Слайд 2
Фёдор Михайлович Достоевский
В нём совесть сделалась пророком и
поэтом
И Карамазовы и бесы жили в нём
Но что для
нас теперь сияет мягким светом,
То было для него мучительным огнём
И.Анненский
Слайд 3
Первая фраза – своеобразное зерно романа.
В начале
июля, в чрезвычайно жаркое время, под вечер
один молодой человек
вышел
из своей каморки, которую нанимал от жильцов…
время действия
герой
место действия
Здесь берут начало три темы
Слайд 4
Время действия
чрезвычайно жаркое время
Это не метеорологическая примета
Через весь
роман пройдёт атмосфера невыносимой жары, духоты, городской вони, сдавливающих
героя, мутящих его сознание до обморока
Слайд 5
Через весь роман пройдёт атмосфера невыносимой жары, духоты,
городской вони…
На улице стояла страшная к тому же духота,
толкотня, всюду извёстка , леса, кирпич, пыль и та особенная летняя вонь, столь известная каждому петербуржцу…
Ч.1, глава 1
Слайд 6
Через весь роман пройдёт атмосфера невыносимой жары, духоты,
городской вони…
«…Было душно, так что нестерпимо было даже сидеть,
и всё до того пропахло винным запахом, что кажется от одного этого воздуха можно было в пять минут сделаться пьяным…»
(Раскольников в распивочной).
Ч.1, глава 2
Слайд 7
Через весь роман пройдёт атмосфера невыносимой жары, духоты,
городской вони…
«Наконец ему стало душно в этой жёлтой комнате,
похожей на шкаф или на сундук».
(Раскольников читает письмо от матери).
Ч.1, глава 3.
Слайд 8
Через весь роман пройдёт атмосфера невыносимой жары, духоты,
городской вони…
«В комнате было душно, но окна она не
отворила; с лестницы несло вонью, но дверь на лестницу была не затворена; из внутренних помещений, сквозь непритворённую дверь, неслись волны табачного дыма, она кашляла, но дверь не притворяла».
(Раскольников у Мармеладовых).
Ч.1, глава 2.
Слайд 9
Через весь роман пройдёт атмосфера невыносимой жары, духоты,
городской вони…
«Зелень и свежесть понравились сначала его усталым глазам,
привыкшим к городской пыли, к извёстке и к громадным, теснящим и давящим домам. Тут не было ни духоты, ни вони, ни распивочных».
(Раскольников на Островах).
Ч.1, глава 5.
Слайд 10
Через весь роман пройдёт атмосфера невыносимой жары, духоты,
городской вони…
Около харчевен в нижних этажах, на грязных и
вонючих дворах домов Сенной площади, а наиболее у распивочных, толпилось много разного и всякого сорта промышленников и лохмотников.
(Раскольников на Сенной площади слышит разговор Лизаветы с торговцами).
Ч.1, глава 5.
Слайд 11
Место действия: Петербург 60-х годов ХIХвека
Слайд 16
«Каморка его приходилась под самою кровлей высокого пятиэтажного
домаи походила более на шкаф, чем на квартиру»
Слайд 17
«Это была крошечная клетушка, шагов в шесть длиной,
имевшая самый жалкий вид с своими жёлтенькими пыльными и
всюду отставшими от стены обоями, и до того низкая, что чуть-чуть высокому человеку становилось в ней жутко, и всё казалось, что вот-вот стукнешься головой о потолок».
Слайд 18
«…но домой идти ему стало вдруг ужасно противно:
там-то, в этом-то ужасном шкафу и созревало всё это
вот уже больше месяца…»
Слайд 19
Каморка, которую он нанимал от жильцов
Каморка Раскольникова –
символ его крайней неустроенности: у него не только нет
своего дома, но он даже снимает его у тех, кто сам не имеет своего дома и, в свою очередь, нанимает квартиру
Слайд 20
И Соня Мармеладова нанимает «комнату от жильцов».
