Слайд 2
Что такое сочинение?
«школьное упражнение в правильном изложении мысли
на заданную тему»;
«вид письменной школьной работы - изложение своих мыслей, знаний на заданную тему»;
«письменная школьная работа, упражнение в правильном, литературном изложении своих мыслей, рассуждение на заданную тему»;
«письменное выражение своей точки зрения на какой-либо предмет или явление жизни (на факты или явления литературы)».
Слайд 3
Требования к сочинению
Содержание сочинения должно точно соответствовать выбранной
теме.
Сочинение должно быть основано на знании текста.
Сочинение должно демонстрировать
знание всех произведений школьной программы по выбранной теме.
В сочинении вы должны показать строгое и точное знание литературоведческой терминологии, которая вами используется. Если вы приводите термин, не имеющий в науке однозначного определения (например, символ), следует специально оговорить, что вы под ним понимаете.
В сочинении не должно быть фактических ошибок: нельзя путать и изменять имена персонажей (не Екатерина или Катя, героиня драмы Островского "Гроза", а Катерина; не Андрей - у Толстого, в "Войне и мире", а князь Андрей), нельзя путать события, их время и место, художественные детали и подробности, недопустимы ошибки в цитировании, в датировке и т.д.
Слайд 4
Требования к сочинению
Содержание сочинения должно иметь строго упорядоченную
и хорошо прослеживаемую логику. Обязательно должны сохраняться основные элементы
композиции сочинения: вступление ("вход в тему"), основная часть (главные мысли и их доказательство), заключение (итоги по теме, выводы, "выход" из темы).
Все ваши мысли (идеи, тезисы, положения и т.д.) должны быть доказаны. Единственным аргументом является художественный текст. Ссылки на черновики, варианты произведений, дневники писателей, мемуарную литературу, а также литературоведческие труды и критику считаются сопутствующим материалом.
Цитаты должны быть абсолютно точными и правильно оформленными.
Стиль сочинения должен быть единым. Необходимо соответствие стиля и содержания сочинения.
Избегайте фамильярности в отношении авторов, о которых идет речь: нельзя называть писателей "Львом Николаевичем" (о Толстом), "Мариной Ивановной" (о Цветаевой), "Николаем Васильевичем" (о Гоголе) и т.п.: речь идет не о ваших соседях по лестничной клетке, а об авторах художественных произведений, и соблюдение читательской этики здесь обязательно!
Наличие эпиграфа не является обязательным требованием к сочинению.
Слайд 5
Обратите внимание!
Работая над сочинением, в том числе и
над анализом эпизода, составляйте план рассуждений. Проблемный план предпочтительней,
так как позволяет сразу сформулировать проблемные вопросы, развернутые и доказательные ответы на которые составят основную часть вашей работы.
Слайд 6
Виды тем по литературе
проблемные,
сопоставительные,
обзорные,
темы, связанные с раскрытием особенностей
мастерства писателя,
анализ литературного произведения (лирики, драмы, эпических произведений),
анализ эпизода,
сочинение
по цитате,
смешанные,
свободные.
Слайд 7
Проблемные темы
- те, основным содержанием которых становится постановка
вопросов (проблем) научного, эстетического или этического характера. В формулировку
таких тем зачастую входит сам термин "проблема".
Если формулировка такой темы начинается со слова "проблема", то саму работу над темой начинайте с объяснения этого понятия. В таких темах нужно не отвечать на вопросы, а задавать их, ища при этом обязательного соответствия с теми вопросами, которые задаются авторами или продиктованы временем.
Слайд 8
Сопоставительные темы
то есть предполагающие сравнение (сопоставление) двух и
более объектов по признакам, определенным формулировкой. В формулировку таких
тем обычно включается несколько объектов, соединенных союзом "и".
