Что такое findslide.org?

FindSlide.org - это сайт презентаций, докладов, шаблонов в формате PowerPoint.


Для правообладателей

Обратная связь

Email: Нажмите что бы посмотреть 

Яндекс.Метрика

Презентация на тему А. С. Пушкин роман Евгений Онегин

Содержание

Роман "Евгений Онегин" — произведение удивительной творческой судьбы. Он создавался более семи лет - с мая 1823-го по сентябрь 1830 г. Но работа над текстом не прекращалась вплоть до появления первого полного издания в 1833 г.
Евгений Онегин А. С. Пушкин Роман С «Евгения Онегина» начинается история русского реалистического романа. Реализм.Время создания романа, история Белинский: Онегин - «страдающий эгоист», которого душат «бездеятельность и пошлость жизни».Герцен: Онегин По жанру «Евгений Онегин» — роман в стихах, то есть лиро-эпическое произведение, Глава первая — развернутая экспозицияГлава вторая — завязка II сюжетной линии (знакомство Симметрия выражается в повторении одной сюжетной ситуации в третьей и восьмой главах: Композиционная роль лирических отступлений.1.Обычно лирические отступления связаны с сюжетом романа (отступление о 2. Разный размер лирических отступлений:от одной строчки («Как Дельвиг пьяный на 3. Часто лирические отступления заканчивают или начинают главу. Начало 4. Лирические отступления используются для перехода от одного повествовательного плана 6.	Часто содержат обращение к читателю, что позволяет связать лирическое и эпическое:Все это Роль вставных элементов.Письма написаны не онегинской строфой, что подчеркивает их самостоятельную В Петербурге время летит, что автор подчеркивает, используя глаголы: поскачет, помчался, Композиционная роль предметно-бытовой детали: новые вещи знаменуют новый этап в жизни Авторское отношение к композиции.Несмотря на четкость композиции, создается впечатление, что автор относится Представляют определенную категорию общества«Высший свет» ПатриархальноедворянствоДворянствоЯвляются образцами определенного нравственного, духовного, литературного типа«лишний служит для развития основного конфликта романане развивается, помогает Татьяне понять Онегина Анитипод «онегинская строфа». Хранили многие страницы	АОтметку резкую ногтей;	     b - перекрестнаяГлаза Онегинской строфой написан весь роман за исключением некоторых вставных элементов: писем Татьяны
Слайды презентации

Слайд 2 Роман "Евгений Онегин" — произведение удивительной творческой судьбы.

Роман

Он создавался более семи лет - с мая 1823-го

по сентябрь 1830 г. Но работа над текстом не прекращалась вплоть до появления первого полного издания в 1833 г. Последний авторский вариант романа был напечатан в 1837 г. У Пушкина нет произведений, которые имели бы столь же длительную творческую историю. Роман не писался "на едином дыхании", а складывался — из строф и глав, созданных в разное время, в разных обстоятельствах, в разные периоды творчества. Работу прерывали не только повороты судьбы Пушкина и новые замыслы, ради которых он бросал текст "Евгения Онегина".

Некоторые стихотворения ("Демон", "Свободы сеятель пустынный...") возникли из черновиков романа.


Слайд 3 С «Евгения Онегина» начинается история русского реалистического романа.

С «Евгения Онегина» начинается история русского реалистического романа. Реализм.Время создания романа,

Реализм.
Время создания романа, история замысла, первое издание (1833).
«Это

лучшее мое творение», - говорил Пушкин о романе.
Литературная полемика вокруг романа.

Слайд 4 Белинский: Онегин - «страдающий эгоист», которого душат «бездеятельность

Белинский: Онегин - «страдающий эгоист», которого душат «бездеятельность и пошлость жизни».Герцен:

и пошлость жизни».
Герцен: Онегин - «умная ненужность», герои времени,

которого постоянно находишь возле себя или в самом себе.
Добролюбов: в Онегине есть сходство с Обломовым, оба - порождение помещичье-крепостнического строя.
Писарев: Онегин - «Митрофанушка Простаков новой формации».

Полемика, связанная с образом Онегина.
Чья позиция ближе и понятнее вам и почему автор, являясь героем романа, показывает своё духовное родство с Онегиным?


Слайд 5 По жанру «Евгений Онегин» — роман в стихах,

По жанру «Евгений Онегин» — роман в стихах, то есть лиро-эпическое

то есть лиро-эпическое произведение, где лирическое и эпическое равноправно,

где автор свободно переходит от повествования к лирическим отступлениям. Таким образом, жанр «свободного романа» во многом определил композицию «Евгения Онегина».

