Слайд 2
Литература Раннего Средневековья
IV – VIII века по Р.Х.
Слайд 3
Что такое Средневековье?
Особый тип культуры, пришедший на
смену культуре античного Средиземноморья (греко-римская цивилизация), который возник, распространился
и прекратил свое существование во временном промежутке от IV до XII – XIV – XVI вв. по Р.Х.
Слайд 4
Что такое Средневековье?
Существовал в двух вариантах: Западном и
Восточном (разделение на национальные культуры выражено слабо или вовсе
отсутствует)
Для Западного варианта обычно выделяют два больших периода: Раннее Средневековье (оно же «Темные века», «Эпоха варварских королевств») IV – VIII вв. по Р.Х и Зрелое Средневековье (оно же «Эпоха феодализма») VIII – XIV вв. по Р.Х. (для Восточного варианта это деление не актуально)
Слайд 5
Литература по средневековой культуре
Жак Ле Гофф «Цивилизация средневекового
Запада»
Умберто Эко «Эволюция средневековой эстетики»
Йохан Хейзинга «Осень Средневековья»
Арон Яковлевич
Гуревич «Категории средневековой культуры»
Сергей Сергеевич Аверинцев «Поэтика ранневизантийской литературы».
Слайд 6
Смысл термина Средневековье
Как научный термин появился в
Германии в XVII в. для обозначения временного интервала между
Античностью и Ренессансом (возрождением).
Самоназвание эпохи – «Средний век» («medium acvum»). Указывает на время от первого до второго пришествия Христа, т.е. до Страшного Суда и Конца Света, который прекращает течение человеческой истории.
Слайд 7
Факторы, определившие переход от Античности к Средневековью (три
революции)
Религиозная революция (постепенное распространение христианства на территории бывшей Римской
империи и вытеснение им других религиозных культов)
Геополитическая революция (раздел Римской империи на Западную и Восточную)
Этнокультурная революция (активное взаимодействие варварских и античной культуры, начавшееся в результате Великого Переселения Народов)
Слайд 8
Основные этапы развития христианства
I в. по Р.Х. –зарождение
в Палестине
II – III вв. по Р.Х. распространение среди
еврейской диаспоры и коренного населения Малой Азии
III – V вв. по Р.Х. распространение по всей территории Римской империи и превращение в государственную религию
V – XIII вв. по Р.Х. распространение среди народов Европы.
Важнейшее событие – т.н. схизма, т.е. разделение христианской церкви (веры) на католическую (римскую) и православную ( греческую). Полностью оформилась к XI в. но процесс разделения начался еще в V в.
Слайд 9
Апостол Павел
«Во Христе нет ни эллина, ни иудея»
Слайд 10
Основные этапы геополитической истории Европы в Средние века
Основание
новой столицы (Константинополя или Нового Рима) в Малой Азии
и раздел Римской Империи на Западную и Восточную – IV в. по Р.Х.
Падение Западной Римской империи и образование на ее территории «варварских королевств» (V – VIII вв. по Р.Х.), а затем национальных монархий (этот процесс завершается только в XIX в.)
Обособленное существование Византийской империи с V в. до ее уничтожения в XV в. турками-сельджуками, основавшими Османскую империю (Великую Порту).После гибели Византии на роль политического центра Восточной Европы начинает претендовать Московская Русь (идея «Третьего Рима»).
Слайд 14
Этносы Раннего Средневековья
Кельты (галлы или галаты) –
Бриты, паризии, белги, бойи, гельветы – очень рано были
романизированы и частично германизированы. Ближе всех из современных народов к кельтам ирландцы, валлийцы, шотландцы, бретонцы, возможно, баски
Слайд 16
Германцы
Алеманы, англы, саксы, готы, свевы, франки, вандалы,
норманы. Предки, наряду с римлянами большинства современных европейских наций
(романо-германских)
Слайд 18
Азиатские племена
Гунны, авары (обры) мадьяры, булгары. Большого влияния
на формирование европейских народностей не оказали, ближе всех к
ним современные венгры и отчасти болгары
Слайд 19
Великое переселение народов – передвижение евроевропейских (в основном
германских) племен под натиском кочевых племен с Востока на
территорию Римской империи ( в основном западную ее часть)
Слайд 22
Состав раннесредневековой литературы
Автохтонная поэзия – литературная обработка кельтских
и германских мифов, никак не связанная с античной литературной
традицией.
