творчество
Иннокентий Федорович Анненский родился 1 сентября (по новому стилю
20 августа) 1855 г. в Омске, где в то время работал его отец, крупный государственный чиновник. В 1860 г. семья переехала в Петербург.
Пятилетним ребенком Анненский перенес тяжелую болезнь сердца, что отразилось впоследствии не только на его жизни, но и на творчестве. Он учился в нескольких петербургских гимназиях, но болезнь постоянно мешала учебе. В 1875 г. юноше все же удалось экстерном сдать экзамены за полный гимназический курс, и он поступает на отделение словесности историко-филологического факультета Петербургского университета.
Слайд 3
Стихи должны «вылёживаться»
Важную роль в жизни Анненского
сыграл старший брат Николай Федорович, известный экономист и публицист:
у него младший и живет большей частью, и к сдаче экзаменов экстерном готовится с его помощью. Советы не печататься до 30 лет, давать стихам годами «вылеживаться» – станут законами для Иннокентия Федоровича до конца жизни.
Слайд 4
Учительствовал :
В 1891 г. он был назначен на
пост директора киевской гимназической Коллегии; в дальнейшем директорствует в
8-й петербургской гимназии (1893–96) и Николаевской гимназии в Царском Селе (1896–1906).Чрезмерная мягкость, проявленная им, по мнению начальства, в тревожное время 1905–1906 гг., была причиной его удаления от этой должности: он переведен в Санкт-Петербург окружным инспектором и остается им до 1909 г., когда незадолго до своей смерти выходит в отставку.
Слайд 5
Наставник
С 1881 г. начинают публиковаться статьи Анненского по
педагогическим проблемам. В них он высказывал свои взгляды на
«гуманное образование», которое должно развивать в ученике ум и фантазию, утверждал первостепенную роль родной речи в воспитании. Как педагог он оказал благотворное влияние на целую плеяду русских поэтов. Многие из них были лично знакомы с Анненским, поскольку учились в его гимназии; среди них и Гумилев, который сделал первые шаги в поэзии именно под его руководством.
Слайд 6
Переводы
Еще в Киеве возник грандиозный замысел Анненского –
перевести на русский язык все 19 трагедий Еврипида. Переводы
по мере завершения публиковались с предисловиями-истолкованиями в «Журнале Министерства народного просвещения» и вышли посмертно в четырех томах (1916–1917). С этой огромной работой связаны и собственные драматические произведения Анненского: «Меланиппа-философ» (1901), «Царь Иксион» (1902), «Лаодамия» (1906) «Фамира-кифарэд» (1906).
Слайд 7
Анненский перевёл на русский язык все дошедшие до
нас 18 трагедий великого древнегреческого драматурга Еврипида. Он также выполнил
стихотворные переводы работ Горация, Гете, Мюллера, Гейне,
Бойлера, Верлена, Рембо, Ренье,
Лонгфелло.
Слайд 8
Первый сборник
Все это время он продолжает писать стихи
и в 1904 г. решается, наконец, их опубликовать. Сборник
«Тихие песни» выходит под псевдонимом «Ник. Т-о». Псевдоним этот имел двойной смысл: буквы были взяты из имени Иннокентий, а «никто» – так назвался Одиссей, когда попал в пещеру Полифема.
Слайд 10
Критики
Символисты (Блок, Брюсов) отнеслись к сборнику более чем
сдержанно. Но Анненский и не рассчитывал на успех и
понимание, признавался, что работает для будущего.
Слайд 11
Первая публикация
В 1909 г. С. Маковский приглашает Анненского
в открывающийся журнал «Аполлон» как поэта и критика-редактора. В
первом номере журнала публикуются стихи Анненского и начало его программной статьи «О современном лиризме». Статья вызвала обиду и раздражение у ряда поэтов и повлияла на добрые отношения с Маковским; публикация цикла стихотворений для второго номера была отложена на неопределенный срок.