В сопоставительной теме равное внимание должно быть уделено всем объектам исследования, заявленным в формулировке. Сравнительные темы обязательно предполагают строгую последовательность изложения и наличие обязательных общих выводов и умозаключений, вытекающих из сравнения.
Слайд 9
Обзорные темы
Обзорные темы отличаются широким охватом материала; нередко они
предполагают только его описание или репродуктивное изложение (грубо говоря,
пересказ). Иногда содержание таких тем составляет рассмотрение изменений объекта с течением времени (в рамках различных культурных эпох). В этом случае в тему включаются сопоставительные элементы. Например:
"Образ Петербурга в русской лирике серебряного века".
"Изображение войны в книге Л.Толстого "Война и мир".
"Темное царство" в драме А.Островского "Гроза".
"Москва и москвичи в изображении М.Булгакова".
Эти темы предполагают не столько глубину проработки материала, сколько ширину его охвата и умение видеть объект "сверху", разом отмечая все его основные особенности в их развитии. Требуется также приводить большое количество примеров из текста и уметь их сопоставлять.
Слайд 10
Темы, связанные с раскрытием особенностей мастерства
Темы, связанные
с раскрытием особенностей мастерства писателя предполагают хорошее знание литературоведческих понятий
и отработанные навыки "обращения" с ними: вы должны уметь характеризовать литературных героев, анализировать художественные описания (пейзаж, портрет, интерьер), видеть особенности авторского повествования, разбираться в композиции произведения и т.д. Главное, вы должны уметь видеть эстетическую и идейную ценность этих элементов художественного произведения, составляющих его творческую уникальность; ваша задача - показать своеобразие авторского художественного видения путем анализа тех его аспектов, по которым сформулирована тема.
Слайд 11
Сочинения по цитате
Сочинения по цитате: здесь важно выявить тему
цитируемого высказывания, сформулировать проблемный вопрос, "спрятанный" в цитате, и
назвать те его аспекты, на которых вы собираетесь подробно остановиться в сочинении; если цитата взята из анализируемого произведения, это нужно указать; если цитата предполагает свободный выбор произведений, их круг нужно очертить во вступлении к сочинению (перечислить и кратко охарактеризовать согласно теме и проблеме цитаты), при этом нужно показать умение правильно отбирать произведения для анализа.
Слайд 12
Структура сочинения
Сочинение должно иметь строго продуманную трехчастную структуру: вступление,
основная часть, заключение.
Слайд 13
Вступление
Чтобы эта часть получилась удачной, сформулируйте в ней
те проблемные ВОПРОСЫ, на которые можно в принципе ответить
в рамках вашей темы, и, выбрав из них один-два, на которые будете отвечать в сочинении, обоснуйте свой выбор. Также приведите термины, которые вам понадобятся для ответа на эти вопросы, и приведите их определение, свидетельствующее о вашем понимании этих терминов. Не бойтесь вопросительных знаков, смело формулируйте вопросительные предложения. Иногда во вступлении кратко характеризуется эпоха создания произведения или само произведение, если тема сочинения предполагает анализ какого-то отдельного его аспекта.
Слайд 14
Основная часть
главное ее содержание - это развернутый и
доказательный ОТВЕТ на те вопросы, которые вы сформулировали во
вступлении. Вы убеждаете читателя вашей работы в том, что вопросы вы поставили правильно и правильно их решаете. По объему эта часть самая большая.
Слайд 15
Заключение
задача этой части - ПОДВЕДЕНИЕ ИТОГОВ в рамках
ваших рассуждений во второй части по тем проблемным вопросам,
которые вы сформулировали во вступлении. Вы должны обобщить ваши выводы, используя при этом ключевые слова или термины, входящие в формулировку выбранной темы: если в ней были слова "проблема", "композиция". "образ", "пейзаж" и т.д., повторите их в заключительных выводах. Помните, что заключение и вступление во многом по содержанию повторяют друг друга. Вы меняете лишь форму - от вопросительной к утвердительной.