Что такое findslide.org?

FindSlide.org - это сайт презентаций, докладов, шаблонов в формате PowerPoint.


Для правообладателей

Обратная связь

Email: Нажмите что бы посмотреть 

Яндекс.Метрика

Презентация на тему по литературе к повести Н.В. Гоголя Тарас Бульба. 7 класс.

Содержание

Повесть «Тарас Бульба» 1832-1842 Повесть - эпическое произведение в прозе, в котором изображается не одно, а целый ряд событий, много действующих лиц, шире и подробнее показана жизнь. Героическая повесть предполагает изображение подвигов во имя
НИКОЛАЙ ВАСИЛЬЕВИЧ ГОГОЛЬ1809-1852Украина – колыбель великого писателя. Большие Сорочинцы Миргородского уезда Полтавской губернии. Повесть «Тарас Бульба» 1832-1842	Повесть - эпическое произведение в ИСТОЧНИКИ:Работая над «Тарасом Бульбой» Н.В. Гоголь тщательно изучал исторические источники: - «Описание ЗАПОРОЖСКАЯ СЕЧЬ	Все, кто не хотел мириться с панской неволей, уходили в южные Вольный мир Запорожской Сечи Перед глазами Тараса Бульбы и его сыновей Остапа и Андрия открылась завораживающая У Запорожской Сечи была своя территория, которая называлась Кош. 	По полю разбросаны Запорожская Сечь – республика днепровских казаков. Она основана на демократизме. Смена власти Прийти на Сечь мог каждый, но решивший здесь поселиться должен был пройти Воровство на Сечи сурово каралось.	Вора привязывали к столбу и каждый, кто проходил Войны и суровые условия жизни воспитывали в запорожских казаках пренебрежение к комфорту и роскоши… ПРОБЛЕМАТИКА ПОВЕСТИ Запорожцы – пример настоящих патриотов, готовых отдать жизнь за свободу и независимость Андрий в выборе между Отчизной и семьей, с одной стороны, и любовью «Нет уз святее товарищества!»!!!Все герои Сечи считают святыней её неписаные законы, нарушить Поэтому-то Остап так бесстрашно поднимается на плаху; Бовдюг страстно призывает помнить о Взаимоотношения между Тарасом и его сыновьями, а также беззаветная любовь матери к Тарас заботится о воспитании своих детей. Так, он отправляет их в бурсу !!!Эта проблема тесно переплетена с проблемой отцов и детей.	Семья Тараса Бульбы – Проблема подвига  (!тесно связана с проблемой патриотизма)Проблема предательства	Андрий перешёл на сторону Проблема войны и мира Проблема милосердия	Казацкое войско пытается взять город Дубна, где Автор в своем произведении подробно описывает эпоху (хотя в повести есть и  	В своем произведении Гоголь изображает жизнь казаков в Запорожской Сечи, раскрывает их «Битва под Дубно»напоминает эпический фольклор:монументальность, гиперболика при описании подвигов «богатырей» из Запорожской Трагические вершины повестисмерть людей в Дубноубийство Тарасом сына Андрия сцена казни Ос­тапасцена «Тарас Бульба» — глубоко трагическое произведение. Здесь гибнут все главные герои. Однако «А уже огонь подымался над костром, захватывал его ноги и разостлался пламенем «Немалая река Днестр, и много на ней заводьев, речных густых камышей, отмелей Любовь к родине и ненависть к врагам;Непреклонность, сила духа, беззаветная храбрость;Прямота и о	Повесть «Тарас Бульба» — народно-героическая эпопея. 	В судьбах её главных действующих лиц воссоздается Илья Ефимович Репин «Запорожцы пишут письмо турецкому султану» (1878 - 1891) Илья Ефимович Репин 1844 – 1930 гг.	Изучая документы истории Украины, Репин прочитал Спасибо за внимание!
Слайды презентации

Слайд 2 Повесть «Тарас Бульба» 1832-1842
Повесть

Повесть «Тарас Бульба» 1832-1842	Повесть - эпическое произведение в прозе,

- эпическое произведение в прозе, в котором изображается не

одно, а целый ряд событий, много действующих лиц, шире и подробнее показана жизнь.
Героическая повесть предполагает изображение подвигов во имя великой цели - защиты родины, спасения людей, утверждения правды, то есть какой-то общей идеи справедливости.