Светская поэзия на латинском языке, ориентированная на римскую «классику»
Христианская «словесность».
Слайд 23
Кельтский героический эпос
«Сказания о Кухулине» Цикл саг, объединенный
вокруг подвигов Кухулина, племянника короля уладов Кохонбара, сына земной
женщины и бога света Луга. Саги о Кухулине начинают складываться в среде ирландских профессиональных исполнителей-импровизаторов филидов ( ср. с аэдами Древней Греции) начиная с III в. по Р.Х. В VIII в. были записаны ирландскими монахами.
Слайд 25
Германо-скандинавский эпос
«Старшая Эдда»- записан в Исландии в XIII
в., но основной корпус произведений сложился еще в дохристианскую
эпоху.
«Песнь о Нибелунгах» - эпические сказания эпохи «варварских королевств» Записаны и литераурно обработана в Германии в XII в.
«Поэма о Беовульфе» - начала складываться в VI в. на территории современной Англии, была записана в X в.
Слайд 26
Мифологический эпос
«Прорицание вельвы» («Волуспа») – часть «Старшей Эдды»
Содержит историю о возникновении, строении и гибели мира людей
и богов.
Слайд 28
Части мира
Асгард – крона Иггдрасиля, жилище богов на
небе. Центр Асгарда - Вальгалла, чертог Одина, где обитают
воины, умершие в бою
Мидгард – ствол Иггдрасиля, земля, где живут люди
Утгард – корни Иггдрасиля, подземный мир, населенный карликами (гномами), великанами (троллями) и мертвецами.
Слайд 29
Пантеон германо-скандинавских богов
Один (Вотан) – отец богов и
людей, бог войны, дарующий победу в битвах. Изображается обычно
в виде одноглазого могучего старца
Тор (Донар) – бог грозы, победитель великанов, покровитель земледелия и ремесел
Локи – бог огня, представляющий разрушительное, злое начало, инициатор всех катастрофических событий
Фригг (Фрейя) – жена Одина, сочетающая в себе черты Геры, Афродиты и Деметры.
Слайд 30
Чудовища хаоса, порожденные Локи
Фенрир – огромный волк, связанный
путами Одина в Асгарде
Ермунганд – огромный змей, плавающий в
морях, окружающих Мидгард
Хелль – великанша, правящая в Утгарде
Слайд 34
Рагнарек – последнее сражение, в котором гибнет мир
Слайд 35
Дидактический эпос
«Речи высокого» - часть «Старшей Эдды. Слова
Одина, обращенные к «мудрому».
Практическая мудрость – как вести
себя в обществе людей
Магическая мудрость – знание рун
Слайд 36
Героический эпос
«Песнь о Нибелунгах» - полнее всего разработан
сюжет, присутствующий в «Старшей Эдде» и «Беовульфе».
Зигфрид (Сигурд) –
богатырь, владелец клада Нибелунгов, победивший охранявшего его дракона
Гюнтер – король бургундов, названый брат Зигфрида
Хаген – придворный Гюнтера, по его приказу предательски убивший Зигфрида.
Брунгильда – ирландская богатырша, ставшая женой Гюнтера при помощи Зигфрида
Кримхильда – сестра Гюнтера и жена Зигфрида, отомстившая бургундам за смерть мужа
Слайд 40
Светская поэзия на латинском языке, ориентированная на римскую
«классику». Источники
Остатки античной образованности, сохраняющиеся в Италии, Южной
Галлии и Испании вплоть до VII в.
Очаги античной образованности при дворах крупных королевств Западной Европы, т.н. Предвозрождение VIII – IX вв.
Слайд 41
Судьбы эпоса и светской литературы на латинском языке
Героический эпос христианизируется. Образ богатыря, близкого античному эпическому
герою, сменяется образом преданного вассала и борца за веру, иногда с чертами мученика («Песнь о Роланде», «песнь о Сиде»).
Культурную нишу латинской поэзии занимает т.н. куртуазная литература, с совершенно иным соотношением «христианского» и «светского».
