Слайд 2
Поэт... есть средство существования языка
Иосиф Бродский
Слайд 3
Характеристики исследования
Объектом исследования является языковая личность норильской поэтессы
Наталии Блохиной.
Предметом исследования
являются языковые средства выражения языковой личности в её лирике.
Гипотеза заключается в следующем: исследование языковой личности позволит более глубоко раскрыть характер и мировоззрение лирической героини Наталии Блохиной.
Цель исследования – раскрыть языковую картину мира в лирике Наталии Блохиной и языковую личность автора, поэтическую индивидуальность поэтессы.
Слайд 4
Задачи исследования
изучить литературу по теме исследования;
опираясь на лингвистические
исследования в изучаемой области, раскрыть поэтическую специфику языкового сознания
лирической героини Наталии Блохиной;
выяснить, как она связана с языковой картиной мира.
Слайд 5
Характеристики исследования
В работе использовались следующие методы и
приёмы: сопоставительный, текстовый анализ, элементы стилистического анализа, метод словарных
дефиниций, а также общенаучные приёмы наблюдения, обобщения, описания.
Актуальность исследования определяется не внутринаучными проблемами (к их решению я ещё не готова). Она связана с практической необходимостью лингвистического анализа поэтических текстов, которую постоянно ощущает и исследователь-интерпретатор, изучающий поэтический текст на основе комплексного подхода, и школьник, «вынужденный» анализировать стихотворения, и любой читатель, стремящийся к глубокому постижению поэзии, образа автора, его индивидуальности и мировоззрения.
Научная новизна исследования выражается в следующем: языковая специфика поэтических текстов, рассмотренная на материале лирики норильской поэтессы Наталии Блохиной с позиций понятия «языковая личность», позволила глубоко раскрыть образ лирической героини, показать, как в речевой структуре стихотворений концептуализируются и выражаются субъективные и объективные представления о мире.
Слайд 6
Теоретическая и практическая значимости
Теоретическая значимость работы видится в
описании средств выражения языковой личности в поэтическом тексте,
в том числе и имплицитных средств и в изучении их возможностей.
Практическая значимость исследования обусловлена возможностью применения его материалов на спецкурсах по обучению интерпретации поэтического текста в классах с углубленным изучением русского языка и литературы, а также на уроках литературы при изучении поэзии Красноярского края.
Слайд 7
Языковая личность – это
«совокупность способностей и характеристик человека,
его языковую компетенцию, обусловливающую создание и восприятие им речевых
произведений (текстов), которые различаются степенью структурно-языковой сложности, глубиной и точностью отражения действительности, а также определенной целевой направленностью».
совокупность особенностей вербального поведения человека, использующего язык как средство общения.
закрепленный преимущественно в лексической системе базовый национально-культурный прототип носителя определенного языка, своего рода «семантический фоторобот».
Слайд 8
Уровни рассмотрения языковой личности
вербально-семантический – слова и их
значения;
когнитивный – концепты;
мотивационный – высший уровень, отвечает на вопрос,
с какой целью писатель использует в своем тексте именно эти слова и когниции, какую мысль автор хочет выразить и передать в тексте.