Слайд 3 ИСТОЧНИКИ:
Работая над «Тарасом Бульбой» Н.В. Гоголь тщательно изучал

ИСТОЧНИКИ:Работая над «Тарасом Бульбой» Н.В. Гоголь тщательно изучал исторические источники: -

исторические источники:
- «Описание Украины»
- «История о казаках

запорожских»
- Рукописные списки украинских летописей.
- Был еще один, важнейший источник: народные украинские песни, особенно исторические песни и думы.

Слайд 4 ЗАПОРОЖСКАЯ СЕЧЬ
Все, кто не хотел мириться с панской

ЗАПОРОЖСКАЯ СЕЧЬ	Все, кто не хотел мириться с панской неволей, уходили в

неволей, уходили в южные пустынные степи, в привольные края

нижнего Приднепровья, куда не достигала рука польского государства, куда не проникала власть помещика.
Здесь, на островах за бурными днепровскими порогами, представлявшими естественную преграду с севера, среди бесчисленных протоков и рукавов, на которые разделяется течение Днепра, прорвавшегося сквозь каменистую теснину, создалась в середине XVI в. Запорожская Сечь — центр украинского казачества.
Казаков, живших в этом укреплённом лагере на Хортице, стали называть запорожцами, так как они жили за порогами Днепра. Для защиты от врагов казаки устраивали засеки (завалы) из срубленных деревьев. «Засеки» по-украински — «сечь», поэтому казачий лагерь стал называться Запорожской Сечью.

Слайд 5 Вольный мир Запорожской Сечи

Вольный мир Запорожской Сечи

Слайд 6 Перед глазами Тараса Бульбы и его сыновей Остапа

Перед глазами Тараса Бульбы и его сыновей Остапа и Андрия открылась

и Андрия открылась завораживающая картина, когда они подъезжали к

знаменитому гнезду запорожского казачества. Звон кузнечных молотов, сильные казацкие голоса, весёлый смех жизнерадостных запорожцев, музыка — так встретила их Сечь.

Вольный мир Запорожской Сечи


Слайд 7 У Запорожской Сечи была своя территория, которая называлась

У Запорожской Сечи была своя территория, которая называлась Кош. 	По полю

Кош.
По полю разбросаны курени, которыми руководили выборные кошевые

атаманы, избиравшиеся Большим советом «из своих же запорожских казаков».
Все важные вопросы решали вместе на общем собрании.

Вольный мир Запорожской Сечи


Слайд 8



Запорожская Сечь – республика днепровских казаков. Она основана

Запорожская Сечь – республика днепровских казаков. Она основана на демократизме. Смена

на демократизме. Смена власти происходит очень быстро, в ней

побеждает мнение большинства.
Все запорожцы – православные христиане. Они ходят в церковь и готовы всем доказывать и отстаивать истинную веру. С другой же стороны, запорожцы нарушают законы религии – пьют, устраивают разгульные пиры, драки и расправы.


Слайд 9




Прийти на Сечь мог каждый, но решивший здесь

Прийти на Сечь мог каждый, но решивший здесь поселиться должен был

поселиться должен был пройти своеобразный воинский экзамен у опытных

воинов.
Если пришедший был непригодным к воинской службе, его не принимали, отсылая обратно домой.
Прием в Сечь был прост: надо было сказать: «Верую в Христа, в святую Троицу» и перекреститься.

Слайд 10




Воровство на Сечи сурово каралось.
Вора привязывали к столбу

Воровство на Сечи сурово каралось.	Вора привязывали к столбу и каждый, кто

и каждый, кто проходил мимо, обязан был ударить его

дубиной. Не оставались без наказания и казаки, не платившие долг, — должников привязывали к пушке, а потом кто-нибудь из друзей выкупал его. Самая страшная казнь была за смертоубийство — убитого и живого убийцу вместе зарывали в землю.

