Слайд 2
Любое художественное произведение устремлено в будущее. В истории искусства
можно найти много примеров предупреждения художниками о надвигающейся социальной
опасности: войнах, расколах, революциях. Способность к провидению присуща великим художникам, возможно, именно в этом и
состоит сила искусства.
Слайд 3
Гипотеза:
Гениальные люди способны в своем творчестве
предсказывать будущее.
Цель:
Показать способность авторов через произведения искусства
предугадывать события истории
Слайд 4
Задачи:
1Исследовать тему предсказаний в искусстве.
2Проанализировать факты предвосхищения.
3Узнать мнение
ученых о даре предвосхищения.
4Сделать выводы.
Объект исследования:
Произведения искусства
Предмет исследования:
Дар предвосхищения в искусстве
Слайд 5
Люди искусства –художники, литераторы, музыканты- неординарные личности, которые
многие события видят через призму своего таланта.
Порой это видение
прорывает все законы физики и устремляется в будущее.
Предсказание в искусстве- вещь нередкая, но феноменальная, часто пугающая.
Слайд 6
Изобретения Леонардо Да Винчи(1452-1519) опередили время на 500
лет!
Творчество Леонардо – это первооткрытие, первый мощный качественный
сдвиг в искусстве. Оно стало средством познания мира, Если бы его попытки внедрить свои новшества в повседневный обиход увенчались успехом, то наша цивилизация сейчас выглядела бы иначе.
Итак, еще в 15 веке Леонардо создал концепты вертолета, танка, солнечных панелей и калькулятора!
Слайд 7
Леонардо - новый тип художника: мыслитель, ученый, человек
обширных и многогранных возможностей, он практиковал специальные психотехнические упражнения.
Например,
Леонардо спал по 15 минут каждые 4 часа
(всего 1,5 часа в сутки).
Слайд 8
Потрясающее предсказание сделал писатель- фантаст Жюль Верн (1828
– 1905). В романе «С Земли на Луну» он
в 1865 году подробно описывает полет на Луну , который в реальности состоялся в 1968 году.
Он подробно описал корабль, точно указал его высоту и массу, экипаж из 3 астронавтов, место старта – Флорида и место посадки в Тихом океане, месяц полета- декабрь.
Слайд 9
В 1994 году была найдена рукопись Жюля Верна
«Париж в 1968году». Здесь подробно описывались не только такие
современные изобретения , как факс и ксерокс, но и современный облик города с ажурной башней.
Всего автор сделал 108 предсказаний , из которых точно уже сбылось 64.
Слайд 10
Что предвидели другие фантасты?
Были и другие предсказания в
искусстве. Примеры можно найти в произведениях Беляева, братьев Стругацких,
Герберта Уэллса, Алексея Толстого, рея Брэдбери.
Они предсказали множество современных изобретений, таких как мобильный телефон, трансплантация органов, телевизор, 3-D- изображения, «умный дом»,роботы.
Слайд 11
Поистине шокирующее предсказание в искусстве – «Повесть о
приключениях Артура Пима» Эдгара По, в которой подробно рассказывается
о кораблекрушении, в результате которого спаслось 4 человека.
После многих дней скитаний в открытом море, измученные голодом и жаждой, трое убивают четвертого и съедают его.
Через 50 лет после выхода в свет произведения события повторились с потрясающей точностью, совпали даже имена героев. Рационально объяснить это невозможно.
Слайд 12
Еще одно трагическое предсказание будущего в искусстве принадлежит
американскому писателю М.Робертсону.
В романе «Тщетность»он подробно описал катастрофу и
гибель «Титаника», которая произошла через 14 лет после выхода книги в свет. Совпадения реальных фактов с фантазиями просто немыслимые.
Слайд 13
Пророчества М.Ю.Лермонтова
Настанет год России, черный год,
Когда царей корона
упадет,
Забудет чернь к ним прежнюю любовь,
И пища многих будет
смерть и кровь…
Поэт предсказал Октябрьскую революцию 1917года и подробно в рифмованных строках описал собственную смерть.
