Слайд 2
В 1910г. вышел девятый
номер “Аполлона”, где были напечатаны пять стихотворений Мандельштама, это
был его литературный дебют.
В 1913 г. выходит первая книга Мандельштама “Камень”.
Этой книгой двадцатидвухлетний Мандельштам заявил себя зрелым поэтом
Слайд 3
Творческое наследие
Сборники стихотворений:
«Камень», «Tristia», «Стихотворения»;
циклы: «Армения», «Воронежские тетради»;
автобиографическая
проза:
«Шум времени», «Египетская марка»,
сборник статей «О поэзии»,
эссе «Разговор о Данте»,
очерки,
переводы Ф.Петрарки, О.Барбье, В.Скотта
Слайд 4
Особенности лирики
прямолинейность, открытость; классическая ясность и гармоничность; простота,
легкость, прозрачность;
скупое использованием поэтических тропов, простота рифм;
точность, краткость,
законченность, афористичность строк;
замедленный ритм, строгость в отборе слов, торжественность;
точность, неожиданность детали;
конкретное становится абстрактным; стремление запечатлеть неотвратимо исчезающее мгновение, движение времени;
метафорическая сложность поэтического языка; многозначность слова, использование слов-символов с новыми смысловыми оттенками;
насыщенность элементами из греческой мифологии, произведений Державина, Пушкина, Лермонтова, Тютчева и др.
глубокое философское содержание.
Слайд 5
Символ
Бессонница. Гомер. Тугие паруса.
Я
список кораблей прочел до середины:
Сей длинный выводок, сей поезд
журавлиный,
Что над Элладою когда-то поднялся.
Как журавлиный клин в чужие рубежи, -
На головах царей божественная пена, -
Куда плывете вы? Когда бы не Елена,
Что Троя вам одна, ахейские мужи?
И море, и Гомер - все движется любовью.
Кого же слушать мне? И вот Гомер молчит,
И море черное, витийствуя, шумит
И с тяжким грохотом подходит к изголовью.
Слайд 6
Марина Ивановна Цветаева
1892–1941
Слайд 7
В 1910 году Марина Цветаева опубликовала на свои
деньги первый сборник стихов — «Вечерний альбом». Сборник посвящён
памяти Марии Башкирцевой (рано умершей от туберкулёза талантливой художницы, творчество и личность которой произвела на Цветаеву сильное впечатление), что подчё-ркивает его «дневниковую» направленность.
«Эта книга – не только милая книга девических признаний, но и книга прекрасных стихотворений» Н. Гумилёв
Слайд 8
Творческое наследие
Сборники стихов – 15, среди которых: «Вечерний
альбом», «Волшебный фонарь», «Стихи к Блоку», «Вёрсты», «Лебединый стан»,
«Разлука», «Ремесло», «После России»;
Поэмы – 17, среди которых: «Чародей», «На Красном Коне», «Поэма Конца», «Крысолов», «Поэма Воздуха», «Красный бычок», «Сибирь»;
Поэмы-сказки: «Царь-Девица», «Переулочки», «Мо́лодец»;
Драмы – 9, среди которых: «Червонный валет», «Каменный Ангел», «Феникс», «Ариадна», «Федра»;
автобиографическая, мемуарная, историко-литературная и философско-критическая проза.
Слайд 9
Особенности лирики
Её поэзия - дневник, исповедь души.
страстный,
сбивчивый, нервный монолог,
стих прерывист, неровен, полон ускорений и
замедлений, насыщен паузами и перебоями,
пульсирующий, внезапно обрывающийся ритм, отрывистые фразы,
сжатая конструкция строки, ни единого лишнего слова,
дробление стиха: слово- и слогоделение,
максимум выразительности при минимуме средств.
Слайд 10
Символ
«Красною кистью
Рябина зажглась.
Падали листья,
Я родилась»
М.
Цветаева
Рябина – символ цветаевской судьбы, горькой, надломленной, обречённо пылающей высоким багряным костром.
Слайд 11
Борис Леонидович
Пастернак
1890-1960
Слайд 12
Первый поэтический сборник
Пастернак начал печататься в 1913г. (коллективный
сборник группы «Лирика»), а в 1914г. опубликовал сборник «Близнец
в тучах», в котором проявил себя как самобытный и оригинальный поэт. Однако сам Пастернак считал этот сборник «незрелым». Тем не менее, именно с этого времени Пастернак стал осознавать себя профессиональным литератором.
Слайд 13
Творческое наследие
Шесть книг стихов: «Близнец в тучах», «Поверх
барьеров», «Сестра–моя жизнь», «Второе рождение», «На ранних поездах», «Земной
простор»;
3 поэмы: «Высокая болезнь», «Девятьсот пятый год», «Лейтенант Шмидт»;
проза: «Детство Люверс», «Воздушные пути», «Повесть», «Охранная грамота», «Люди и положения», роман «Доктор Живаго», переведенный еще при жизни Пастернака на восемнадцать языков мира;
роман в стихах «Спекторский»;
переводы из Гете, Верлена, Китса, Шекспира, Шелли, Рильке, Табидзе, Бараташвили и др.
Слайд 14
Особенности лирики
Богатство звуков и ассоциаций, которые открывают знакомые
предметы и явления с неожиданной стороны;
необычная расстановка обычных
слов, своеобразный и необычный синтаксис;
индивидуальная неповторимость образной системы;
стремление запечатлеть мгновение, изобразить неисчерпаемость мгновения;
присутствие авторского «я» в каждом стихотворении;
постижение мира человека и природы в их единстве,
метафоричность, живописная и звуковая выразительность стиха.
Слайд 15
Символ
Зимняя ночь
Мело,
мело по всей земле
Во все пределы.
Свеча горела на столе,
Свеча горела…
И всё терялось в снежной мгле,
Седой и белой.
Свеча горела на столе,
Свеча горела…
1946