Слайд 2
Мы были людьми. Мы эпохи.
Нас сбило и мчит
в караване,
Как тундру, под тендера вздохи
И поршней и шпал
порыванье…
Б. Пастернак
Слайд 3
История создания романа
Начал писать зимой 1917-1918 года
Осень 1946
года: «Исторический образ России за последнее 45-летие». Выражение его
«взгляда на искусство, на Евангелие, на жизнь человека в истории и многое другое»
Роман закончен в 1955 году
Журнал «Новый мир» отверг роман, так как в нём усмотрели искажённое изображение революции и места интеллигенции в ней
В 1957 году напечатан в Италии
Слайд 4
Судьба романа
В 1958 году Пастернаку присуждена Нобелевская премия
«за выдающиеся достижения в современной лирической поэзии и на
традиционном поприще великой русской прозы»
Исключили из членов Союза советских писателей
Организация в СМИ травли поэта
Заставили отказаться от премии
Роман опубликован в 1988 году в журнале «Новый мир»
Слайд 5
Роман, затрагивающий сокровенные вопросы человеческого
существования: тайны жизни и смерти, вопросы истории, христианства -
был резко негативно встречен властями и официальной советской литературной средой, отвергнут к печати из-за неоднозначной позиции автора к Октябрьской революции и последующим изменениям в жизни страны.
Так, например, Э.Г. Казакевич, прочитав роман, заявил: «Оказывается, судя по роману, Октябрьская революция –недоразумение и лучше было её не делать»; К. М. Симонов, главный редактор «Нового мира», отреагировал отказом: «Нельзя давать трибуну Пастернаку!».
Слайд 6
Внешне повествование вполне традиционно: рассказывается
о судьбе человека в эпоху революции.
Но события романа
даны через восприятие главного героя, это субъективное восприятие и составляет сюжет.
Роман не вписывался в схемы социалистического реализма, предполагающего «активную жизненную позицию».
3. Судьба человека , по Пастернаку, не связана напрямую с исторической эпохой, в которую выпало жить. Главный герой романа Юрий Живаго не пытается бороться с обстоятельствами, но и не приспосабливается к ним, оставаясь собой при любых условиях, сохраняя свою точку зрения.
Герой «стоит над красными и белыми».
Что вызвало отторжение власти?
Слайд 7
В романе Борис Пастернак затронул важную для своей
эпохи проблему роли революционных событий в судьбе русской интеллигенции и
роли революции в истории России в целом.
Слайд 8
Писатель попытался дать свою характеристику
происходящим событиям, исходя из собственного жизненного опыта и вплетая
в сюжет реальные жизненные истории близких и знакомых людей, принадлежащих кругу интеллигенции.
В своем романе автор изображает не только картину предреволюционных событий и революцию, но и гражданскую войну. Причем и революция, и гражданская война предстают в романе как главные виновницы трагической судьбы героев, каждый из которых по-разному воспринимает происходящий в истории России социальный перелом.
Слайд 9
Интеллигенция представлена автором в лице главного героя, фамилия
которого послужила названием для самого романа.
Юрий Живаго — доктор по
профессии, врач человеческой души по призванию, лирик по натуре.
Юрий (Георгий) – победитель Дракона (зло), утверждающий Добро.
Живаго – старославянская форма родительного и винительного падежей прилагательного «живой». Она вызывает ассоциации с именем Христа, «сына Бога Живаго»
Слайд 10
Образ Живаго
Врач – ставит диагноз
Не вмешивается в ход
событий
Фаталист
Убеждён в необходимости нравственного выбора
поэт
Слайд 11
Герой Пастернака воспитан наукой, искусством и всем укладом
прошлой, дореволюционной жизни. Поэтому он не может найти свое
место в новой жизни, мечтает вернуться в знакомое прошлое, желает скрыться от суровой эпохи.