1)Онегин — Татьяна:
*Знакомство — вечер у Лариных:
Пора пришла, она влюбилась...
*Разговор с няней, письмо к Онегину.
*Через два дня объяснение в саду.
*Сон Татьяны. Именины.
*Татьяна приходит в дом Онегина.
*Отъезд в Москву.
*Встреча на балу в Петербурге через два года.
*Вечер у Татьяны.
Сомненья нет увы! Евгений
В Татьяну как дитя влюблен...
*Письмо к Татьяне. Объяснение.

2)Онегин — Ленский:
*Знакомство в деревне:
Сперва взаимной разногой
Они друг другу были скучны;
Потом понравились; потом
Съезжались каждый день верхом
И скоро стали неразлучны.
*Разговор после вечера у Лариных:
Неужто ты влюблен в меньшую?
- А что?
- Я выбрал бы другую, Когда б я был, как ты, поэт.
*Именины Татьяны:
Онегин
Поклялся Ленского взбесить
И уж порядком отомстить.
Ленский:
Две пули — больше ничего —
Вдруг разрешат судьбу его.
*Дуэль.

В романе две
сюжетные линии:


Слайд 6 Глава первая — развернутая экспозиция
Глава вторая — завязка

Глава первая — развернутая экспозицияГлава вторая — завязка II сюжетной линии

II сюжетной линии (знакомство Онегина с Ленским).
Глава третья —

завязка I сюжетной линии (знакомство Онегина с Татьяной).
Глава шестая — дуэль (кульминация и развязка II линии).
Глава восьмая — развязка I линии.
Открытость романа — важная композиционная особенность.
Необычность развязки — отсутствие определенности — два пути Ленского:
Быть может, он для блага мира
Иль хоть для славы был рожден...
А может быть и то: поэта
Обыкновенный ждал удел... :

Развязка I линии:
И здесь героя моего,
В минуту, злую для него,
Читатель,
мы теперь оставим,
Надолго... навсегда.
Основной принцип организации романа — это симметрия (зеркальность) и параллелизм







Композиция сюжета:


Слайд 7 Симметрия выражается в повторении одной сюжетной ситуации в

Симметрия выражается в повторении одной сюжетной ситуации в третьей и восьмой

третьей и восьмой главах: встреча — письмо — объяснение.

При этом Онегин и Татьяна как бы меняются ролями, не только во внешней схеме, но и в передаче ее Пушкиным: в первом случае автор с Татьяной, во втором — с Онегиным. «Сегодня очередь моя»,— говорит Татьяна, сопоставляя две истории любви. Цельность Татьяны противопоставляется натуре Онегина. Онегин говорит вещи прямо противоположные при первом объяснении с Татьяной и в письме:






А Татьяна остается верна себе:
Я вас люблю (к чему лукавить?)...
Два письма, композиция которых в свою очередь параллельна - ожидание ответа - реакция адресата - два объяснения.
Петербург играет обрамляющую роль (появляется в первой и восьмой главах).
Ось симметрии — сон Татьяны (Глава пятая).
Можно говорить об антитезе частей романа, связанных преимущественно с раскрытием того или иного образа:
Глава первая — Петербург — жизнь Онегина Глава вторая — деревня — жизнь Татьяны
Основная композиционная единица романа — глава,
— Каждая новая глава— новый этап в развитии сюжета.
Строфа — более мелкая, но тоже завершенная единица, всегда знаменующая новый этап в развитии мысли.

Но я не создан для блаженства, Ему чужда душа моя. Напрасны ваши совершенства: Их вовсе не достоин я...
Пред вами в муках замирать Бледнеть и гаснуть... вот блаженство!


Слайд 8 Композиционная роль лирических отступлений.
1.Обычно лирические отступления связаны с

Композиционная роль лирических отступлений.1.Обычно лирические отступления связаны с сюжетом романа (отступление

сюжетом романа (отступление о времени — посещение Ленским кладбища, о

прошедшей юности — убийство Ленского). Татьяну Пушкин противопоставляет светским красавицам:

Я знал красавиц недоступных,
Холодных, чистых, как зима,
Неумолимых, неподкупных,
Непостижимых для ума...
Есть отступления,
которые не имеют
прямой связи с сюжетом.


Слайд 9


2. Разный размер лирических отступлений:
от одной строчки («Как

2. Разный размер лирических отступлений:от одной строчки («Как Дельвиг пьяный

Дельвиг пьяный на пиру»)
до нескольких строф (глава первая —

LV1I—LX).

Слайд 10







3. Часто лирические отступления заканчивают или начинают главу.
Начало

3. Часто лирические отступления заканчивают или начинают главу. Начало

главы восьмой:
В те дни, когда в садах Лицея
Я безмятежно

расцветал...

Конец главы первой:
Иди же к невским берегам, Новорожденное творенье, И заслужи мне славы дань: Кривые толки, шум и брань!

