Слайд 2
Каждый человек непременно возвращается туда, где он родился,
и где прошли его детские годы. Встреча с прошлым
почти всегда окрашена легкой грустью, ведь в этом мире, таким знакомом и родном, для человека уже нет места – его заняли другие мальчишки и девчонки. Подобные чувства испытал и Николай Рубцов, когда в 1964 году побывал в Няндоме – небольшом северном городке, где прошли первые 6 лет его жизни.
Слайд 3
А как вы думаете, что значит встретиться с
малой Родиной?
Встреча с малой родиной стала для поэта настоящим
откровением, ведь он даже не мог предположить, что в душе поднимется теплая волна любви и грусти, радости и сожаления. Именно тогда появилось на свет стихотворение «Тихая моя родина» — светлое, пронзительное стихотворение .
Слайд 4
Какими чувствами проникнуто стихотворение?
Его признание любви к родине
такое проникновенное, что кажется, будто в каждой строчке бьется
живое сердце. Доверительность интонации, щемящая грусть захватывает читателей и заставляет пройти вместе с лирическим героем по дорогим ему сердцу местам, проникнуться его чувствами.
Слайд 5
Где гуляет поэт?
Прогулка по знакомым улицам вернула Рубцова
в далекое довоенное прошлое, когда все казалось простым и
понятным. Но настала война, и вскоре местный погост пополнился свежей могилой матери поэта. Однако найти старое кладбище Рубцов не смог, так как в родной Няндоме многое изменилось. Так, погост оказался на другой стороне реки, так как «между речными изгибами вырыли люди канал». В тоже время излюбленное место купания будущего поэта полностью затянулось тиной. Тем не менее, автор узнает мир своего детства и отмечает: «Тихая моя родина, я ничего не забыл».
Слайд 6
На прежнем месте осталась только…
На прежнем месте осталась
школа, в которую Рубцов так и не успел пойти.
Она все так же окружена свежевыкрашенным забором, на котором в детстве так любил сидеть автор. Он не смог отказать себе в удовольствии вновь присесть на него и внимательно оглядеть «зеленый простор», которым когда-то любовался, не думая о том, что время так скоротечно.
Слайд 7
Что нового можно сказать о знакомом с детства?
Казалось
бы, что можно нового сказать об ивах, реке, соловьях,
деревянной школе, деревенской церквушке? Но, читая строки Рубцова, мы вновь и вновь испытываем радость открытия мира русской природы.
Слайд 8
Но родина для поэта с оттенками горечи….
Когда поэт
называет атрибуты своей родины, он словно не может остановиться,
хочет показать как можно больше милых примет родного края: ивы, реку, бескрайнее поле, холмы, зеленый простор. Лирический герой не может не вспомнить свою милую деревянную школу. Родина – это большая любовь поэта, но и, как и всякая большая любовь, она с оттенком горечи:
Тихая моя родина!
Ивы, река, соловьи…
Мать моя здесь похоронена
В детские годы мои.
Слайд 9
Лирический герой с грустью замечает:
Лирический герой с грустью
замечает:
Там, где я плавал за рыбами,
Сено гребут
в сеновал:
Между речными изгибами
Вырыли люди канал.
А там, где когда-то, будучи мальчишкой, лирический герой любил купаться, - «тишина теперь и болотина».
Слайд 10
Забыл ли что-то лирический герой?
он «ничего не забыл»:
«Тихая моя родина, Я ничего не забыл…» Родина для
него – живое существо, поэтому обидеть ее предательством
(а забыть – значит предать) он не может.
Слайд 11
Поэт словно окружает родину ореолом святости, когда…
когда упоминает
деталь, без которой трудно представить себе православную Россию, -
деревенскую церквушку:
Тихо ответили жители,
Тихо проехал обоз.
Купол церковной обители
Яркой травою зарос.
Слайд 12
Очутившись на родине герой вновь превращается в …
Очутившись
на родине детства, пройдя по знакомым «зеленым просторам», увидев
родные ивы, поле, холмы, повзрослевший лирический герой вновь превращается в прежнего мальчишку, озорного, бесшабашного:
Новый забор перед школою,
Тот же зеленый простор.
Словно ворона веселая,
Сяду опять на забор!
Слайд 13
Почему слово тихая повторяется несколько раз?