Слайд 14
Художники, которые рисовали будущее
Аргентинский художник Бенжамин Парравичини(1898-1974) в
порыве творческого прозрения делал зарисовки, которые предсказали цунами
в Японии и аварию на атомной станции Фукусима, поле американцев на Луну, полет в космос первого живого существа- дворняги Лайки, «мирный атом», летающие тарелки, коммунизм в Китае, фашизм и Вторую мировую войну.
Революцию на Кубе под предводительством бородача Парравичини предсказал, когда Фиделю Кастро было всего 11 лет.
Слайд 15
«Мир станет обезличенным под властью домашнего экрана. Массы
будут созерцать глупость и безнравственность с наслаждением. Загипнотизированное человечество
отупеет. Им с легкостью станут манипулировать» - такая надпись сопровождает картинку 1938 года с легко узнаваемым телевизором.
Этот бытовой прибор войдет в обиход в 50-х.
Слайд 16
Не только обывателей, но и научный мир изумляют
предсказания в искусстве. Примеры часто поражают точностью деталей. Совпадает
описание места, даты и обстановки происшествия.
Слайд 17
Альбрехт Дюрер
Немецкий живописец и график эпохи Возрождения
Альбрехт Дюрер (1471—1528) создал серию гравюр «Апокалипсис» (греч. apokalypsis
— откровение — это слово служит названием одной из древних церковных книг, которая содержит пророчества о конце света). Художник выразил тревожное ожидание всемирно-исторических перемен, которые действительно через некоторое время потрясли Германию.
Слайд 18
Четыре всадника апокалипсиса
Самой значительной из этой серии является
гравюра «Четыре всадника». Всадники — Смерть, Суд, Война, Мор —
яростно проносятся по земле, не щадя ни королей, ни простолюдинов. Клубящиеся облака и горизонтальные штрихи фона увеличивают скорость этого бешеного галопа. Но стрела лучника упирается в правый край гравюры, словно останавливая это движение.
По сюжету Апокалипсиса всадники появляются на земле по очереди, но художник специально поместил их рядом. Всё как в жизни — война, мор, смерть, суд приходят вместе. Считается, что разгадка подобного размещения фигур — в желании Дюрера предупредить современников и потомков о том, что, сокрушив стену, которую в виде края гравюры воздвиг художник, всадники неминуемо ворвутся в реальный мир
Слайд 19
Всадники — Смерть, Суд, Война, Мор — яростно
проносятся по земле, не щадя ни королей, ни простолюдинов.
Клубящиеся облака и горизонтальные штрихи фона увеличивают скорость этого
бешеного галопа.
А. Дюрер. Четыре всадника. Гравюра
Слайд 20
Все четыре всадника являются олицетворением известных библейских образов.
Первый – лучник – это Победитель. Всадник, занесший над
головой меч, символизирует Войну. Третий их спутник, Голод, держит в руках весы. Четвертый всадник – это Смерть. Чудовище, ползущее за ними, олицетворяет собой ад, где будут мучиться после смерти все грешники. В Библии эти всадники являются по очереди, и художники, иллюстрировавшие ее раньше, всегда изображали их порознь. Дюрер впервые объединил их в одной композиции.
А. Дюрер. Четыре всадника
Слайд 21
Примерами предсказаний искусством социальных перемен и потрясений можно
считать и офорты Ф. Гойи, картины «Герника» П. Пикассо,
«Большевик» Б. Кустодиева,
«Новая планета» К. Юона
и многие другие.
Ф. Гойя
П. Пикассо
Б. Кустодиев
К. Юон
Слайд 22
Франсиско Гойя (1746-1828)
Испанский художник и
гравёр, один из первых и наиболее ярких мастеров изобразительного
искусства эпохи романтизма.
Слайд 23
Ф. Гойя. Скорбное предчувствие будущего. Офорт
Слайд 24
Серия офортов Ф.Гойи «Капричос».
