Слайд 3
детство
Отец, Александр Иванович (1754—1819), и мать, Авдотья Матвеевна
(в девичестве Шахторина; 1785—1851), Гончаровы принадлежали к купеческому сословию.
В большом каменном доме Гончаровых, расположенном в самом центре города, с обширным двором и садом проходило детство будущего писателя
Слайд 5
детство
Когда Гончарову было всего семь лет, умер его
отец. В последующей судьбе мальчика, в его духовном развитии
важную роль сыграл его крёстный отец Николай Николаевич Трегубов. Это был отставной моряк. Он отличался широтой взглядов и критически относился к некоторым явлениям современной жизни. «Добрый моряк» — так благодарно называл Гончаров своего воспитателя, фактически заменившего ему родного отца.
Слайд 6
Образование
Первоначальное образование Гончаров получил дома, под началом Трегубова,
затем в частном пансионе. В десять лет был отправлен
в Москву для обучения в коммерческом училище, где уже учился его старший брат Николай.
Восемь лет провёл Гончаров в училище. Хотя обучение было для него малоинтересно, его имя регулярно помещалось на «красной доске» училища. Духовное и нравственное развитие Гончарова шло, однако, своим чередом. Он много читал. Его истинным наставником явилась отечественная литература.
Слайд 7
образование
В 1830 году по просьбе матери он был
исключён из списка пансионеров. Ещё в детстве возникшая страсть
к сочинительству, интерес к гуманитарным наукам, особенно к художественной словесности, — всё это укрепило в нём мысль завершить своё образование на словесном факультете Московского университета. Через год, в августе 1831 года, после успешной сдачи экзаменов он был туда зачислен.
Три года, проведённые в Московском университете, явились важной вехой в биографии Гончарова. Это была пора напряжённых раздумий — о жизни, о людях, о себе.
Слайд 9
Жизнь после университета
Закончив летом 1834 года университет, Гончаров
почувствовал себя, по собственному признанию, «свободным гражданином», перед которым
открыты все пути в жизни. Первым делом решил он навестить свои родные края, где его дожидались мать, сестры, Трегубов. Симбирск, в котором всё было с детства так знакомо, поразил повзрослевшего и возмужавшего Гончарова, прежде всего тем, что ничего не изменилось. Всё напоминало здесь громадную, сонную деревню. Именно таким знавал Гончаров свой родной город в детстве, а затем и в юношеские годы.
Слайд 10
Московский университет в 1820 году
Слайд 11
Жизнь после университета
Гончаров решил собственными руками, без чьей-либо
помощи строить своё будущее. По приезде в столицу он
подался в департамент внешней торговли министерства финансов, где ему предложили должность переводчика иностранной переписки. Служба оказалась не очень обременительной. Она в какой-то мере материально обеспечивала Гончарова и оставляла время для самостоятельных литературных занятий и чтения.
Слайд 12
Начало творчества
40-е годы — начало расцвета творчества Гончарова. Это
была важная пора как в развитии русской литературы, так
и в жизни русского общества в целом. Гончаров знакомится с Белинским, часто бывает у него на Невском проспекте, в доме Литераторов. Здесь в 1846 году Гончаров читает критику к своему роману «Обыкновенная история». Общение с великим критиком имело важное значение для духовного становления молодого писателя. Гончаров и сам засвидетельствовал в одном из писем, какую роль для него сыграл Белинский.
Слайд 13
Литературный журналъ
современникъ
Слайд 15
Расцвет творчества
Выход в свет «Обломова» и громадный успех
его у читателей принесли Гончарову славу одного из самых
выдающихся русских писателей. Он начал работу над новым произведением — романом «Обрыв». Однако надо было ещё и как-то зарабатывать деньги: покинув пост цензора, Гончаров жил «на вольных хлебах». В середине 1862 года его пригласили на должность редактора недавно учреждённой газеты «Северная почта», являвшейся органом министерства внутренних дел. Гончаров работал здесь около года, а затем был назначен на должность члена совета по делам печати.
Слайд 16
Расцвет творчества
Снова началась его цензорская деятельность, причём в
новых политических условиях она приобрела явно консервативный характер. Гончаров
причинил много неприятностей «Современнику» Некрасова и писаревскому «Русскому слову», он вёл открытую войну против «нигилизма», писал о «жалких и несамостоятельных доктринах материализма, социализма и коммунизма», то есть активно защищал правительственные устои. Так продолжалось до конца 1867 года, когда он по собственному прошению вышел в отставку, на пенсию.
Слайд 18
Расцвет творчества
Теперь можно было снова энергично взяться за
«Обрыв». К тому времени Гончаров исписал уже много бумаги,
а конца романа всё ещё не видел. Надвигавшаяся старость всё более пугала писателя и отвращала его от работы. Гончаров однажды сказал об «Обрыве»: «это дитя моего сердца». Автор трудился над ним целых двадцать лет. Временами, особенно к концу работы, он впадал в апатию, и ему казалось, что не хватит сил завершить это монументальное произведение.
Слайд 19
Последние годы жизни Ивана Гончарова
Гончаров оставался в полном
одиночестве и 12 (24) сентября 1891 года он простудился.
Болезнь развивалась стремительно, и через три дня, в ночь на 15 сентября он умер от воспаления легких на восьмидесятом году жизни. Иван Александрович был похоронен на Новом Никольском кладбище Александро-Невской лавры (в 1956 году перезахоронен, прах писателя перенесли на Волковское кладбище). В некрологе, опубликованном на страницах «Вестника Европы», отмечалось: «Подобно Тургеневу, Герцену, Островскому, Салтыкову, Гончаров всегда будет занимать одно из самых видных мест в нашей литературе».