Слайд 12
Первое сообщение о революции герой воспринимает весьма восторженно,
с надеждой на лучшие перемены.
«Какая великая хирургия! Взять и
разом артистически вырезать старые вонючие язвы! Простой, без обиняков, приговор вековой несправедливости, привыкшей, чтобы ей кланялись, расшаркивались перед ней и приседали».
Слайд 13
Восприятие революционных событий героем
«Вы подумайте, какое сейчас время!
И мы с вами живём в эти дни! Ведь
только раз в вечность случается такая небывальщина. Подумайте: со всей России сорвало крышу, и мы со всем народом очутились под открытым небом. И некому за нами подглядывать. Свобода!»
«Военная игра, а не дело» то, что происходит во время Гражданской войны
«Идея немедленного создания нового невиданного мира … всегда вызывала у Пастернака внутреннее сопротивление: он смотрел на историю «сквозь» культуру, а культура в его представлении дело вековечное, постоянное, символическое»
(В. Альфонсов)
Слайд 14
Восторженное отношение к октябрьским событиям было характерно для
большей части представителей интеллигенции, потому как в революции им
виделось крушение ненавистного старого мира и начало новой, просветленной и достойной жизни.
Слайд 15
Вскоре герой понимает, что вместо раскрепощения человека,
обещанного первым революционными действиями, новая власть поставила человека в
жесткие рамки, навязывая при этом собственное понимание свободы и счастья. Но насильно сделать людей счастливым нельзя, единого рецепта не существует.
Слайд 16
Революция стала причиной многочисленных страданий Юрия Живаго,
его родных и друзей.
Она внесла в их жизни
свои коррективы: насильно разлучила с близкими и любимыми, оторвала от дома и родного края, лишила возможности заниматься любимым делом, любить и жить.
Слайд 17
Но революция не смогла сломить и уничтожить самое
главное в герое романа — его сущность, его самоцельное
достоинство, внутреннюю свободу, верность себе и своим жизненным идеалам.
Не желая воевать, предавать и убивать, Юрий Живаго наотрез отказался участвовать в военных событиях и погрузился в частную жизнь.
Слайд 18
В Гражданскую войну Живаго попадает в партизанский отряд.
Трагизм Пастернаком передается не через описание жестоких сражений, а
через восприятие событий главным героем. Человеческая бойня нелепа. Единственное сражение, в котором принимает участие пленённый партизанами доктор, - доказательство этой нелепости. Ему приходится убивать тех, кого он считал своими.
Слайд 19
Может показаться, что главный герой произведения —
трус, испугавшийся активной борьбы, смерти и предстоящих перемен, однако
все гораздо сложнее. Пастернак намеренно изобразил пассивного героя в активную эпоху, что позволило ему дать наиболее достоверный, собирательный образ интеллигентного человека, загнанного в угол, не пожелавшего принять революционных перемен.
Слайд 20
После войны Живаго возвращается в Москву и оказывается
не ко двору новой власти. Он не способен приспосабливаться,
изменять самому себе.
Пастернак видит высшую ценность в человеке, его личности, его частной жизни. Единственно важная «соль земли» - бессмертная душа человека.
Слайд 21
На примере жизни своего героя и его семьи
Борис Пастернак показал судьбу многих семей, принадлежащих к кругу
интеллигенции, которые вынуждены были почувствовать на себе негативное влияние истории.
Слайд 22
Причем жертвой революции стала не только интеллигенция, но
и те, кто посвятил ей себя, свою жизнь.
Слайд 23
Рушатся иллюзии Стрельникова, и он кончает жизнь самоубийством.
Он разочаровывается в революции, не видя ее положительного воздействия,
и сознательно отказывается от своего участия в исторических событиях...
«…Мне казалось, - еще не вся свобода завоевана. Вот я ее сначала добуду, и тогда я весь принадлежу им / жене, дочери/, мои руки развязаны. И: все мои построения пошли прахом. Завтра меня схватят: Меня схватят и не дадут оправдываться…».