Слайд 13
СРЕДИ МИРОВ
Среди миров, в мерцании светил
Одной Звезды
я повторяю имя...
Не потому, чтоб я Ее любил,
А потому,
что я томлюсь с другими.
И если мне сомненье тяжело,
Я у Нее одной ищу ответа,
Не потому, что от Нее светло,
А потому, что с Ней не надо света.
Слайд 14
В 1910 году увидел свет первый посмертный сборник
Анненского «Кипарисовый ларец. Книга состоит из множества частей. В
последний раздел, получивший название «Разметанные листы», вошло стихотворение «Среди миров». Иннокентий Федорович написал его в Царском Селе незадолго до смерти — в апреле 1909 года. Книга имела большой успех.К нему обращались многие композиторы: от Александра Вертинского до Бориса Гребенщикова. Каждый из них открывал в стихотворении нечто новое, находил что-то личное, сокровенное.
Слайд 15
Тема: Из-за популярности стихотворения ему было уделено детальное
внимание. Когда много различных исследователей, поэтов и литераторов, рассматривали
истинный смысл данного шедевра. Мнения разделились, под звездой люди понимали разных персонажей. Были те, кто был уверен, что звезда это любимая девушка, которая является воплощением красоты и мудрости. Некоторые выходили за рамки обычной любви, считая , что образ описанный им это не одна конкретный персонаж, а собирательный образ идеальной женщины.
Каждый человек воспримет стихотворение "Среди миров" по своему. Сам поэт не успел рассказать, что именно он подразумевал под своей звездой. МЫ лишь знаем, что он отдал ей большое значение, это особенно видно по последним строкам его стихотворения, которые звучат так: "А потому, что с Ней не надо света."
Слайд 16
Идея: Литературный герой стихотворения обращается к "Одной звезде",
она для него является олицетворением всего самого лучшего, что
можно найти на земле. Звезда является его единственным другом, когда он говорит: "я томлюсь с другими", создается ощущение, что в мире не существует никого, кроме героя и звезды. Он явно обращается к ней, в тяжелые моменты жизни, видя в ней надежду и веру.
Слайд 17
Средства выразительности: В последних двух строчках каждого четверостишия автором
употребляется прием антитезы (противопоставления). Стихотворный размер данного стиха –
ямб (ударение на второй слог), рифма – перекрестная.
Слайд 18
". Мир "больной души" - основная стихия творчества
Анненского. По справедливым указаниям критики, "ничто не удавалось в
стихах Анненского так ярко, так убедительно, как описание кошмаров и бессонниц"; "для выражения мучительного упадка духа он находил тысячи оттенков. Он всячески именовал изгибы своей неврастении".
Слайд 19
Предшественник акмеизма
Общепризнанно, что поэзия Анненского оказала сильное влияние
на творчество акмеистов, которые объявили поэта своим духовным учителем.
Слайд 20
Сборники:
«Тихие песни» «Кипарисовый ларец» (изд. 1910)
«Посмертные стихи» (изд.
1923)
Литературно-критические статьи:
«Книги отражений (ч. 1-2, 1906-1909)
Драмы:
"Меланиппа-философ" (1901)
"Царь Иксион" (1902)
"Лаодамия"
(1906)
"Фамира-Кифаред" (1913)
Переводы Еврипида.
Анненский И.Ф. Стихотворения и трагедии. – Л., 1959.
Анненский И.Ф. Книги отражений. – М., 1979.
Слайд 21
«Поэт для поэтов»
Своеобразная литературная судьба Анненского напоминает судьбу
Тютчева (см.). Как и последний, Анненский - типичный "поэт
для поэтов". Свою единственную прижизненную книгу стихов он выпустил под характерным псевдонимом "Никто". И действительно в течение почти всей своей жизни Анненский оставался в литературе "никем". Лишь незадолго до смерти его поэзия приобретает известность в кружке петербургских поэтов, группировавшихся вокруг журнала "Аполлон"