«Капричос» состоит из 80 офортов.
Гравюры «Капричос» были опубликованы в 1799 г., в последний
год XVIII столетия – Эпохи Просвещения, когда каждый уважающий себя интеллектуал бесконечно верил во всесилие человеческого разума.
Сон разума рождает чудовищ.
Офорт – вид гравюры на металле, где углубленные элементы печатной формы создаются травлением металла кислотами. Офорт – способ гравирования и оттиск, полученный этим способом.
Слайд 25
«Герники» Пабло Пикассо
Причиной создания «Герники» Пабло Пикассо
стала бомбардировка города страны басков — Герники. Во время
Гражданской войны в Испании 26 апреля 1937 года легион «Кондор», добровольческое подразделение люфтваффе, совершил ночной налѐт на Гернику. Картина «Герника» П. Пикассо. 1937
На город было сброшено несколько авиабомб, что послужило причиной разрушительного пожара, в результате которого была уничтожена значительная часть города и пострадало по разным подсчетам около 200—250 человек. Художник показал зверское лицо войны, отражение той страшной действительности в абстрактных формах, и она по-прежнему в нашем антивоенном арсенале». Вобщем эта картина как нельзя лучше передаѐт всю трагичность бессердечия людей
Слайд 27
Б. Кустодиев. Большевик
Гигант с оловянными глазами с красным
стягом в руках, как безумный Гулливер, не видя ничего
ни перед, ни под собой, шагает «Вперед! Без страха и сомненья» по людскому муравейнику, и каждый его шаг – страшно представить! – будет стоить сотен и сотен человеческих жизней. На пути «большевика» теперь, - всего через один шаг! – здание храма! И, надо понимать, что оно под напором этого Гулливера не устоит. «Свобода, свобода, эх, эх без креста!» - написал за два года до этого А.Блок. Год создания «Большевика» (1920), ознаменовался окончанием Гражданской войны.
Б.Кустодиев попытался доступными ему средствами предупредить соотечественников о возможной беде.
Слайд 28
Большевик. Б. Кустодиев
В картине «Большевик» Борис Михайлович Кустодиев
(1878–1927) использовал метафору (скрытый смысл), которая на протяжении многих
десятков лет не была разгадана.
Многие годы эту картину трактовали как торжественный гимн стойкому, твердому духом, несгибаемому революционеру, возвышающемуся над обыденным миром, который он осеняет взмывающим в небо красным флагом. Многие События последнего десятилетия ХХ в. дали возможность понять то, что осознанно или, скорее всего, неосознанно почувствовал художник в начале века. Сегодня эта картина наполняется новым содержанием. Но вот как художникам в то время удалось так точно ощутить грядущие социальные перемены, остается загадкой.
Слайд 29
Новая планета. К. Юон
Новая планета – это Советская
Россия, появление которой сотрясло вселенную и сдвинуло светила с
их путей. Крошечные фигурки людей, в ужасе повергнутых на землю или простирающих руки к залитому мистическим светом небу, призваны напомнить о том, что судьба одного человека ничтожна на фоне мировых катаклизмов, одним из которых и видится Юону Октябрьская революция» .
Слайд 30
Аристарх Васильевич Лентулов (1882—1943)
Картина представляет собой настоящую полифонию
из плоскостей и полукружий, которые распространены по полю холста
и ассоциируются со звуковыми волнами, исходящими от колокольни Ивана Великого. В воображении это полотно вызывает многоголосые пасхальные малиновые перезвоны. Кубофутуристическая манера написания не мешает узнаванию традиционных для России белокаменных палат и башен с характерными арками, проемами и куполами. Неустойчивый конус колокольни склоняет свою главу к основному куполу, и кажется, будто они охвачены единым ритмом, исходящим от звонаря в центре картины, пытающегося раскачать колокол. Каскад цвето-звуковых волн сочетается со светлыми секторами треугольников и полукружий, создавая целостный образ микрокосма.