Слайд 42
Христианская словесность
Состав Св. Писания – священные (боговдохновенные) книги
христиан
Ветхий завет – священная история древних иудеев от сотворения
мира.
Завет – закон, соглашение, договор
Ветхий завет – это договор, заключенный между Иеговой (Яхве) и избранным им племенем, десять заповедей, сообщенных им через Моисея, предводителя евреев, спасающихся из Египта от гонений фараона
Слайд 43
Новый завет включает в себя:
Четыре Евангелия (благая весть),
повествующие о жизни и учении Иисуса Христа, сына Божия,
который своей смертью на кресте искупил грехи человечества от Адама и воскрес на третий день после своей смерти и был вознесен на небо. Новый завет – это новый договор, заключенный уже не между Богом и племенем, но между Богом и человеком, изложен в т.н. Нагорной проповеди Христа, представляющей собой трансформацию десяти заповедей, данных Моисею.
Слайд 44
Деяния апостолов, учеников Христа, призванных проповедовать слово Божье
Послания
апостолов, письма апостолов в христианские общины Малой Азии, Греции
и Рима по вопросам веры и христианского общежития
Откровение Иоанна Богослова (Апокалипсис) Описываются катастрофические события, предшествующие второму пришествию Христа, а также само это пришествие и события после него.
Слайд 45
Состав христианской словесности. Определяется двумя главными задачами
Истолкование слова
Божия и демонстрация его преимущества перед «языческой» мудростью
Проповедование слова
Божьего пред мирянами (знатью и «простецами»
Слайд 46
Блаженный Августин IV в. по Р.Х.
Слайд 47
Проповедническая литература
Проповеди, сопровождающиеся большим количеством примеров (Exempla)
Жития святых
Видения
и откровения
Слайд 48
Христианская словесность
Спиритуализм – абсолютное разделение духовного и материального
и абсолютное же предпочтение духовного материальному. Средневековые люди означали
этот комплекс чувств и представление как «презрение к миру»
Производным от спиритуализма является свойственный средневековому искусству ( и поэзии в частности) символизм и аллегоризм.
Слайд 49
Соотношение чувственного и сверхчувственного
Слайд 50
Линейная перспектива
Создает иллюзию трехмерного пространства
Опирается на чувственный опыт
(так видит «физический» глаз)
Слайд 52
Обратная перспектива
Пространство картины имеет не «физические», а «символические»
характеристики, отказ от эмпирического правдоподобия
Мир созерцается не «физическим» глазом,
а духовными очами
Размер изображаемого определяется не его положением по отношению к созерцающему, а значимостью изображаемого.
Слайд 54
Литература эпохи феодализма
Увядание автохтонного эпоса и светской литературы
на латинском языке
Расцвет христианской словесности, которая по своей поэтике
и жанровому составу не претерпела существенных по сравнению с периодом раннего средневековья изменений
Появление куртуазной литературы.
Слайд 55
Якоб Ворагинский «Золотая легенда»
Слайд 57
Куртуазная литература
Куртуа́зность, куртуа́зия (англ. courtly love; фр. amour courtois отcourtois — учтивый, рыцарский), система правил поведения,
обязательных для сословия рыцарей. Преданность, доблесть, учтивость
Слайд 59
Куртуазная литература
В основе куртуазности лежит принцип оммажа (присяга
на верность в обмен на покровительство)
Возникнув в сфере социальной
жизни (отношения сюзерена и вассала), распространяется и на другие сферы: частной (отношение к женщине-Прекрасной Даме как к сюзерену) и религиозной (отношение к Богу как сюзерену)
Призвание куртуазной литературы – эстетизация отношений оммажа
Слайд 60
Куртуазная литература представлена двумя ветвями
Поэзия трубадуров (труверов, миннезингеров)
Возникла на юге Франции (Прованс)
Рыцарский роман. Возник на севере
Франции (Бретань)
Слайд 61
Рыцарский роман
Роман – первоначально произведение, написанное на одном
из романских (позже германских) диалектов, а не на латыни
(в отличие от христианской словесности)
Сюжетный материал заимствован из двух источников: античность (троянский цикл в римской обработке) и кельтские легенды (предания о короле Артуре и рыцарях Круглого стола)