Слайд 11




Войны и суровые условия жизни воспитывали в запорожских

Войны и суровые условия жизни воспитывали в запорожских казаках пренебрежение к комфорту и роскоши…

казаках пренебрежение к комфорту и роскоши…


Слайд 12

ПРОБЛЕМАТИКА ПОВЕСТИ

ПРОБЛЕМАТИКА ПОВЕСТИ


Слайд 13 Запорожцы – пример настоящих патриотов, готовых отдать жизнь

Запорожцы – пример настоящих патриотов, готовых отдать жизнь за свободу и

за свободу и независимость Родины.
Тарас чтил традиции предков, считая

себя законным защитником православия. Не любил, когда товарищи перенимали польские обычаи, называя таких казаков холопьями польских панов.
За саблю Бульба мог взяться в трех случаях: «когда комиссары не уважили в чём старшин и стояли перед ними в шапках; когда поглумились над православием и не почтили предковского закона и, наконец, когда враги были бусурманы или турки, против которых он считал во всяком случае позволительным поднять оружие во славу христианства». Тарас радовался, предвкушая, как приведёт в Сечь своих сыновей, представит их старым боевым товарищам: «Вот, посмотрите, каких я молодцов привёл к вам!»
Бесстрашно воевал Остап; попав в плен к ляхам, молча, как исполин, выносил терзания и пытки.
Андрию заменили и Родину, и семью, и боевых товарищей прекрасные глаза панночки: «Кто сказал, что моя отчизна Украина? Кто дал мне её в отчизны? Отчизна есть то, чего ищет душа наша, что милее для нее всего! Отчизна моя — ты! Вот моя отчизна! И понесу я отчизну сию в сердце моем, понесу ее, пока станет моего веку, и посмотрю, пусть кто-нибудь из Козаков вырвет ее оттуда! И всё, что ни есть, продам, отдам, погублю за такую отчизну!»
!!! Между родственными отношениями и страной
Тарас выбирает Отечество

Проблема патриотизма


Слайд 14 Андрий в выборе между Отчизной и семьей, с

Андрий в выборе между Отчизной и семьей, с одной стороны, и

одной стороны, и любовью - с другой, выбирает второе,

тем самым предав отца,братьев и Родину.

Проблема нравственного выбора


Слайд 15 «Нет уз святее товарищества!»
!!!Все герои Сечи считают святыней

«Нет уз святее товарищества!»!!!Все герои Сечи считают святыней её неписаные законы,

её неписаные законы, нарушить их – значит изменить товариществу,

предать свою Родину.
Каждый казак с детства знает, что нельзя предавать, оставлять в беде своих товарищей.

Проблема товарищества


Слайд 16 Поэтому-то Остап так бесстрашно поднимается на плаху; Бовдюг

Поэтому-то Остап так бесстрашно поднимается на плаху; Бовдюг страстно призывает помнить

страстно призывает помнить о казачьем товариществе; Шило преодолевает неимоверные

