Слайд 2
Туман ли? Дымка? Дым ли от костров?…
Зловещий мир
непознанной эпохи…
А был ли правда этот мир таков,
Иль страшен
нам, поскольку знаем плохо?.
Мы по спирали времени скользнём
В те времена, где нас не может быть…
Макет ночлежки. Рисунок, присланный Горьким
Московскому Художественному театру
Слайд 3
ЖАНР ПЬЕСЫ
Горький
изображает сознание людей «дна». Сюжет разворачивается не столько во
внешнем действии – в обыденной жизни. Сколько в диалогах героев. Именно разговоры обитателей ночлежки определяют развитие драматургического конфликта. Действие пьесы переведено во внесобытийный ряд – это характерно для жанра философской драмы.
ПРОБЛЕМАТИКА ПЬЕСЫ
Пьеса продолжает тему униженных и оскорбленных в русской литературе. В центре – спор о человеке. Главное в этом споре – проблема правды и лжи: надо ли воспринимать жизнь такой, какая она есть на самом деле (со всей ее безвыходностью для персонажей «дна»), или жить иллюзиями. Горький ставит в этой пьесе философский вопрос: что лучше – истина или сострадание?
ДВА УРОВНЯ КОНФЛИКТА
Каждое драматическое произведение имеет два уровня конфликта: один лежит на поверхности и выражается в противостоянии персонажей, а другой – внутренний, обычно философский.
Слайд 4
ОБИТАТЕЛИ НОЧЛЕЖКИ: перед нами все слои общества. Подробные
биографии этих людей не даны, их судьбы обозначены несколькими
словами. Обитатели «дна» выброшены из жизни в силу условий, царящих в обществе. Но все социальные конфликты являются основой драматургического конфликта – мы наблюдаем лишь их результат. Люди изуродованы, сломлены жизнью и обречены на гибель, хотя каждый из них достоин лучшей участи. В подвале, похожем на пещеру, живут совсем еще не старые люди: самому старшему, Бубнову, 45 лет, сапожнику Алешке 20 лет, а умирающей Анне всего 30. перед нами – глубоко страдающие и одинокие люди. Каждый замкнут в своем горе и ведет о нем нескончаемый рассказ, не слушая никого и не надеясь быть услышанным.
Слайд 5
Образ “дна” дан в ремарках “пещера”, “подвал” -
синонимы. Социальное “дно” жизни - развёрнутая метафора. Здесь царит
бедность, сырость, отсутствие света, темнота. Это место обитания животных, зверей, а не людей. Мрачный быт костылевской ночлежки - воплощение социального зла.
Образы ночлежников. Речь обитателей ночлежки: хрюкаешь, козёл, собака. Разговорный стиль, грубая лексика. Одежда: ремарка “треплет руками лохмотья на себе” (о Клеще), “в женской ватной кофте” (о Медведеве), какой-то рухлядью покрывает актёр Анну. Разговор о совести: зачем совесть, честь и совесть не нужны, совесть нужна богатым.
Судьба обитателей “дна” Выброшены из нормальной жизни: не имеют работы, дома, семьи.
Слайд 6
Обитатели “дна” выброшены из нормальной жизни в силу
волчьих законов, царящих в обществе. Человек предоставлен самому себе.
Если он споткнулся, выбился из колеи, то ему грозит неминуемая нравственная, а нередко и физическая гибель. Люди ощущают себя “бывшими”. У некоторых из них даже имени нет. Неверие в правосудие заставило Сатина самому отомстить негодяю, погубившему его сестру. Эта месть привела его в тюрьму, которая и определила его дальнейшую судьбу. Бубнов вынужден уйти из дома, оставив мастерскую жене и ее любовнику, так как не надеялся на защиту со стороны представителей закона. Конечно, люди, оказавшиеся в костылевской ночлежке, вовсе не идеальны. Они совершают ошибки, делают глупости, но не заслуживают того, чтобы общество выбросило их на “дно” жизни, не оказав никакой поддержки. Васька Пепел, сын вора, родившийся в тюрьме, обречен идти по стопам своего родителя, ибо иной путь для него заказан. Трудолюбие и упорство Клеща, не желающего смириться с участью ночлежника, не помогли ему подняться с жизненного “дна”.
Слайд 7
Может ли человек подняться на поверхность? Каков выход
из создавшегося положения, в чем спасение людей “дна”?
Что
лучше: истина или сострадание? Нужно ли пользоваться утешительной ложью, как Лука?
Развитие сюжета концентрируется на том, как ведёт себя Лука с каждым из обитателей ночлежки. Что же несёт Лука людям?
Слайд 8
Литературная разминка
На что совесть? Я не
богатый
Любить живых надо, живых
Когда труд – обязанность, жизнь – рабство
Ложь – религия рабов и хозяев… Правда –
бог свободного человека
Люди живут…как щепки по реке плывут…
Все люди на земле лишние
Христос всех жалел и нам велел
Человека приласкать – никогда не вредно
Чело-век! Это – великолепно! Это звучит гордо!
Че-ло-век! Надо уважать человека!
Слайд 9
ПРАВДА,
1. То, что существует в действительности, соответствует реальному положению
вещей. Сказать правду.
2. Справедливость, честность, правое дело. Искать правды.
3. То же, что правота (разговорное).Твоя правда (ты прав). Бог правду видит, да не скоро скажет(посл.).
4. вводн. сл. Утверждение истинности, верно, в самом деле. Я, правда, не знал этого.
Правда бывает частная, а бывает мировоззренческая
Выясним правду
Луки
Бубнова
Сатина
Слайд 10
«Правда Луки»
«Христос всех жалел и нам велел»
«Во что
веришь, то и есть»
«Человек всё может – лишь захотел»
«Человека
приласкать – никогда не вредно»
«Любить – живых надо, живых»
«Если кто кому хорошо не сделал, тот и худо поступил»
«Мяли много, оттого и мягок»
Слайд 11
«Правда Бубнова»
«Шум – смерти не помеха»
«На что совесть?
Я – не богатый»
«Люди все живут… как щепки по
реке плывут..Строят дом, а щепки – прочь».
«Все так: родятся, поживут, умирают. И я помру…и ты».
Слайд 12
«Правда Сатина»
«Ложь – религия рабов и хозяев»
«Правда –
бог свободного человека»
«Человек свободен, он за всё платит сам:
за веру, за неверие, за любовь, за ум…»
«Что такое правда? Человек – вот правда!»
Слайд 13
Всё – в человеке, всё для человека.
Существует только
человек.
Всё же остальное – дело его рук и мозга!
Че-ло-век
– это великолепно! Это звучит гордо!
Надо уважать человека! Не жалеть, не унижать его жалостью…
жалость
унижает
человека
уважение
возвышает
человека
словарю
Жалеть
1) Чувствовать жалость, сострадание;
2) Неохотно расходовать, тратить;
3) Чувствовать расположение
к кому-либо, любить;
Уважать
1) Относиться с уважением;
2) Считаться с кем-либо;
3) Любить;