Что такое findslide.org?

FindSlide.org - это сайт презентаций, докладов, шаблонов в формате PowerPoint.


Для правообладателей

Обратная связь

Email: Нажмите что бы посмотреть 

Яндекс.Метрика

Презентация на тему по русскому языку и литературе Пейзажная лирика как средство эстетического воспитания школьников

В основе современного общества лежат демократические преобразования. При этом педагоги нацелены на построение личностно–ориентированной формы взаимодействия с детьми. Основной целью такой формы работы является утверждение и развитие личности ребенка, охватывающее все сферы современной жизни. В первую
Пейзажная лирика как средство эстетического воспитания школьников В основе современного общества лежат демократические преобразования. При этом педагоги нацелены на Цель исследования – выявить потенциал уроков пейзажной лирики в эстетическом воспитании младших Гипотеза исследования. В основу исследования положено предположение о том, что пейзажная лирика Младший школьный возраст является очень ответственным и важным периодом развития личности ребенка. Под эстетическими чувствами подразумевают чувство красоты, способность человека проявлять эмоциональное восхищение красотой Воспитание читателя способного воспринять нравственный, эстетический потенциал классической и современной литературы, все Поэт постоянно обращается к образам природы в тех случаях, когда высказывает самые Таким образом, на основе выжеизложенного можно сделать вывод, что воспитательное значение поэзии Благодарю за внимание!
Слайды презентации

Слайд 2 В основе современного общества лежат демократические преобразования. При

В основе современного общества лежат демократические преобразования. При этом педагоги нацелены

этом педагоги нацелены на построение личностно–ориентированной формы взаимодействия с

детьми. Основной целью такой формы работы является утверждение и развитие личности ребенка, охватывающее все сферы современной жизни. В первую очередь особое внимание уделяется формированию у ребенка общечеловеческих чувств, ценностей и идеалов. При этом такие ценности являются основой формирования эстетических чувств, нравственных идеалов, физического совершенства и гармоничной личности. Под современным идеалом, обладающим различными ценностями понимают всестороннюю реализацию интеллектуально-нравственной свободы, эстетической, творческой самостоятельности и высокой активности [1].
Необходимо стремиться к гармоничному развитию ребенка, поскольку именно оно является основой для формирования личности ребенка. Гармоничное развитие во многом определяется успешным решением воспитательных задач. Среди этих задач ведущее место отводится вопросам нравственного и эстетического воспитания. В первую очередь необходимо стремиться сформировать у ребенка эстетические чувства, в основе которых лежит понимание красоты, умение отличать красивое от уродливого. Из этих элементарных навыков в дальнейшем формируется более углубленного понимание и чувствование мира, умение отличать добро от зла, желание противостоять злу [2].
Ребенка нельзя научить правде, красоте, любви. Это можно только чувствовать. При этом подобные чувства формируются на основе эмоционального восприятия действительности, эмоционального протеста против ужасного, некрасивого, зла, лжи и насилия. Дети, обладающие развитыми эстетическими чувствами, умеют ценить красоту, добро, видят и ценят прекрасное в людях и окружающем мире. Таким людям не свойственна агрессия, ненависть, они не склонны к ксенофобии и экстремистским действиям, ценят справедливость, доброжелательны. Такие люди обладают высоко развитыми патриотическими чувствами, любовью к Родине, близким, слабым [3].
В процессе воспитания эстетических чувств основная роль принадлежит эстетическому воздействию искусства. Искусство обладает способностью пробуждать и воспитывать в человеке глубокие человеческие чувства и эмоции, осознанность, чувство ответственности. В процессе воспитания используются средства различных видов искусств, которые оказывают существенное воздействие на личность ребенка.
С самого раннего возраста внутренний мир ребенка необходимо обогащать чувством прекрасного, добра, любви. При этом происходит развитие личности ребенка, формирование различных качеств. Под действием эстетических чувств происходит формирование определенного отношения к тому или иному явлению окружающей реальности, происходит нравственное и эстетическое воспитание. Именно на основе формирования положительного отношения к окружающим, доброжелательности, можно говорить о формировании у ребенка нравственно-эстетического отношения [2].

