала о виденной мной сцене. Он подошел к окну в тот момент, когда дворники дома и городовой гнали крестьян прочь, толкая их в спину. Некрасов сжал губы и нервно пощипывал усы; потом быстро отошел от окна и улегся опять на диване. Через час он прочел мне стихотворение «У парадного подъезда»[142 - Некрасов Н. Стихотворения и поэмы. М., 2002, с. 545.].
Это было самое заурядное событие из тех, что давно примелькались жителям столицы. Но для поэта, погруженного в неотступные думы о судьбе народной, мимолетная сцена явилась зерном стихотворения «Размышления у парадного подъезда».



Слайд 4 Жанр произведения
Стихотворение мы можем отнести к гражданской лирике.

Жанр произведенияСтихотворение мы можем отнести к гражданской лирике. Основная тема его


Основная тема его – трагическая судьба русского народа.
Стихотворение

включает в себя многочисленные обращения лирического героя – к одному из персонажей («владельцу роскошных палат»), к родной земле, к Волге, к русскому народу. Все они остаются без ответа, представляя собой лишь односторонний диалог, раздумья героя. Жанр размышления соотносит стихотворение Некрасова с высокой одической традицией, идущей от Ломоносова.
Однако Некрасов существенно модернизирует традиционный жанр. Произведение синтезирует жанровые черты сатиры, оды, памфлета, элегии и песни.
Для осуществления высокой миссии поэта-гражданина, Некрасов становится поэтом-художником, который мыслит картинами и образами.
«Размышления у парадного подъезда» воплощаются в сменяющих друг друга картинах происходящего здесь «по торжественным дням» и «в обычные дни».


Слайд 5 Анализ содержания произведения.
В основе композиции произведения лежит принцип

Анализ содержания произведения.В основе композиции произведения лежит принцип антитезы. В двух

антитезы.
В двух первых картинах размышление безлично и сравнительно

бесстрастно. Это часть представляет собой сатирическое описание.

Вот парадный подъезд. По торжественным дням,
Одержимый холопским недугом,
Целый город с каким-то испугом
Подъезжает к заветным дверям


Слайд 6 Записав свое имя и званье,
Разъезжаются гости домой,
Так глубоко

Записав свое имя и званье,Разъезжаются гости домой,Так глубоко довольны собой,Что подумаешь — в том их призванье!

довольны собой,
Что подумаешь — в том их призванье!


Слайд 7 А в обычные дни этот пышный подъезд Осаждают убогие

А в обычные дни этот пышный подъезд Осаждают убогие лица: Прожектеры,

лица: Прожектеры, искатели мест, И преклонный старик, и вдовица.


Слайд 8 От него и к нему то и знай

От него и к нему то и знай по утрамВсё курьеры

по утрам
Всё курьеры с бумагами скачут.
Возвращаясь, иной напевает «трам-трам»

,
А иные просители плачут.

Слайд 9 Раз я видел, сюда мужики подошли, Деревенские русские люди, Помолились

Раз я видел, сюда мужики подошли, Деревенские русские люди, Помолились на

на церковь и стали вдали, Свесив русые головы к груди;
В

третьей картине все резко меняется:

Слайд 10 Размышляющий о мужиках поэт появился вместе с ними.

Размышляющий о мужиках поэт появился вместе с ними. Он видит участников

Он видит участников происходящего не со стороны, как было

в первых картинах, а с близкого расстояния, слышит, что говорят мужики, что говорит швейцар, слышит даже голос другого слуги, находящегося внутри палат.

Показался швейцар. «Допусти», — говорят С выраженьем надежды и муки. Он гостей оглядел: некрасивы на взгляд! Загорелые лица и руки,


Слайд 11 Армячишка худой на плечах, По котомке на спинах согнутых, Крест

Армячишка худой на плечах, По котомке на спинах согнутых, Крест на

на шее и кровь на ногах, В самодельные лапти обутых (Знать,

брели-то долгонько они Из каких-нибудь дальних губерний).

Слайд 12 Кто-то крикнул швейцару: «Гони! Наш не любит оборванной черни!»