«Это была
большая комната, но чрезвычайно низкая, единственная, отдававшаяся от Капернаумовых,
запертая дверь к которой находилась в стене слева. В стене справа была ещё другая дверь, всегда запертая наглухо».
«Сонина комната походила как будто на сарай, имела вид весьма неправильного четырёхугольника, и это придавало ей что-то уродливое. Стена с тремя окнами, выходившая на канаву, перерезывала комнату как-то вкось, отчего один угол, ужасно острый, убегал куда-то вглубь, так что его при слабом освещении даже и разглядеть нельзя было хорошенько, другой же угол был слишком безобразный».
Ч.4, глава 4.
Слайд 21
Комната Мармеладовых
Маленькая закоптелая дверь в конце лестницы была
отворена. Огарок освещал беднейшую комнату шагов в десять длиной;
всю её было видно из сеней. Всё было разбросано и в беспорядке, в особенности разное детское тряпьё.
Через задний угол была протянута простыня. За нею, видимо, помещалась кровать. В самой же комнате было всего два стула и клеёнчатый очень ободранный диван, перед стоял старый кухонный сосновый стол, некрашеный и ничем не покрытый...
Слайд 23
Внутренняя драма человека вынесена из низких и узких
комнат на людные улицы и площади Петербурга
Слайд 24
Петербург Достоевского
ВЫВОДЫ:
Достоевский произвёл полный переворот в психологии восприятия
и художественного изображения Петербурга. Пристально и неотрывно вглядывался он
в улицы, переулки, дома, кабаки, притоны мещанского и просто нищего Петербурга, с их жалким людом, с их горестной участью
Слайд 25
Герой
«…молодой человек вышел из своей каморки…
и медленно,
как бы
в нерешимости,
отправился к К-ну мосту».
Слайд 26
Перед нами одно из ключевых слов романа
НЕРЕШИМОСТЬ
РАЗРЕШЕНИЕ
НЕ РЕШАТЬСЯ
РЕШЕНО
РЕШЕНИЕ
НЕРАЗРЕШИМО
НЕРЕШИТЕЛЬНО
Слайд 27
Значение ключевого слова
«Преступление и наказание» - роман неразрешимых
ситуаций и роковых, чреватых трагическими последствиями решений
Состояние нерешимости Раскольникова
говорит о том, что зло в виде идеи, двух теорий, «безобразной мечты» ещё не победило окончательно
Слайд 28
Герой
«И каждый раз молодой человек, проходя мимо (хозяйкиной
кухни), чувствовал какое-то болезненное и трусливое ощущение, которого стыдился
и от которого морщился.
Слайд 29
Разберёмся, какие чувства испытывает герой
Подсознательное чувство
«Кругом должен хозяйке
и боялся с ней встретиться» («болезненное и трусливое ощущение»).
Стыдно, потому что не может отдать долг
Это звучит голос СОВЕСТИ
Голос сознания
Стыдится своего стыда
Стыдится голоса СОВЕСТИ
Слайд 30
Перед нами один из главных конфликтов романа:
умом,
сознанием,
идеей,
теорией
Нравственным
чувством,
совестью,
«натурой»
между
Слайд 31
Этим объясняется двойственность героя
Слайд 32
Предметная символика во внешности Раскольникова
«… он был замечательно
хорош собою, с прекрасными тёмными глазами, тёмно-рус, ростом выше
среднего, тонок и строен».
Слайд 33
«Шляпа эта была высокая, круглая, циммермановская, но вся
уже изношенная. Совсем рыжая, вся в дырах и пятнах,
без полей и самым безобразнейшим образом заломившаяся на сторону»
Слайд 34
итак, перед нами две важнейших смысловых детали:
ТЁМНО-РУС
НЕМЕЦКАЯ ШЛЯПА
РУССКИЙ
ЧЕЛОВЕК
ОПИРАЕТСЯ НА СОЗНАНИЕ, ПРИШЕДШЕЕ С ЗАПАДА, ИЗ ГЕРМАНИИ
РАСКОЛЬНИКОВ
По природе
По
сознанию