препятствия, чтобы вернуться в родную Сечь; Кукубенко перед смертью высказывает свою заветную мечту: «Пусть же после нас живут ещё лучше, чем мы»; Тарас Бульба даже перед лицом смерти на костре думает не о себе, а о спасении остальных казаков.     Все лучшие черты казачьего товарищества проявляются в критических ситуациях, на войне, во время сражений. В походе против «ляхов» Тарас Бульба призывает казаков не оставлять своих пленных собратьев в беде: «Ты хочешь, видно, чтобы мы не уважили первого, святого закона товарищества: оставили бы собратьев своих…Что ж мы такое? Спрашиваю я всех вас? Что ж за козак тот, который кинул в беде товарища…?»
Суть казачьего товарищества раскрывается в словах Тараса Бульбы, сказанных казакам перед трудным боем. Тарас напоминает об этом священном для всех запорожцев понятии, чтобы поднять боевой дух войска, вдохновить его на сражение: «Бывали и в других землях товарищи, но таких, как в русской земле, не было таких товарищей…так любить, как русская душа, - любить не то чтобы умом или чем другим, а всем, чем дал бог, что ни есть в тебе… Нет, так любить никто не может!..»      Все казаки, за исключением Андрия, соблюдают священные принципы казачьего товарищества.
Тарас Бульба, чтящий казачье товарищество превыше всего, испытывает его законы и на себе. Верный друг Тараса, казак Товкач, спасает героя от смерти. Он везет Бульбу, израненного и больного, домой, преодолевая множество трудностей.  Привезя друга в Запорожье, Товкач месяц «неутомимо» лечит Тараса.     
Сам Бульба до конца остался верен законам казачьего товарищества. Он погибает, не предав ни своих товарищей, ни своей Отчизны, ни своей веры. Поэтому в глазах собратьев он останется героем, настоящим запорожским казаком.

Проблема товарищества


Слайд 17 Взаимоотношения между Тарасом и его сыновьями, а также

Взаимоотношения между Тарасом и его сыновьями, а также беззаветная любовь матери

беззаветная любовь матери к сыновьям Андрию и Остапу.
В

произведении мы впервые встречаемся с матерью, когда она встречает своих сыновей: «…бледная, худощавая и добрая мать их, стоявшая у порога и не успевшая ещё обнять ненаглядных детей своих».
  "...Вся любовь, все чувства, всё, что есть нежного и страстного в женщине, всё обратилось у ней в одно материнское чувство. Она с жаром, с страстью, с слезами, как степная чайка, вилась над детьми своими. Её сыновей, её милых сыновей берут от неё, берут для того, чтобы не увидеть их никогда!.." "...Одна бедная мать не спала. Она приникла к изголовью дорогих сыновей своих, лежавших рядом; она расчёсывала гребнем их молодые, небрежно всклоченные кудри и смачивала их слезами; она глядела на них вся, глядела всеми чувствами, вся превратилась в одно зрение и не могла наглядеться. Она вскормила их собственною грудью, она возрастила, взлелеяла их – и только на один миг видит их перед собою..." 

Проблема отцов и детей

«Сыны мои, сыны мои милые! что будет с вами? что ждет вас?»
Художник А. Герасимов


Слайд 18 Тарас заботится о воспитании своих детей. Так, он

Тарас заботится о воспитании своих детей. Так, он отправляет их в

отправляет их в бурсу в Киев. Ругает Остапа, заставляя

учиться, покупает ему азбуку.
Воспитывая сыновей, Тарас с детства внушает им, что мать их всего лишь баба, и ничего она не знает и не понимает, и что нежба их – «чистое поле, да добрый конь».
Тарас вывозит сыновей в Запорожскую Сечь, приобщая их к казацкому ремеслу, объясняет негласные правила взаимодействия в суровом мужском мире.

Проблема воспитания


Слайд 19 !!!Эта проблема тесно переплетена с проблемой отцов и

!!!Эта проблема тесно переплетена с проблемой отцов и детей.	Семья Тараса Бульбы

детей.
Семья Тараса Бульбы – авторитарная, патриархальная, традиционная для того

времени.
Глава семьи – отец, решения в семье принимает он, остальные члены семьи беспрекословно подчиняются. Внутренние границы жесткие - родительская и детская подсистема чётко разграничены. С одной стороны, это поддерживает в семье порядок, с другой - лишает детей тепла, внимания к их духовным потребностям. Фигура родителя стоит обособленным идолом, всевидящим и всепроникающим.
Тарас Бульба предстает перед нами в двух ролях – роли гетмана, предводителя лихих казаков, и в роли отца семейства.
Эти роли сплетены так сильно, что сложно распознать, где говорит «отец», а где «гетман».
Тарас одержим идеей борьбы и победы над врагом, идеей праведной веры, и сыновей своих он видит через призму своих ценностей: сильные, смелые, отчаянные в бою, солдаты веры, которые приведут казачество к желанной победе. Вера Тараса отчасти слепа, потому что кроме своей веры, он не замечает ничего более и не допускает другой реальности, кроме своей собственной. Поэтому ему мало что понятно про внутренний мир и потребности своих сыновей. Ему невдомек, что его сыновья-воины могут иметь в душе что-то более важное для них, чем его «святая цель».