Кто-то крикнул швейцару: «Гони! Наш не любит оборванной черни!»

Слайд 13 И захлопнулась дверь. Постояв, Развязали кошли пилигримы, Но швейцар не

И захлопнулась дверь. Постояв, Развязали кошли пилигримы, Но швейцар не пустил,

пустил, скудной лепты не взяв, И пошли они, солнцем палимы, Повторяя:

«Суди его бог!» , Разводя безнадежно руками, И, покуда я видеть их мог, С непокрытыми шли головами.. .

Кажется, что вместе с внимательным швейцаром-слугой «оглядывает» мужиков сам поэт.


Слайд 14 Произошла страшная, потрясающая драма, по сравнению с которой

Произошла страшная, потрясающая драма, по сравнению с которой начальные картины кажутся

начальные картины кажутся незначительными.
Две начальные сцены «Размышления…» предельно сжаты,

каждая из них ограничена восемью строками.
Третья сцена с участием мужиков расширена до двадцати четырех стихотворных строк.
Размышления поэта о владельце роскошных палат и о «деревенских русских людях» в сценах у парадного подъезда только начинаются, в четвертой и пятой частях размышления развиваются с возрастающей энергией и эмоциональной насыщенностью. Поэтому эти части увеличиваются в объеме и усиливаются в значении.
В четвертой части тридцать семь стихов, в пятой - сорок семь.
В четвертой – поэт продолжает размышлять о владельце роскошных палат, в пятой – о народе.



Слайд 15 А владелец роскошных палат Еще сном был глубоким объят..

А владелец роскошных палат Еще сном был глубоким объят.. . Ты,

. Ты, считающий жизнью завидною Упоение лестью бесстыдною, Волокитство, обжорство, игру, Пробудись! Есть

еще наслаждение: Вороти их! в тебе их спасение! Но счастливые глухи к добру.. .

Поэт выступает добровольным защитником бесправных, униженных. Призывает вельможу одуматься, приняться за свои обязанности – служить народу и государству, но «счастливые глухи к добру».


Слайд 16 Не страшат тебя громы небесные,
А земные ты держишь

Не страшат тебя громы небесные,А земные ты держишь в руках,И несут

в руках,
И несут эти люди безвестные
Неисходное горе в

сердцах.

Слайд 17 Что тебе эта скорбь вопиющая, Что тебе этот бедный

Что тебе эта скорбь вопиющая, Что тебе этот бедный народ? Вечным

народ? Вечным праздником быстро бегущая Жизнь очнуться тебе не дает. И к

чему? Щелкоперов забавою Ты народное благо зовешь; Без него проживешь ты со славою И со славой умрешь!

Автор, возмущенный беззаконием, рисует картину жизни вельможи и его смерть.


Слайд 18 Убаюканный ласковым пением Средиземной волны, — как дитя Ты уснешь,

Убаюканный ласковым пением Средиземной волны, — как дитя Ты уснешь, окружен

окружен попечением Дорогой и любимой семьи (Ждущей смерти твоей с нетерпением); Привезут

к нам останки твои, Чтоб почтить похоронною тризною, И сойдешь ты в могилу.. . герой, Втихомолку проклятый отчизною, Возвеличенный громкой хвалой!..

Безмятежней аркадской идиллии Закатятся преклонные дни: Под пленительным небом Сицилии, В благовонной древесной тени, Созерцая, как солнце пурпурное Погружается в море лазурное, Полосами его золотя, —


Слайд 19 Впрочем, что ж мы такую особу Беспокоим для мелких

Впрочем, что ж мы такую особу Беспокоим для мелких людей? Не

людей?
Не на них ли нам выместить злобу? — Безопасней.. .

Еще веселей В чем-нибудь приискать утешенье.. . Не беда, что потерпит мужик; Так ведущее нас провиденье Указало.. . да он же привык!

