Слайд 2
План
Начало творческого пути писателя. Характер его пьес.
Драматургия
Островского. Особенности создания персонажей.
Основные черты мировоззрения и методов
их развития в соответствии с развитием литературы и общества.
Значение творчества Островского – драматурга.
Слайд 3
Литература
Ревякин А. И. Жизнь и творчество Островского. М.,
1978.
Холодов Е. Драматург на все времена. М., 1975.
Лобанова
Островский. М., 1979.
Журавлева А. И. А. Н. Островский – комедиограф. М., 1981.
Лакшин В. Александр Николаевич Островский. М., 1982.
Журавлева А. И., Некрасов В. Н. Театр Островского. М., 1986.
Драма А. Н. Островского «Гроза» в русской литературе. Л., 1990.
Слайд 4
1823-1886 годы жизни.
Начало творческого пути - 40-е
гг.
Печатался в «Современнике» и «Отечественных записках».
Своим творчеством
завершил создание русской национальной драматургии, утвердил реализм на русской сцене.
Слайд 5
Круг тем будущего творчества
О соотношении прогресса и
силы косности, онемелости в жизни целых слоев русского общества
и отдельных его представителей;
о просвещении подлинном и мнимом;
о живых традициях и омертвелых стереотипах быта.
Слайд 6
«Записки Замоскворецкого жителя» (1847 г.)
Предметом изображения будет
определенная часть быта, ограниченная от остального мира территориально (Москвой-рекой)
и отгороженная консервативной замкнутостью своего уклада.
Соотношения в этом замкнутом мире традиционности, устойчивости бытия и деятельного начала, тенденции развития.
Проявляет особый интерес к массовой психологии и мировоззрению целой общественной среды.
Слайд 7
«Свои люди – сочтемся!»
В центре комедии образ купца
Большова. Богатство, нажива ставятся им превыше всего. Перед блеском
золота, отступают у него совесть, честь и религия. В его образе воплощены типичные черты торгово-промышленной среды.
Слайд 8
Период сотрудничества с журналом «Москвитянин»
Усиливается интерес
к фольклору.
В пьесе «Бедность не порок» («Не так
живи, как хочется») ощутима тенденция старых традиций семьи и быта.
Слайд 9
Сближение с «Современником»
Первая пьеса – «В чужом
пиру похмелье» (1856г.).
Пьеса приобрела социально-обличительное звучание.
«Гроза», «Лес»,
«Правда хорошо, а счастье – лучше, «Таланты и поклонники» и др.
Слайд 10
Основные образы – это образы больших человеческих страстей.
В них сквозь социально-типическую, конкретно-историческую классовую сущность очень часто
ярко просвечивает общенародное и общечеловеческое.
Слайд 11
Многие персонажи Островского стали нарицательными:
Подхалюзин («Свои люди – сочтемся»);
Кабаниха («Гроза»);
Глумов («На всякого
мудреца довольно простоты»);
Грабоев и Хлынов («Горячее сердце»),
Милонов, Бодаев («Лес»);
Кнуров («Бесприданница»).
Слайд 12
«Гроза»
Социально-бытовая драма, где конфликт доведен до трагической развязки.
В
героине борются два начала: искреннее чувство, любовь и сознание
долга замужней женщины.
Слайд 13
«Бесприданница»
«Пьесу свою я уже читал в Москве пять
раз, в числе слушателей были лица, и враждебно расположенные
ко мне, и все единогласно признали «Бесприданницу» лучшим из всех моих произведений».
Слайд 14
В произведении изображен мир предпринимателей, их обычаи, законы,
драмы. В дворянско-купеческой среде разыгрывается трагедия человека, живущего по
законам горячего сердца.
Слайд 15
Лариса Огудалова — это не
простая девушка из мещанской среды. Она получила дворянское воспитание,
и в ее характере проявляется резкое противоречие между стремлением к внешнему блеску, показному благородству жизни и более глубокими, внутренними свойствами ее натуры — серьезностью, правдивостью и жаждой неподдельных и искренних отношений.
Слайд 16
Островский, создав пьесу, бросает тяжелое обвинение всему
порядку вещей, в котором молодая, чистая, одаренная женщина стала
игрушкой легкомысленных страстей и предметом торговли.
Слайд 17
Пьеса написана через 20 лет после «Грозы» и
через 10 лет после «Горячего сердца».
Показано, что в
условиях капитализма человек становиться предметом купли-продажи.
Слайд 18
В царстве эгоистического расчета стремление к счастью и
любви духовно целостной и доверчивой Ларисы обречено. Трагизм ее
положения обусловлен несчастной любовью к Паратову. Уже с первых страниц намечен конфликт Ларисы со средой, в которой она живет.
Слайд 19
«Снегурочка»
Герои сказки живут в царстве Берендея. Это люди
труда, великодушного сердца, моральной чистоты и чуткости. Самое высокое
в том царстве - правда, чистота, искренность, верность долгу. Счастливые берендеи живут в мире, довольстве и радости.
«Снегурочка» - является гимном большой настоящей человеческой любви, красоте, справедливости, гуманности.