Проблема семейных отношений


Слайд 20
Проблема подвига
(!тесно связана с проблемой патриотизма)
Проблема

Проблема подвига (!тесно связана с проблемой патриотизма)Проблема предательства	Андрий перешёл на сторону

предательства

Андрий перешёл на сторону врагов, искренно полюбив прекрасную полячку.

Он и перед смертью произносит одно слово — имя прекрасной панночки.
Предательство и измена – самые страшные грехи в негласном кодексе казачьего товарищества. Они не прощаются и наказываются смертью, ибо измену Родине ничто не может ни оправдать, ни искупить. Андрий погибает от руки отца, который даже не пожелал закопать тело сына-предателя, ибо изменники этого не заслуживают. 

Слайд 21 Проблема войны и мира
Проблема милосердия
Казацкое войско пытается

Проблема войны и мира Проблема милосердия	Казацкое войско пытается взять город Дубна,

взять город Дубна, где много богатств и зажиточных обывателей,

но встречает отчаянное сопротивление гарнизона и жителей. Казаки осаждают город и ждут, когда в нём начнется голод. От нечего делать запорожцы опустошают окрестности, выжигают беззащитные деревни и поля. Молодым, особенно сыновьям Тараса, не нравится такая жизнь.
Польские войска, присланные в подкрепление осаждённым, проходят в город мимо пьяных казаков, многих перебив спящими, многих пленив. Это событие ожесточает казаков, решающих продолжить осаду до конца.
Война несла горе, гибли люди, месть порождала месть, сердца ожесточались.
Война разрушает не только строения, но и сердца людей.

Слайд 22 Автор в своем произведении подробно описывает эпоху (хотя

Автор в своем произведении подробно описывает эпоху (хотя в повести есть

в повести есть и исторические несоответствия), потому что она

и является причиной формирования тяжёлого характера Тараса и казаков.

Проблема влияния истрических условий
(и общества) на формирование характера человека


Слайд 23   В своем произведении Гоголь изображает жизнь казаков в

 	В своем произведении Гоголь изображает жизнь казаков в Запорожской Сечи, раскрывает

Запорожской Сечи, раскрывает их жизненную философию, быт, нравы и

обычаи.
В картинах вольной казачьей жизни писатель совместил историческую конкретность и высокий лирический пафос. Слияние этих двух стихий и составило одну из основных особенностей «Тараса Бульбы».
Повесть героическая, но ведущий пафос произведения — романти­ческий.
Характерная особенность гоголевской поэтики в повести «Тарас Бульба» - это слияние воедино прозы и лирики, особенно ярко проявляющееся в пейзажных зарисовках.
Описание степи Н.В. Гоголем необычайно поэтично, похоже на стихи в прозе. Образ степи для писателя – это образ Родины, сильной, могучей и прекрасной.
Пейзаж Николая Васильевича Гоголя очень лиричен, богат красками, проникнут чувством восхищения.
Природа помогает читателю полнее понять внутренний мир героев.

Особенности поэтики повести «Тарас Бульба»
ПОЭТИКА - раздел теории литературы, изучающий
систему средств выразительности в произведениях.


Слайд 24 «Битва под Дубно»
напоминает эпический фольклор:
монументальность, гиперболика при описании

«Битва под Дубно»напоминает эпический фольклор:монументальность, гиперболика при описании подвигов «богатырей» из

подвигов «богатырей» из
Запорожской Сечи
(битва — пир,
воины

— орлы), троекратные повторы
(троекратное обращение
Тараса к казакам) и т.д.