Колокольня Ивана Великого
Слайд 31
Москва
Василий Блаженный
В картинах «Москва» и «Василий Блаженный» невиданные,
фантастические силы сдвигают устоявшиеся формы и понятия, хаотичное смешение
цветов передает калейдоскопические,
хрупкие, распадающиеся на бесчисленные элементы изображения города и отдельных сооружений. Все это предстает перед зрителями как двигающийся, мерцающий, звучащий, эмоционально насыщенный мир. Широкое
использование метафоры помогает художнику обычные вещи превращать в яркие обобщенные образы.
Слайд 32
В музыкальном искусстве примером предвидений может служить
пьеса для
оркестра «Вопрос, оставшийся без ответа»
(«Космический пейзаж»)
американского композитора Ч. Айвза (1874—1954).
Вопрос, оставшийся без ответа
Она создана в начале XX в. — во время, когда совершались научные
открытия в области покорения космоса и создания
летательных аппаратов (К. Циолковский). Эта пьеса, построенная на диалоге струнных и деревянных духовых инструментов, стала философским размышлением о месте и роли человека во Вселенной.
Слайд 34
П.И.Чайковский
1840 - 1893
Симфония №4 (1877)
Исследователи слышат в ней
«зов будущего» - катаклизмы 20 века, оплакивание человечества, повернувшего
на гибельный для него духовный путь.
Слайд 35
Гиперболоид инженера Гарина – фантастический роман А.Н. Толстого
Слайд 36
«Писателя отличает одно странное свойство: способность отчетливо помнить
то, что с ним никогда не случалось. Это не
память разума, а память всех чувств, свойственных человеку.» Борис Васильев
Слайд 38
1
2
4
3
6
7
5
Голография в рассказе И. Ефремова «Тени минувшего»
Голография интенсивно
начала развиваться после открытия рубинового лазера в 1960 году
Слайд 39
1
2
4
3
6
7
5
Жидкие кристаллы
Наиболее характерным свойством ЖК является их способность
изменять ориентацию молекул под воздействием электрических полей, что открывает
широкие возможности для применения их в промышленности
Слайд 40
1
2
4
3
6
7
5
Трёхмерное телевидение — телевидение, содержащее объёмное изображение, которое способно
передать зрителю «эффект глубины».
Слайд 41
1
2
4
3
6
7
5
Экзоскеле́т — устройство, предназначенное для увеличения силы
человека за счёт внешнего каркаса
Слайд 42
Информационная теория
Ученые умы разработали информационную теорию, которая доказывает
, что предсказывать будущее- это врожденная способность человеческого мозга,
которую человечество, к сожалению, утратило.
Суть современной информационной теории:
Мозг человека – это матрица, которая наполнена разнообразными информационными кодами. Человек живет в трехмерном временном потоке и постоянно принимает и излучает информацию.
Информация, которую он излучает, отходит в прошлое, информация, которую он получает, приходит из будущего.
Слайд 43
Исследования показали, что человеку, для того чтобы предсказать
будущее, необходимо пережить всплеск интеллектуальной или эмоциональной активности: информационный
поток
из
будущего
проявляется
в творчестве.
Информационная теория
Слайд 44
Неудивительно, что именно писатели и поэты, художники и
режиссеры часто оказывались пророками , в точности описывая будущие
изобретения и катастрофы в своих произведениях.
Ученые объясняют это так: предметы искусства, культуры, литературы помогают установить связь с будущим, ведь они обращены к потомкам, а мысли потомков- к произведениям искусства.
Слайд 45
Эффект «предчувствия»
Ученые обнаружили, что люди способны предчувствовать то,
что выходит за рамки обыденного и обязательно должно произойти
в ближайшее время.
Приборы обнаружили физиологические волнения испытуемых за несколько секунд до события, что с ними случалось или, или фотографии, что задевала их чувства: ускорение сердечного ритма, увеличение мозговой активности и объема крови. Ученые называли этот феномен эффектом «предчувствия».