Роман
«Отцы и дети»
Соотнести
словесный и
живописный
портреты
Слайд 3
«Сила тургеневского портрета — в сменяемости всех его
разноплановых деталей. Но в этом же и его слабость:
одна деталь не создает у Тургенева достаточного впечатления о внешнем облике героя. Оно зависит от других — как цвет в спектре солнечного луча: изъять один — белого не получится. В отличие от прозы Льва Толстого в прозе Тургенева не психическая жизнь определяет внешний облик, а скорее внутренняя жизнь».
Е. И. Шаталов.
Слайд 4
1 портрет
«Это была молодая
женщина лет двадцати трёх,
вся беленькая и мягкая,
с тёмными волосами и
глазами,
с красными, детски – пухлыми
губками и нежными ручками.
На ней было опрятное ситцевое платье; голубая новая косынка легко лежала на её круглых плечах».
Слайд 5
2 портрет
«… ещё молодая, белокурая,
несколько растрёпанная,
в
шёлковом не совсем
опрятном платье,
с крупными браслетами
на
коротеньких руках и кружевною косынкой на голове…
Она говорила и двигалась очень развязно и в то же время неловко…»
Слайд 6
3 портрет
«… лет сорока с небольшим, в
запылённом пальто и клетчатых панталонах…
седой, пухленький и немного сгорбленный…»
Слайд 7
4 портрет
«… девушка лет восемнадцати,
черноволосая и
смуглая,
с несколько круглым, но приятным
лицом, с небольшими
тёмными
глазами. …она очень мило
улыбалась, застенчиво и
откровенно, и глядела как - то
забавно – сурово, снизу вверх.
Всё в ней было ещё молодо – зелено;
и голос, и пушок на всём лице, и розовая рука с беловатыми кружками на ладонях, и чуть – чуть сжатые плечи…»
Слайд 8
5 портрет
«Она была удивительно
сложена: её коса
золотого
цвета и тяжёлая,
как золото, падала ниже
колен,
но красавицей её
никто бы не назвал;
во всём лице только и было
хорошего, что глаза…
взгляд их, быстрый и
глубокий, беспечный
до удали и задумчивый до уныния…»
Слайд 9
6 портрет
Лицо «длинное и худое,
с широким лбом,
кверху
плоским, книзу заострённым
носом, брльшими
зеленоватыми глазами и
висячими бакенбардами
песочного цвету, оно
оживлялось
спокойной улыбкой и
выражало
самоуверенность и ум»
Слайд 10
7 портрет
«… женщина высокого
роста…
Обнажённые её руки
красиво лежали вдоль
стройного стана;
красиво падали с блестящих
волос на покатые плечи
лёгкие ветки фуксий;
спокойно и умно… глядели
светлые глаза из – под
немного нависшего белого
лба…»
Слайд 11
8 портрет
«… его коротко остриженные
седые волосы
отливали
тёмным блеском, как новое
серебро; лицо его, желчное,
но
без морщин, необыкновенно
правильное и чистое, словно
выведенное тонким и лёгким
резцом, являло следы красоты
замечательной; особенно хороши были светлые, чёрные, продолговатые глаза».
Слайд 12
10 портрет
«… высокий, худощавый человек с
взъерошенными волосами и тонким орлиным носом, одетый в старый
военный сюртук нараспашку».
Слайд 13
11 портрет
«… человек небольшого роста, в славянофильской венгерке…
Тревожное и тупое напряжение сказывалось в
маленьких, впрочем приятных чертах его прилизанного лица; небольшие, словно вдавленные глаза глядели пристально и беспокойно; и смеялся он беспокойно: каким – то коротким, деревянным смехом»