Актуальность темы


Слайд 3 Цель исследования – выявить потенциал уроков пейзажной лирики

Цель исследования – выявить потенциал уроков пейзажной лирики в эстетическом воспитании

в эстетическом воспитании младших школьников.
Объект исследования – пейзажная лирика

как средство эстетического воспитания.
Предмет исследования – особенности использования пейзажной лирики для развития эстетических чувств детей младшего школьного возраста.
Задачи:
1. Проанализировать сущностные характеристики эстетического воспитания в психолого-педагогической литературе.
2. Определить место эстетического воспитания в общей структуре содержания образования на современном этапе.
3. Провести диагностику по определению эстетической воспитанности младших школьников.
4. Охарактеризовать пейзажную лирику как средство эстетического воспитания школьников.
5. Дать методические рекомендации по эстетическому воспитанию младших школьников средствами пейзажной лирики.


Цель и задачи исследования


Слайд 4 Гипотеза исследования. В основу исследования положено предположение о

Гипотеза исследования. В основу исследования положено предположение о том, что пейзажная

том, что пейзажная лирика обладает огромным потенциалом в эстетическом

воспитании детей и может широко применяться в педагогической практике.
Методы исследования. Теоретические – анализ литературных источников, обобщение, систематизация, классификация, практические – педагогический эксперимент, психологическое тестирование.
Теоретическая и практическая значимость работы. Полученные результаты формулируют новые обобщения в области начального школьного образования, социологии социальной сферы, социологии медицины, психологии, педагогики. Представленные выводы и научные рекомендации могут служить концептуальной и методологической основой для организации и совершенствования процесса обучения и воспитания детей, для обеспечения духовно-нравственного, эстетического воспитания детей. приобщения их к искусству.

Организация исследования


Слайд 5 Младший школьный возраст является очень ответственным и важным

Младший школьный возраст является очень ответственным и важным периодом развития личности

периодом развития личности ребенка. В этот период особенно аккуратно

следует относиться к ребенку, его чувствам, переживаниям, поскольку ребенок в это время очень чувствителен и раним. Приходится школьный младший возраст на период с 6 до 11 лет. На это время приходится обучение ребенка в начальных классах. Как правило, ребенок переходит из детского сада в школу, при этом происходит смена коллектива, изменяются требования и ожидания по отношению к ребенку.
На каждой возрастной стадии происходит смена ведущей деятельности. Это необходимо учитывать при планировании школьной программы, отдельных занятий, выборе основных предметов, их целей, задач и технологий преподавания. Широко известны работы Леонтьева А.Н., который в своих исследованиях отмечает, что различные возрастные категории имеют ведущий тип деятельности [4].
В младшем школьном возрасте формируются также новые виды деятельности, новые формы взаимоотношений в коллективе, именно эти их и рекомендуется использовать в качестве базы, на основе которой будет происходить дальнейшее развитие универсальных учебных действий. Преподаватель должен помнить о том, что в младшем школьном возрасте у детей изменяются и перестраиваются психические процессы. Именно от психических процессов зависят изменения личности ребенка. Не стоит забывать о том, что младший школьный возраст является одним из самых ответственных этапов жизни.
К числу психологических новообразований мышления младшего школьника принято относить анализ, планирование и рефлексию, становление конкретных операций и переход к развитию формальных операциональных структур, интенсивное развитие креативности. Наиболее интенсивно все вышеперечисленные качества развиваются на уроках математики, при тщательно спланированном ходе занятия и правильно подобранной технологии обучения и формы взаимодействия со школьниками [5].
На этот период приходится интенсивное развитие личности. Ребенок стремится к познанию и изучению окружающего мира, на основании полученных сведений анализирует и интерпретирует информацию на столько, насколько развито его мышление и представления. В этот период происходит прогрессивное развитие, которое наблюдается во всех сферах жизни. В первую очередь совершенствуются основные психофизиологические функции.
Конечным этапом является возникновение у ребенка сложных личностных характеристик и новообразований. При этом для ребенка в процессе формирования качеств важным этапом является развитие непроизвольного характера обучения и познания. У ребенка, как правило, повышенное внимание, которое связано с познанием и попытками ориентироваться в окружающей среде, весьма незнакомой для ребенка.
Также ребенку характерно эмоциональное отношение к окружающему миру. Для ребенка очень важны внешние впечатления, полученные из окружающей среды, они же обеспечивают дальнейшее развитие личности. С возрастом эмоциональность и впечатлительность изменяются. Неизменным при этом остается непроизвольное внимание, которое достаточно интенсивно развито у детей еще с дошкольного возраста [6].
Перечисленные выше факты свидетельствуют в пользу того, что именно в младшем школьном возрасте можно с минимальными усилиями и потерями развить у ребенка универсальные учебные действия, развить в нем способность мыслить, умение учиться, используя естественные психические и психофизиологические процессы. Однако при развитии универсальных учебных действий в младшем школьном возрасте многие педагоги отмечают не только преимущества, но и ряд трудностей.