Слайд 24
Характерна судьба одного красного партизана Памфила Палых ,
который открыто признается Юрию Андреевичу: «Много я вашего брата в
расход пустил, много на мне крови господской, офицерской, и хоть бы что. Числа, имени не помню, все водой растеклось».
Слайд 25
Но жестокость не проходит даром. Страшна и судьба
Памфила Палых, который, чувствуя возмездие за сделанное, начинает сходить
с ума в тревоге за жену и детей.
Наконец, помешавшись, убивает всю семью, которую любил безмерно.
Слайд 26
Пожалуй, единственным, кто нашел свою нишу в новой
жизни, был никто иной, как Комаровский Виктор Ипполитович —
богатый адвокат, что собственно не удивительно.
Он – воплощение «демонического» в романе.
Комаровский повинен в разорении и гибели отца Живаго. Комаровский — любовник вдовы Гишар, затем — ее дочери Лары.
Дочь Лары и Юрия Живаго, родившаяся на Дальнем Востоке, рассказывает, что «Комаров» (так она называет К.) был «русским министром в Беломонголии» и при наступлении красных уехал, увезя с собой жену «Раису» (т. е. Ларису).
Слайд 27
Революционные события приносят только голод,
холод и ослепление во взглядах на происходящие события. Интеллигенция,
как и многие другие, вначале с восхищением принимает надвигающиеся преобразования. В этом и есть ее трагедия. Ведь именно она и оказывается слепа в ожидании духовных перерождений. Глаза ее словно залеплены февральским снегом, и она идет за новым поводырем к новой России.
Но мечтам не дано было осуществиться. События, происходящие в начале века, остались чужды для большей части интеллигенции.
Она еще долго не могла оправиться от той трагедии, что пришлось пережить ей в те роковые времена.
Слайд 28
Герой Пастернака, Юрий Живаго , привлекает открытостью, умением
любить и ценить жизнь, незащищенностью, которая является признаком не
безволия, а способностью к размышлению, сомнению. Герой – выражение нравственного идеала автора: он талантлив, умен, добр, он сохраняет свободу духа, он видит мир по-своему и не подстраивается ни под кого, он личность.
Слайд 29
Роман «Доктор Живаго» состоит из 2-х частей: прозаической
и поэтической. 16 частей романа повествуют о людях, событиях,
большой истории, трагических судьбах Живаго, Тони, Лары и других героев. Здесь же показан многоплановый образ России в предреволюционные и послереволюционные годы. В последней , 17-ой части, весь этот обширный материал как будто заново повторяется, но на этот раз уже в поэзии.
Поэзия и проза в романе Б.Пастернака образуют единство, являются, по сути дела, новой жанровой формой.
Слайд 30
Гамлет
С героем трагедии Шекспира лирического героя одноименного стихотворения
Б.Пастернака сближает одно и то же стремление сделать свой
жизненный выбор «в смертельной схватке с целым миром бед». Он, как и Гамлет, ощущает разрыв «связующей нити» времен и свою ответственность за её соединение.
Выбор пути совершился в пользу христианской этики: иду навстречу страданиям и гибели, но ни в коем случае – лжи, неправды, беззакония и безверия.
Слайд 31
Стихи доктора Живаго, выделенные в отдельную часть после
эпилога, - это рассказ о внутренней жизни героя. Они
подчеркивают идею автора – торжество духа «живаго».
Я в гроб сойду и в третий день восстану,
И, как сплавляют по реке плоты,
Ко Мне на суд, как баржи каравана,
Столетья поплывут из темноты.
В финале (стихотворение «Гефсиманский сад») звучит мотив воскрешения, жизни вечной:
Слайд 32
Автор:
Бахирева Светлана Витальевна,
учитель русского языка и литературы
МБОУ СОШ
«Перспектива»,
г.Новосибирск