Слайд 20 Трагическая ситуация сцены у «парадного подъезда» является завязкой,

Трагическая ситуация сцены у «парадного подъезда» является завязкой, началом завершающего размышления,

началом завершающего размышления, насыщенного эмоциями народного заступника.
Мысль поэта

не расставалась с мужиками, увиденными им у парадного подъезда. Вещее сердце подсказало ему, что с горя и обиды мужики пропьют свои скромные запасы, а потом «пойдут, побираясь дорогой, и застонут…»

За заставой, в харчевне убогой Всё пропьют бедняки до рубля И пойдут, побираясь дорогой, И застонут.. .


Слайд 21 Родная земля! Назови мне такую обитель, Я такого угла не

Родная земля! Назови мне такую обитель, Я такого угла не видал,

видал, Где бы сеятель твой и хранитель, Где бы русский мужик

не стонал?

Стон мужиков как бы обостряет слух поэта, он слышит отдалённый стон миллионов других крестьян.
Он вызывает возглас боли сердечной:


Слайд 22 Стонет он по полям, по дорогам, Стонет он по

Стонет он по полям, по дорогам, Стонет он по тюрьмам, по

тюрьмам, по острогам, В рудниках, на железной цепи; Стонет он под

овином, под стогом, Под телегой, ночуя в степи;

Возвышение размышления от единичного ко всеобщему осуществляется посредством анафоры.
Словами стонет он начинаются многие последующие строки стихотворения, создавая впечатление стона всего русского народа.

Стонет в собственном бедном домишке, Свету божьего солнца не рад; Стонет в каждом глухом городишке, У подъезда судов и палат.


Слайд 23 Выдь на Волгу: чей стон раздается Над великою русской

Выдь на Волгу: чей стон раздается Над великою русской рекой? Этот

рекой? Этот стон у нас песней зовется — То бурлаки идут

бечевой!. .

Стоном исполнена и песня бурлаков.
Размышления о «деревенских русских мужиках», начавшиеся у парадного подъезда, вышли на простор родной земли.
Поэт старается вовлечь в них всех читателей, весь народ.
Этому способствуют эмоциальные обращения: «Волга! Волга!»; «Эх, сердечный!» Они подготавливают завершающие скорбные вопросы поэта к народу:


Слайд 24 Волга! Волга!. . Весной многоводной Ты не так заливаешь

Волга! Волга!. . Весной многоводной Ты не так заливаешь поля, Как

поля, Как великою скорбью народной Переполнилась наша земля, —


Слайд 25 Где народ, там и стон.. . Эх, сердечный! Что

Где народ, там и стон.. . Эх, сердечный! Что же значит

же значит твой стон бесконечный? Ты проснешься ль, исполненный сил, Иль,

судеб повинуясь закону, Всё, что мог, ты уже совершил, — Создал песню, подобную стону,
И духовно навеки почил.

Россия стонет от непосильного труда, от гнета в стихотворении Некрасова.
Но не стоном заканчивается стихотворение «Размышления у парадного подъезда», а размышлением, раздумьем поэта о судьбе народа.
И мы слышим вопрос, обращение к народу:


Слайд 26 Вопрос остается без ответа, но ответ может дать

Вопрос остается без ответа, но ответ может дать только сам народ.Песенная,

только сам народ.
Песенная, раздольная музыкальность трехстопного анапеста с особой

силой проявилась в завершающей, наиболее эмоциональной части «Размышлений…».
Не случайно эта часть начиная со слов «Назови мне такую обитель…» стала любимой песней студентов, а позже неоднократно положена на музыку профессиональными композиторами.
Чудесные душевные свойства Некрасова отразились в его поэзии. Ее основной источник - горячее сочувствие угнетенным людям:
Иди к униженным,
Иди к обиженным –
Там нужен ты!
Этой своей заповеди Некрасов не нарушал никогда. Он называл свою музу «печальной спутницей печальных мужиков, рожденных для труда, страданий и оков»
Любить свой народ для Некрасова значило ненавидеть его притеснителей, и потому некрасовская поэзия стала поэзией обличения и гнева.

  • Имя файла: nanekrasov-razmyshleniya-u-paradnogo-podezda.pptx
  • Количество просмотров: 162
  • Количество скачиваний: 4