Слайд 2
Тема Родины звучит еще в первом дошедшем до
нас памятнике искусства слова –«Слове о полку Игореве». Эта
тема и по нынешний день остается одной из основных в русской литературе.
Слайд 3
Эта тема и тесно связанный с ней многоаспектный
образ России являются центральными («сквозными») и в творчестве А.
Блока.
Слайд 4
Цель: выявить основные тенденции в становлении темы России
в творчестве А. А. Блока.
Задачи:
проанализировать стихи о
Родине и определить, какой представляется России в творчестве Блока;
проследить эволюцию развития этой темы на разных этапах творчества (на материале программных произведений);
выяснить, как традиции русской классической литературы прослеживаются в произведениях поэта, посвящённых теме России, и как они осмысляются Блоком.
Цель и задачи проекта
Слайд 5
Какой смысл вкладываем мы в понятие «Родина»
Бычков Александр,
11в
Для меня родина, в первую очередь, - моя семья
и мой дом. Дальше можно перейти на ассоциации: зима, холод, снег, снежки, санки, хоккей, медведи, леса, реки, дураки и дороги, плохие политики, хорошо строящие таджики и добрые-добрые таксисты…
Слайд 6
Павлов Андрей, 11в
Родина – это не просто слово,
а место. Место, которое должно храниться у каждого в
душе, место, где ты родился. Родина – это место, где тебе всегда рады, всегда тебя понимают. Место, о котором всегда думаешь, тоскуешь, когда его нет рядом.
Родина для каждого – это начало его истории. Именно здесь закладываются представления о жизни.
Слайд 7
Дымов Олег, 11в
Для меня родина является местом, где
я родился, рос и создал свою семью. Моя родина
– великая Россия, за которую при необходимости я отдам свою жизнь даже без промедления.
Родина – это земля, леса, озера, реки, небо над головой… – все это заставляет душу радоваться при одном только взгляде. В общем, это то место, где я чувствую себя в безопасности.
Слайд 8
Россия Блока... В русской литературе подобного нет больше
ни у кого из поэтов.
Отношение к России и
чувство родины, присущее всем русским поэтам, становится у Блока чувством к России. По словам известного литературоведа В.Жирмунского, «от своих предшественников Блок отличался тем, что к судьбе России он подходит не как мыслитель – с отвлечённой идеей, а как поэт – с интимной любовью».
правдою звучат
Уста, запёкшиеся кровью.
Первое стихотворение о России
Первое стихотворение «Гамаюн, птица вещая» (1899) -, уже было «о России»
Стихотворение вместило в себя всё то, что потом станет столь важным для блоковского понимания России: любви к ней, сознание ужаса её прошлого и настоящего и стремление видеть истину, какой бы страшной она ни была:
Слайд 10
Россия ранней лирики - идеальная, полусказочная, это сказочная
заколдованная Русь, спящая царевна, которая пока предстаёт то в
образе смиренной русской девушки, то в образе татарки…
Мир ранней лирики Блока - это мир прекрасной мечты, и этой прекрасной мечтой окутан образ России.
Слайд 11
Масштабнее и определённее тема Родины зазвучала в лирике
Блока с 1904 года, когда увидела свет вторая книга
поэта, состоявшая из нескольких циклов: «Пузыри земли», «Пляски смерти», «Разные стихотворения», «Город», «Снежная маска»…
Россия здесь представлена в двух ликах: природном и урбанистском, изображающими «страшный мир». Именно через мотивы страшного мира поэт идёт к постижению России подлинной, далёкой от чарующей сказки. Именно в этот страшный мир попадает блоковский герой, уйдя от Прекрасной Дамы.
Вторая книга поэта
Слайд 12
Стихотворение «Осенняя воля» (июль 1905)
Это первое стихотворение
в ряду лирических произведений, подводящих непосредственно к осмыслению темы
России как всеохватывающей, всепроникающей темы творчества Блока.
Сама Родина, в свою очередь, предстаёт в непримиримых контрастах нищеты, скудности и внутренней «вольной», щемящей душу красоты:
Вот оно, моё веселье, пляшет
И звенит, звенит, в кустах пропав!
И вдали, вдали призывно машет
Твой узорный, твой цветной рукав.
Обобщённый образ России предстает в контрасте с образом лирического героя, остро переживающего горькую «осеннюю любовь» к ней.
Слайд 13
Стихотворение «Русь» (1907)
Развитие темы России в
поэзии Блока идёт как разработка, прояснение и углубление лирических
персонажей: «её», в чьём лице должны с особой отчётливостью проступить черты самой страны, народа, и «его», воплощающего в своей личности современного человека, с «бременем сомнений», внутренних противоречий, разрешающихся в отношениях с народно-национальной «стихией».