Слайд 25 Трагические вершины повести
смерть людей в Дубно
убийство Тарасом сына

Трагические вершины повестисмерть людей в Дубноубийство Тарасом сына Андрия сцена казни

Андрия
сцена казни Ос­тапа
сцена гибели самого Тараса на костре



Слайд 26 «Тарас Бульба» — глубоко трагическое произведение. Здесь гибнут

«Тарас Бульба» — глубоко трагическое произведение. Здесь гибнут все главные герои.

все главные герои. Однако авторская позиция оптимис­тична: писатель считает,

что сила и мощь русского народа вечны, непобедимы.

«Притянули его железными цепями к древесному стволу, гвоздем прибили ему руки и, приподняв его повыше, чтобы отовсюду был виден козак, принялись тут же раскладывать под деревом костер».


Слайд 27 «А уже огонь подымался над костром, захватывал его

«А уже огонь подымался над костром, захватывал его ноги и разостлался

ноги и разостлался пламенем по дереву… Да разве найдутся

на свете такие огни, муки и такая сила, которая бы пересилила русскую силу!»



















Слайд 28 «Немалая река Днестр, и много на ней заводьев,

«Немалая река Днестр, и много на ней заводьев, речных густых камышей,

речных густых камышей, отмелей и глубокодонных мест; блестит речное

зеркало, оглашённое звонким ячаньем лебедей, и гордый гоголь быстро несется по нем, и много куликов, краснозобых курухтанов и всяких иных птиц в тростниках и на прибрежьях. Козаки живо плыли на узких двухрульных челнах, дружно гребли вёслами, осторожно минали отмели, всполашивая подымавшихся птиц, и говорили про своего атамана».

Символ жизни – река Днестр, описанием которой заканчивает свою повесть Н.В. Гоголь…


Слайд 29 Любовь к родине и ненависть к врагам;
Непреклонность, сила

Любовь к родине и ненависть к врагам;Непреклонность, сила духа, беззаветная храбрость;Прямота

духа, беззаветная храбрость;
Прямота и суровость нрава;
Замечательные черты его как

полководца;
Высокоразвитое чувство товарищества.

Почему повесть названа «Тарас Бульба»?
Чем особенно дорог Тарас Бульба автору?


Слайд 30 о
Повесть «Тарас Бульба» —
народно-героическая эпопея.
В судьбах её

о	Повесть «Тарас Бульба» — народно-героическая эпопея. 	В судьбах её главных действующих лиц

главных действующих лиц воссоздается одно из крупнейших событий истории

Русской земли.
!!! До повести Н. В. Гоголя в русской литературе не было таких ярких, выразительных и могучих выходцев из народной среды, как Тарас Бульба, его сыновья Остап и Андрий, другие запорожцы.
!!! В лице Гоголя русская литература сделала огромный шаг вперёд в изображении народа как могучей силы исторического процесса.

Слайд 31
Илья Ефимович Репин «Запорожцы пишут письмо турецкому султану»

Илья Ефимович Репин «Запорожцы пишут письмо турецкому султану» (1878 - 1891)

(1878 - 1891)


Слайд 32
Илья Ефимович Репин 1844 – 1930 гг.
Изучая документы

Илья Ефимович Репин 1844 – 1930 гг.	Изучая документы истории Украины, Репин

истории Украины, Репин прочитал однажды письмо запорожцев турецкому султану.

(Конец ХVІ в. Турецкий султан Мухаммед шлёт запорожцам «грозную грамоту», в которой приказывает им сдаться добровольно.
Но запорожцы отвечают ему письмом, дерзким и полным юмора.
Познакомившись с этим документом, художник сразу же сделал наброски будущей картины.

Кто из запорожских казаков, изображённых на картине, по вашему мнению, больше всех напоминает Тараса Бульбу?

  • Имя файла: prezentatsiya-po-literature-k-povesti-nv-gogolya-taras-bulba-7-klass.pptx
  • Количество просмотров: 66
  • Количество скачиваний: 0