Слайд 2
Периодизация русской литературы ХХ века
I. 1890-е – 1917
II. 1917 – 1930-е
III. 40-е – 50-е годы
IV. Cовременная
литература
Слайд 3
Особенности литературы XIX века (классической)
Сознательное служение писателя обществу
Идея
индивидуальной ответственности человека
Высокие нравственные требования к человеку
Реализм («типичные характеры
в типичных обстоятельствах»)
Тяготение к широким эпическим картинам
Неприятие идеи «сверхчеловека»
Поиск мировой гармонии, «нового» человека
Слайд 4
Эпоха рубежа веков
Особое состояние общественного настроения:
– ожидание перемен
– предчувствие катастрофы
– ощущение богооставленности, беспомощности человека
Влияние научных открытий, научно-технического прогресса
Влияние различных философских идей (Ницше, марксисты, богоискатели)
Исторические события, социальные потрясения
ВСЁ ЭТО ПОСЛУЖИЛО БАЗОЙ ДЛЯ ИЗМЕНЕНИЯ, УСЛОЖНЕНИЯ, УГЛУБЛЕНИЯ ЛИТЕРАТУРНОГО ПРОЦЕССА.
Слайд 5
Две тенденции в развитии литературы рубежа веков
I –
традиционная (реалистическая)
II – модернистская (связана с отходом от устоявшихся
норм и поисками новых художественных решений)
Слайд 6
Модернизм
(итал. modernismo — «современное течение»; от лат. modernus
— «современный, недавний») — общее обозначение направлений в искусстве
XX века, характеризующихся разрывом с предшествующим историческим опытом художественного творчества, стремлением утвердить новые нетрадиционные начала в искусстве, непрерывным обновлением художественных форм, а также условностью (схематизацией, отвлечённостью) стиля.
Слайд 7
Течения модернизма
Импрессионизм (фр. impressionnisme, от impression — впечатление)
— направление в искусстве последней трети XIX — начала
XX веков, зародившееся во Франции. Его представители стремились наиболее естественно и непредвзято запечатлеть реальный мир в его подвижности и изменчивости, передать свои мимолётные впечатления. Обычно под термином «импрессионизм» подразумевается направление в живописи, хотя его идеи также нашли своё воплощение в литературе и музыке.
Слайд 8
Клод Моне. Впечатление. Восход солнца. 1872
Слайд 9
В литературе импрессионизм не сложился как отдельное направление,
но его черты нашли отражение в натурализме и символизме.
Прежде
всего характеризуется выражением частного впечатления автора, отказа от объективной картины реальности, изображением каждого мгновения, что должно было повлечь за собой отсутствие сюжета, истории и заменой мысли восприятием, а рассудок — инстинктом. Основные черты импрессионистского стиля сформулировали братья Гонкур в своём произведении «Дневник», где знаменитая фраза «Видеть, чувствовать, выражать — в этом все искусство» стала центральным положением для многих писателей.
Слайд 10
В натурализме главным принципом была правдивость, верность натуре,
но она подвержена впечатлению, а потому облик реальности зависит
от каждой отдельной личности и её темперамента. Наиболее полно это выражено в романах Эмиля Золя, его развернутых описаниях запахов, звуков и зрительных восприятий.
Символизм, наоборот, требовал отказа от материального мира и возвращения к идеальному, однако переход возможен только через мимолётные впечатления, раскрывая в видимых вещах тайную сущность. Яркий пример поэтического импрессионизма — сборник Поля Верлена «Романсы без слов» (1874). В России влияние импрессионизма испытали Константин Бальмонт и Иннокентий Анненский.
Слайд 11
Экспрессионизм
(от лат. expressio, «выражение») — течение в европейском
искусстве, получившее развитие начале примерно в 1905—1920 годах, характеризующееся
тенденцией к выражению эмоциональной характеристики образов (обычно человека или группы людей) или эмоционального состояния самого художника. Экспрессионизм представлен во множестве художественных форм, включая живопись, литературу, театр, кинематограф, архитектуру и музыку.
Возник как реакция на острейший кризис первой четверти XX века, Первую мировую войну и последующие революционные движения, уродства современной буржуазной цивилизации.
Слайд 12
Эдвард Мунк. Крик (1893)— одна из наиболее известных
художественных работ экспрессионизма
Характерно стремление к субъективному восприятию действительности и
стремление к иррациональности.