Слайд 14
Мотив «любви-ненависти»
образу святой, патриархальной России приходит образ «нищей»
России, а мотив «любви-ненависти» звучит всё отчётливее…
Безумствуя, люблю!
Что вся ты - ночь,
Что вся ты - тьма,
И вся ты - во хмелю.
Слайд 15
Судьба и воля в третьем сборнике «Земля
в снегу»
Блок утверждал, что душой поэта правят Судьба, Воля
и Единая Звезда
Россия… Страна, пережившая подъём и поражение революции и переживающая мучительное «переходное время», когда вокруг ещё темно, но уже разгорается «далёкое багровое зарево событий, которых мы все страстно ждём, которых боимся, на которых надеемся».
Слайд 16
Раннее творчество. Выводы.
Таким образом, в начале творческого
пути Блок изображает «двуликость души» России. Идеальный образ родины
стоит в одном ряду с образом Прекрасной Дамы. Россия «жива только в мечте», она - грёза, вошедшая в сон, «дремоту»… Герою Блока чудится светлое одиночество, тихая жизнь в скиту как спасение от мирской суеты. Россия для Блока в это время «музыкальное», гармоничное и цельное, «пространство».
Слайд 17
Развитие образа России в творчестве А. Блока
1908 – 1917 гг. «Пророческое» стихотворение «Россия»
В 1908
году было написано стихотворение «Россия», полное пророческих предчувствий и предположений:
Какому хочешь чародею
Отдай разбойную красу!
Пускай заманит и обманет,
Не пропадёшь, не сгинешь ты,
И лишь забота затуманит
Твои небесные черты…
Россия вновь предстаёт в образе женщины («плат узорный до бровей», «Мгновенный взор из-под платка»)..
Слайд 18
Контрастные эпитеты продолжают традицию изображения разноликой России: «Ты
и убогая, ты и обильная…»
Тройка, ямщик, дорога, песня.…
Именно эти традиционные для русской поэзии образы имеются, вероятно, в виду, когда Блок говорит:
Опять, как в годы золотые,
Три стёртых треплются шлеи,
И вязнут спицы расписные
В расхлябанные колеи…
Средства создания образа
Слайд 19
Образ Родины
В стихотворении выражено чувство неразделённости личной судьбы
поэта и судьбы России
О родине здесь Блок говорит как
о любимой женщине, воспринимает ее особенно интимно, назвав красавицей, невестой, женой.
Слайд 20
Стихотворение «На железной дороге», 14 июня 1910 года.
Будничная драма молодой и красивой девушки в «цветном платке,
на косы брошенном», мимо которой проносится поезд, этот символ жестокого равнодушия и ускользающего счастья
Участь девушки становится печальной страницей истории страны, судьбой самой России.
Слайд 21
Никогда ещё с такой остротой не чувствовал Блок
кровной связи с Россией.
В мае 1915 года вышла
в свет небольшая блоковская книжка «Стихи о России», изданная журналом «Отечество» большим по тем временам тиражом в пользу раненых. Книжка имела шумный успех. По этой книжке молодая Россия подчас впервые узнавала Блока.
Мощный и «дикий» ветер перемен «продувает» последние стихи книги «Родина». Какую погоду принесёт этот «гость нахальный»? Какой станет «Россия-буря»? Что принесут стране «неслыханные перемены»?
Слайд 22
Завершающим и итоговым идейно-художественным комплексом в творчестве Блока
стали поэма «Двенадцать» и «Скифы».
Поэт обращался к Европе,
к «старому миру» от лица «скифов», от лица революционной России:
Миллионы - вас.
Нас - тьмы, и тьмы, и тьмы.
Попробуйте, сразитесь с нами!
Да, скифы - мы! Да, азиаты - мы,
С раскосыми и жадными очами!
Слайд 23
Подводя итоги разговору о развитии образа России в
творчестве Блока, надо отметить следующее: путь Блока - это
отражение духовного пути России: «раздвоение её лица, разгул, завершающийся самоказнью, крушение и, наконец, Великий Отказ - в пользу земли, природы», - очень точно замечает А.П.Казаркин. Образ России у Блока проходит ту же эволюцию, что и образ женщины-возлюбленной: от мистической Прекрасной Дамы к цыганке с её визгливой пляской и, наконец,- к татарке, обитательнице кочевых шатров.
Слайд 24
Выводы
Доминанты развития образа России у Блока:
Тема России
не была статичной у Блока, а развивалась, меняя своё
образное воплощение.
Центральный образ блоковской России - «О, Русь моя! Жена моя!». «Страна-жена» - это не просто рифма, это мироощущение поэта. Такого восприятия России не знала лирика 19 века. У Блока отношение к России и чувство Родины, присущее всем русским поэтам, становится чувством к России. Чувство к России Блока можно определить как любовь-служение, любовь-ненависть, и одновременно как любовь-надежду, любовь-веру.
Россия Блока многолика.