Характеристика детей младшего школьного возраста


Слайд 6 Под эстетическими чувствами подразумевают чувство красоты, способность человека

Под эстетическими чувствами подразумевают чувство красоты, способность человека проявлять эмоциональное восхищение

проявлять эмоциональное восхищение красотой и утонченностью, осуществлять поиск гармонии.

Также под эстетическими чувствами понимают технологию правильного соотношения между эстетическим, умственным и другими сторонами воспитания с художественным обучением и развитием. Это связано с тем, что чувство красоты входит в человека вместе со способностью мыслить.
В связи с этим человек находится в постоянном поиске гармонии. При этом особенно быстро развиваются эстетические чувства у ребенка, поскольку именно у детей развитие эмоциональной стороны находится на наивысшем уровне. Эмоциональный строй занимает важное место в жизни дошкольника. На основе эмоций происходит дальнейшее становление и развитие личности, человек получает мотивацию для дальнейшего развития, познания, совершенствования. Человек начинает созерцать красоту природы, человеческих поступков, окружающего мира. Все это способствует дальнейшему развитию личности, вызывает в человеке эстетические переживания, которые проявляются в виде отзывчивости, восприимчивости, волнения, восхищения. Проявляется заинтересованность, стимулы к дальнейшему развитию [11].
Эстетическое воспитание для дошкольника является основным этапом развития, без него невозможно формирование полноценной личности, дальнейшее развитие человека. Эстетические чувства играют преобразующую роль, оказывают на дошкольника формирующее воздействие, влияют на его эмоциональный фон.
Эмоции крайне важны для развития ребенка, именно этот факт и необходимо учитывать в ходе воспитания и обучения детей. На основании эстетических чувств происходит дальнейшее формирование индивидуальности ребенка, его самоопределение, формирование определенных вкусов, предпочтений, интересов. Эстетическое воспитание может рассматриваться как база, на основе которой происходит дальнейшее формирование мироощущения. Также формируются такие понятия, как способность чувствовать мир, созерцать положительные и отрицательные качества.
Восприятие эстетики не дано от рождения. Оно проходит в своем развитии несколько уровней, начиная от элементарного освоения сюжетной, видимой стороны произведения до способности проникновения в скрытый замысел и художественно-выразительные особенности образов. Приобщение к искусству начинается с «нулевого цикла» и проходит три ступени.
Первая ступень (уровень) – восприятие «фасада» произведения искусства (обстоятельств действия).
Вторая ступень (уровень) отождествление себя с персонажем, сюжетными поворотами его судьбы.
Третья ступень (уровень) – постижение авторского мира, замысла, идеи произведения, отождествление себя (согласное или конфликтующее) с автором-художником.

Сущность эстетических чувств


Слайд 7 Воспитание читателя способного воспринять нравственный, эстетический потенциал классической

Воспитание читателя способного воспринять нравственный, эстетический потенциал классической и современной литературы,