Слайд 9
Определение «языковая картина мира»
система всех возможных содержаний: духовных,
определяющих своеобразие культуры и менталитета данной языковой общности, и
языковых, обусловливающих существование и функционирование самого языка;
представление о действительности, отраженное в языковых знаках и их значениях — языковое членение мира, языковое упорядочение предметов и явлений, заложенная в системных значениях слов информация о мире
результат отражения объективного мира обыденным (языковым) сознанием того или иного языкового сообщества
языковая картина мира, с одной стороны, есть следствие исторического развития этноса и языка, а с другой стороны, является причиной своеобразного пути их дальнейшего развития;
языковая картина мира чётко структурирована и в языковом выражении является многоуровневой. Она определяет особый набор звуков и звуковых сочетаний, особенности строения артикуляционного аппарата носителей языка, просодические характеристики речи, словарный состав, словообразовательные возможности языка и синтаксис словосочетаний и предложений, а также паремиологический багаж;
Слайд 10
языковая картина мира существует в однородном своеобразном самосознании
языковой общности и передается последующим поколениям через мировоззрение, правила
поведения, образ жизни, запечатлённые средствами языка;
картина мира какого-либо языка является его преобразующей силой, формирующей представление об окружающем мире через язык как «промежуточный мир» у носителей этого языка;
языковая картина мира конкретной языковой общности — это её общекультурное достояние
Слайд 11
«Когда любовь из плена страха вылетит…»
Когда любовь из
плена страха вылетит,
оковы смерти тихо упадут…
Когда тоска-старуха неуклюжая
Забудет
путь-дорогу в этот дом…
Слайд 12
«Когда любовь из плена страха вылетит…»
…жарки от света
солнца зацветут –
Тепло любви растопит иглы инея.
Метафоры света
Слайд 13
«Успение»
Лирическая героиня Блохиной не только осознаёт, но и
переживает свою связь с миром природы .
Слайд 14
«Успение»
Нас призывает к мудрости планета,
она проста, бесхитростно-добра,
лишь для
того, чтоб день вставал с рассветом,
чтоб «здравствуй» каждый мог
сказать с утра,
чтобы однажды наши же потомки,
всей мудрости её внимая свято,
сидели под такой же сливой тонко,
нас добрым словом помянув когда-то.
«Умозаключительная» роль
Слайд 15
Вид спелых сочных ягод так нежданно
Мне говорит: «Ну,
рви нас, собирай!»
Диалоговый характер отношений, отражение потребности общения с
природой.
Слайд 16
А лес двум потерявшимся аукал,
«Найдутся ли?» - всё
волновал вопрос…
Тут для кого-то Бог устроил рай! /…/
Зачем мне
рай одной?..
Форма постижения
Слайд 17
Горел костёр чуть видно. Вот дорога.
И - никого.
Он смог меня согреть.
И было чувство, что во всём
я Бога
Так просто и легко могу узреть.
Поэтическое открытие
Слайд 18
«Рассыпается время на звуки…»
Рассыпается время на звуки –
И горит эта россыпь мгновений
Горьковатою песней осенней…
От звучанья
сонат и сонетов,
фиолетово-радужных красок,
Что тянулись от Пасхи до Спасов,
Обозначились пятна рассвета.
И мазками на холст наносило
Время – листья осенних мелодий,
Они слышались издали вроде…
«Слышит» время
«Видит» время
Слайд 19
Может, это сама неизбежность
Перекрещена с робостью чьей-то?
Сон
рассветный, ты был или не был?
Что ж закат полыхает
так чудно?
«Фиксация» изменчивости окружающего мира, осознание «участия» времени в духовной жизни человека и мира.
Слайд 20
«Где ангел босыми ногами ступал…»
Стихающих звуков осенняя муть,
И
звуки цикад лёгким ветром по коже,
И только желание скорее
нырнуть
В озёрную влагу минутою позже…
И плыть, удивляясь спокойствию вод,
Как быстро закат угасает порфирный,
А пух одуванчиков рядом плывёт
Как символ мгновений, летящих над миром.
«Изображение» и «озвучивание»
времени
Слайд 21
Выводы
С точки зрения психолингвистики, язык существует в той
мере, в какой существует внутренний мир говорящего и слушающего,
пишущего и читающего. Для лингвистической поэтики проблема человека в его отношении к языку имеет особое значение, так как речь идет не просто о носителе языка, а о художнике, творце произведения словесного искусства. Он более глубоко и более тонко чувствует мир, открывая читателям своё видение. Субъективность этого видения соотносится языковым сознанием читателя с объективностью языковой картины мира, усвоенной им как носителем национального языка. Так рождаются читательские открытия, а языковая картина мира обогащается новым содержанием.