И тотчас
по-мальчишески захватывает дух. Какой простор окрест: поле, холмы, облака!
Даже запахи здесь – свои, родные. На родине поэта так сладко пахнет «медом, зерном и сметаною», и такая тишина! Очень приято окунуться в эту тишину после большого, шумного города. Слова «тихая» и «тихо» повторяются пять раз, даря нам ощущение милой сельской глубинки.
Слайд 14
Когда нарушается тишина?
И вдруг в последних четырех строчках
тишина нарушается. Плавные, неторопливые строчки прерываются порывистым, эмоциональным, пылким
признанием:
С каждой избою и тучею,
С громом, готовым упасть,
Чувствую самую жгучую,
Самую смертную связь.
Слайд 15
отлагательное существительное – «гром»,
Поэт будто ощущает недолговечность,
зыбкость, непрочность дорогого ему священного покоя.
Потому-то так неожиданно
и врывается в ткань стихотворения отлагательное существительное – «гром», придавая ему эмоциональный заряд.
Эмоциональный накал удваивается: этот гром «готов упасть».
Слайд 16
«самая жгучая, самая смертная связь»?
С родиной у лирического
героя - «самая жгучая, самая смертная связь». Поэт использует
оба прилагательных в сравнительной степени, используя прием градации: прилагательного «самая жгучая» ему показалось мало, и он прибегнул к еще более действенному – «самая смертная».
Слайд 17
Но все-таки герой теряет связь с Родиной
Концовка стихотворения
подобна вдруг осветившей все вокруг вспышке молнии, мощному разряду
переполнившей душу любви. И все-таки боль лирического героя ощутима в этих строчках. Он, как я думаю, с болью чувствует, что порой теряет связь со своей «тихой родиной»:
- Где же могила, не видели?
Поле до края небес!
Тихо ответили жители:
- Каждому памятник – крест.
Слайд 18
Могила близких людей –это…
Поэт понимает, насколько это
важно – сохранить связь времен, связь поколений. И могилы
близких людей – это наша дорогая память, наша ниточка в прошлое.
Слайд 19
Свою жизнь поэт сравнивает с …
Свою жизнь, полную
взлетов и падений, поэт сравнивает с рекой, которая провожает
его тихим журчанием. Пройдут годы, и другие мальчишки с таким же упоением будут рыбачить на ее берегах и купаться в ее прозрачных водах. Самому же автору остается лишь вспоминать с ностальгией это счастливое время и по-доброму завидовать тем, кому еще предстоит пройти путь от детства к юности. Прожив много лет в крупном городе, Рубцов не отказывается от своей малой родины. Наоборот, он с любовью вглядывается в знакомый пейзаж из деревьев и стареньких изб. Сквозь новые краски проступают едва уловимые черты прошлого. И чем больше они кажутся знакомыми и близкими, тем яснее автор ощущает «самую жгучую, самую смертную связь» с этим забытым Богом уголком, таким родным, любимым и близким, но, в то же время, уже ставшим чужим.
Слайд 20
Что объединяет это стихотворение с картиной И.И.Левитана?
Слайд 21
«Тихая обитель» — пейзаж русского художника Исаака Левитана
(1860—1900), написанный в 1890 году.
Картина является частью собрания
Государственной Третьяковской галереи
Слайд 22
Полотно, в сюжете которого переплелись впечатления художника, связанные
с несколькими монастырями, было окончено в 1890 году, после
поездки Левитана на Волгу
Слайд 23
Что изображено?
На переднем плане речка, через нее бревенчатый
мостик, на том берегу тропинка, исчезающая в темной траве.
А вдали догорает вечерняя заря. И почему-то вдруг стало казаться, что эти самые облачка,и лес, и поле видел уже давно и много раз, и захотелось идти, идти и идти по тропинке;
и там, где была вечерняя заря, покоилось отражение чего-то неземного, вечного.
Слайд 24
На небе… и на земле…
На небе — вечерние
золотистые облака, среди оттенков которых встречаются и жёлтый, и
фиолетовый цвета. Здания церквей и колокольни возвышаются над деревьями, и их отражения видны на спокойной глади речной поверхности — «большое пространство спокойной воды с едва колеблющимся в нём отражением дальнего берега и его построек позволило усилить ощущение вечерней тишины и покоя»
Слайд 25
На картине также изображена колокольня шатрового типа
(с
конусообразным верхом)