и современной литературы, все больше осознается как одно из

слагаемых воспитания Гражданина, воспитания Человека.
Особую роль в рождении Человека играет лирика. Интерес к поэзии – это показатель духовности, эмоциональной отзывчивости, без которой трудно представить отзывчивость нравственную. В настоящей поэзии аккумулированы добро, красота, правда.
Главная особенность лирики, отличающая ее от эпоса и драмы, заключается в том, что поэзия «сосредоточена, прежде всего, на изображении внутреннего мира человека», она передает впечатления, раздумья, переживания, настроения, мысли и чувства, которые возникли в душе поэта под влиянием обстоятельств жизни. Поэзия воздействует на читателя одновременно заложенной в ней мыслью и чувством, особой функции слова, так как сами стихи рождаются из сильного эмоционального потрясения. Мысль и эмоция вообще связанные между достаточно тесно, в поэзии выступают в новых связях, сконцентрированных в поэтическом образе. Слово имеет тысячу неожиданных смысловых оттенков огромное количество ассоциаций, стих дает новое измерение слову [17].
Отличительная черта поэзии – в стремление приобщить детей к современности, в стремлении раскрыть через чувства поэта удивительный мир, окружающий нас, показать через пристальное внимание поэта многообразие природы, к душевным движением человека взаимосвязь явлений и взаимоотношений.
Большинство поэтов пишут стихи для читателя младшего школьного возраста, и не случайно. Маленький читатель чуток к стиху, к поэтическому образу, к звучанию и смыслу слова, к ритму. Его восприятие мира как открываемого чуда созвучно поэзии. У школьников при не сложившемся вкусе, при преимущественном интересе к сюжетным произведениям не утрачены прекрасные качества, необходимые для восприятия поэзии: эмоциональная отзывчивость, тяготение к условности, богатое воображение. И если в этом возрасте не будет пробужден интерес к стихам, впоследствии окажется очень сложным преодолеть поэтическую глухоту [18].
Работа над пейзажной лирикой имеет большое воспитательное значение. Острее почувствовать с помощью трепетного слова поэта удивительную красоту родной природы и в тоже время ее хрупкость, ранимость, иногда беззащитность, сердцем почувствовать, что природа нуждается во внимании, бережном отношении, помощи и защите, со стороны каждого человека и всего общества, так важно в возрасте, когда закладываются устои нравственности.
Мир в поэзии отражается как в содержании, так и форме стиха. Содержание – это не тема и даже не сюжет, - это мировосприятие поэта. Одна и та же тема, один и тот же сюжет будет звучать по-разному в зависимости от мировосприятия поэта. Например, о грозе можно рассказать радостной лирической интонацией, а можно трагической и мрачной. Естественно, что форма стиха, его ритм, интонация будут так же различны, так как отбор художественных средств непосредственно связан с общей тональностью и восприятием мира художником - творцом в данный момент. Чем глубже поэт воспринимает гармонию или противоречия мира, тем серьезнее его поэзия [19].
Природа своим разнообразием, красочностью и динамичностью привлекает поэтов. Они понимают, что впечатления от родной природы, полученные детьми в детстве, запомнятся на всю жизнь и часто влияют на отношение человека к природе своего края, к Родине. Привлечь внимание к птичьим голосам, к следам животных, к изменениям, которые происходят в лесу, на лугу, на реке в разную погоду, в разное время года может только знающий природу и любящий ее человек. Но что бы дети полюбили природу и поняли ее, мало одних наблюдений, говорил В.Г. Белинский. «Для этого, - указывал он, - надо одушевить для них весь мир и всю природу, заставить говорить языком любви и жизни и немой камень, и полевую былинку, и журчащий ручей, и тихо веющий ветер, и порхающую по цветам бабочку».

Изучение пейзажной лирики С.А. Есенина как способ эстетического воспитания


Слайд 8 Поэт постоянно обращается к образам природы в тех

Поэт постоянно обращается к образам природы в тех случаях, когда высказывает

случаях, когда высказывает самые сокровенные мысли о себе, о

своем месте в жизни, о своем прошлом, настоящем и будущем. Нередко в его стихах природа настолько сливается с человеком, что сама оказыва ется как бы отражением каких-то человеческих чувств, а человек, в свою очередь, предстает как частица природы. Пейзаж у Есенина – это не иллюстрация чувств, которые им владеют. Природа для поэта – это и частица его собственной души, и друг, чье настроение совпадает с его думами и переживаниями:
 
Не обгорят рябиновые кисти,
От желтизны не пропадет трава.
Как дерево роняет тихо листья,
Так я роняю грустные слова...
 