Идея эмоционального воздействия, аффектации (неестественная, обычно показная возбуждённость в поведении, в речи) . Подчеркивалась субъективность творческого акта. Были использованы мотивы боли, крика, так что принцип выражения стал преобладать над изображением.
В русской литературе тенденции экспрессионизма проявились в творчестве Леонида Андреева.
Слайд 13
Футуризм
(лат. futurum — будущее) — общее
название художественных авангардистских движений 1910-х
— начала 1920-х годов, прежде всего в Италии и России.
Автор слова и основоположник направления — итальянский поэт Филиппо Маринетти (поэма «Красный сахар»). Само название подразумевает культ будущего и дискриминацию прошлого вместе с настоящим. 20 февраля 1909 г. в газете «Фигаро» Маринетти опубликовал «Манифест футуризма». Он был написан для молодых итальянских художников.
Для футуризма характерны отказ от традиционной грамматики, право поэта на свою орфографию, словотворчество. Скорость. Ритм.
Провозглашается пафос разрушения и взрыва. Воспеваются войны и революции, как омолаживающая сила одряхлевшего мира.
Слайд 14
Наталья Гончарова. Велосипедист (1913)
Слайд 15
Дадаизм
модернистское течение в литературе, изобразительном искусстве, театре и
кино. Зародилось во время Первой мировой войны в Швейцарии.
Существовало с 1916 по 1922 г.
В 1920-е годы французский дадаизм слился с сюрреализмом, а в Германии — с экспрессионизмом.
Основатель течения – поэт Тристан Тцара.
Дадаизм возник как реакция на последствия Первой мировой. Дадаисты (в частности, А. Бретон) считали, что современную европейскую культуру необходимо уничтожить через разложение искусства (в частности, художественного слова и языка).
Главная идея – последовательное разрушение какой бы то ни было эстетики. Основные принципы – иррациональность, отрицание признанных канонов и стандартов в искусстве, цинизм, разочарованность и бессистемность.
Считается, что дадаизм явился предшественником сюрреализма.
Слайд 16
Тео ван Дусбург. Плакат с объявлением вечера дадаистов
Лайош
Тихань.
Портрет Тристана Тцара, 1927
Слайд 17
Караваны
(Хуго Балль, перевод Валерия Шерстяного)
Бллллл яф
яф рант О! гО Л Л Л х А
А БаН РосГ Ыиииииииии иииииГГГо
О! ГорьеУм
Е во го го РРР ами
Бой ко бой ко РУССССУЛЛЛА
Бла ГОБУНТ Бла ГОБУНТ
О лю лю лю ля ля ля
Щё еее с и н ! ДАБА
Вуууу! Ухуху люб л Волю лю лю уДуб!
Тум Ба-Ба
Бан! РА РАБГЛЯ РАБГЛЯ
Уфффф….
Караваны
Каллиграмма. «Стих для Лу» Гийома Аполлинера, 9 февраля 1915 г.
Слайд 20
Кубизм
(фр. Cubisme) — авангардистское направление в изобразительном искусстве,
прежде всего в живописи, зародившееся в начале XX века
и характеризующееся использованием подчеркнуто геометризованных условных форм, стремлением «раздробить» реальные объекты на стереометрические примитивы.
В России кубизм соединился с элементами итальянского футуризма (кубофутуризм).
К поэтам-кубофутуристам относились Велимир Хлебников, Елена Гуро, Давид и Николай Бурлюки, Василий Каменский, Владимир Маяковский, Алексей Кручёных, Бенедикт Лившиц. Многие из них выступали и как художники.
Слайд 21
Хуан Грис. Мужчина в кафе (1914)
Слайд 22
Л. Попова. Портрет философа (1915)
Слайд 23
Сюрреализм
(фр. surréalisme — сверхреализм) — направление в искусстве,
сформировавшееся к началу 1920-х во Франции. Отличается использованием аллюзий
(Аллюзия (лат. allusio — шутка, намёк) — стилистическая фигура, содержащая явное указание или отчётливый намёк на некий литературный, исторический, мифологический или политический факт, закреплённый в текстовой культуре или в разговорной речи) и парадоксальных сочетаний форм.
Основное понятие сюрреализма, сюрреальность — совмещение сна и реальности.
Это направление сложилось под большим влиянием теории психоанализа Фрейда. Цель сюрреалистов – духовное возвышение и отделение духа от материального. Одними из важнейших ценностей являлись свобода, а также иррациональность.
Слайд 24
Сальвадор Дали.
Постоянство памяти (1931)
Сальвадор Дали.
Лицо войны
(1941)