Выражение глубоких человеческих чувств через картины и образы природы – самая характерная особенность лирики Есенина.
У русской природы Есенин позаимствовал и многие краски своей поэзии. Очеловеченные образы деревьев обрастают «портретными» подробностями: у березы – «стан, бедра, груди, ножка, прическа, подол, косы», у клена – «нога, голова»:
 
Так и хочется руки сомкнуть
Над древесными бедрами ив.
(«Я по первому снегу бреду …» )
Зеленая прическа,
Девическая грудь,
О, тонкая березка,
Что загляделась в пруд?
(«Зеленая прическа»)
 
Я нескоро, нескоро вернусь !
Долго петь и звенеть пурге.
Стережет голубую Русь
Старый клен на одной ноге.
(«Я покинул родимый дом…»)
 

Изучение пейзажной лирики С.А. Есенина как способ эстетического воспитания


Слайд 9 Таким образом, на основе выжеизложенного можно сделать вывод,

Таким образом, на основе выжеизложенного можно сделать вывод, что воспитательное значение

что воспитательное значение поэзии о природе огромно. Пейзажная лирика

воспитывает в детях высокое чувство патриотизма. Поэзия Есенина учит любить природу, чувствовать ее очарование, вглядываться в голубые небеса, великолепные снежные ковры зимы, любить ясную улыбку весны…
С.А. Есенин – блестящий мастер пейзажной лирики, певец русской природы. Есенин любил природу во всей ее прелести и чистоте, во всем ее многообразии. Он рисует природу, словно живое, мыслящее существо; оно у него чувствует, дышит, радуется и грустит. И, конечно же, поэт был прав, когда говорил о том, что его лирика жива одной большой любовью, любовью к Родине. Это чувство связывает воедино все лирические произведения Есенина.
Основными методическими приемами работы над лирикой являются:
- первоначальное ознакомительное чтение, повторное чтение текста с целью уточнения деталей картины и характера переживания;
- медленное, филологическое чтение с выявлением и осмыслением изобразительно-выразительных средств;
- устное словесное рисование представившихся картин (или рисунок) как способ проявления зрительного образа, формирующегося в сознании читателя;
- структурно-образная схема (система образов произведения);
- работа над выразительным чтением (как путь и результат анализа).
В анализе лирического произведения очень эффективна работа с системой образов. Она позволяет соединить несоединимое: объективность системного подхода и свободу интерпретации, казалось бы, не поддающихся анализу чувств, настроений, отношений.
Одним из важнейших условий полноценного восприятия лирического произведения является адекватность (соответствие) эмоционального состояния читателя эстетическим переживаниям, воплощенным в лирическом тексте. Поэтому учителю необходимо настроить учащихся на эмоциональный тон произведения, постараться вызвать соответствующие эстетические переживания. Без этого дальнейшая работа над текстом становится бессмысленной. Для решения этой задачи учитель может использовать следующие методические приемы [20]:
- обратиться к жизненному опыту детей;
- активизировать их личные переживания;
- настроить эмоции детей с помощью творческих заданий;
- рассказать о собственном отношении к произведению;
- рассказать о личности поэта, о его чувствах и переживаниях (любовь, дружба, верность, ностальгия и т. д.).
- рассказать об истории создания произведения и о тех фактах, которые послужили причиной этого (разлука с родиной, предательство друга, ссылка и т.д.) [56, 246].
Особое значение имеет выразительное чтение лирического произведения. Только вдохновенное чтение способно вызвать соответствующие эмоции слушателей, заворожить их «музыкой стиха». Очень часто эта принципиальная особенность лирики «не замечается» учителем на уроке. Чтение лирического стихотворения не всегда сопровождается необходимым эмоциональным накалом, и тогда последующая работа с текстом, не «осердеченным» переживаниями слушателей, идет «вхолостую».


Изучение пейзажной лирики С.А. Есенина как способ эстетического воспитания


  • Имя файла: prezentatsiya-po-russkomu-yazyku-i-literature-peyzazhnaya-lirika-kak-sredstvo-esteticheskogo-vospitaniya-shkolnikov.pptx
  • Количество просмотров: 130
  • Количество скачиваний: 0