Слайд 11





4. Лирические отступления используются для перехода от одного

4. Лирические отступления используются для перехода от одного повествовательного плана

повествовательного плана к другому.
У нас теперь не то в

предмете:
Мы лучше поспешим на бал,
Куда стремглав в ямской карете Уж мой Онегин поскакал.

Особенно много лирических отступлений в первой главе.
5. Лирические отступления появляются перед кульминационными моментами действия:
перед объяснением с Онегиным.
перед сном Татьяны.
перед дуэлью.

Слайд 12 6. Часто содержат обращение к читателю, что позволяет связать

6.	Часто содержат обращение к читателю, что позволяет связать лирическое и эпическое:Все

лирическое и эпическое:
Все это значило, друзья:
С приятелем стреляюсь я.



Слайд 13



Роль вставных элементов.
Письма написаны не онегинской строфой, что

Роль вставных элементов.Письма написаны не онегинской строфой, что подчеркивает их

подчеркивает их самостоятельную роль в романе и соотносит друг

с другом.
Сон Татьяны — ось симметрии романа, пародия на гостей. Он предвещает будущие события и в каком-то смысле является выражением авторской позиции. Фольклорные элементы сопутствуют образу Татьяны. Даны перед поворотными моментами в ее судьбе: песня девушек — перед объяснением с Онегиным; сон — перед именинами и дуэлью Онегина с Ленским.

Композиционная роль пейзажа.
Во-первых, показывает ход времени в романе, во-вторых, характеризует духовный мир героев: часто сопутствует образу Татьяны.


Слайд 14


В Петербурге время летит, что автор подчеркивает, используя

В Петербурге время летит, что автор подчеркивает, используя глаголы: поскачет,

глаголы: поскачет, помчался, полетел,
стремглав... поскакал,
стрелой взлетел по мраморным ступеням.
В деревне

время стоит почти на месте: между объяснением Татьяны и Онегина и дуэлью проходит полгода.

Композиционная роль художественного времени, внутреннего времени романа.
Не всегда романное время соотносится с реальным ходом времени, хотя определенные вехи (например, смена времен года) обозначают и реальное время в «Евгении Онегине».


Слайд 15


Композиционная роль предметно-бытовой детали: новые вещи знаменуют новый

Композиционная роль предметно-бытовой детали: новые вещи знаменуют новый этап в

этап в жизни героя и, соответственно, в организации романа.


Путь матери Татьяны

Слайд 16 Авторское отношение к композиции.
Несмотря на четкость композиции, создается

Авторское отношение к композиции.Несмотря на четкость композиции, создается впечатление, что автор

впечатление, что автор относится к ней легко и небрежно

— поэт пропускает события в жизни героев, строчки, строфы, опускает целую главу («Путешествие Онегина»), оставляет открытой развязку. Всё это соответствует принципам поздней лирики. Пушкин утверждает авторское право на произвольное построение «свободного» романа.

Слайд 17 Представляют определенную категорию общества
«Высший свет»
Патриархальное
дворянство
Дворянство
Являются образцами определенного

Представляют определенную категорию общества«Высший свет» ПатриархальноедворянствоДворянствоЯвляются образцами определенного нравственного, духовного, литературного

нравственного, духовного, литературного типа
«лишний человек»
идеал «русской души»
«романтическое

сознание»

Объединяются автором = действующим лицом

Драматические судьбы - отражение судеб лучших людей пушкинского времени.

Автор:
Незримо присутствует всегда и везде.
Принимает участие в судьбе героев.
Делится с читателем своими мыслями и чувствами.
Рассуждает о нравах и морали общества.




Слайд 18 служит для развития основного конфликта романа
не развивается, помогает

служит для развития основного конфликта романане развивается, помогает Татьяне понять Онегина

Татьяне понять Онегина
Анитипод Ленского-поэта
защитник «Татьяны милой»
= лирические отступления

- составная часть сюжета

Онегин - Татьяна

Ленский - Ольга

главное действующее лицо - повествователь =


Слайд 19 «онегинская строфа».
"Евгений Онегин" выглядит как роман-импровизация. Эффект

«онегинская строфа».

непринужденного разговора с читателем создается прежде всего выразительными возможностями

четырехстопного ямба — излюбленного пушкинского размера и гибкостью созданной Пушкиным специально для романа "онегинской" строфы, включающей 14 стихов четырехстопного ямба со строгой рифмовкой AbAb CCdd EffE gg (прописными буквами обозначены женские окончания, строчными — мужские).
Свою лиру Автор назвал "болтливой", подчеркнув "свободный" характер повествования, многообразие интонаций и стилей речи — от "высокого , книжного до разговорного стиля обычных деревенских пересудов "о сенокосе, о вине, о псарне, о своей родне".
14 строк: 4+4+4+2. Это не сонет: I и II катрены не имеют сквозной рифмы, у каждого катрена своя система рифмовки (перекрестная, кольцевая, парная), заканчивается строфа куплетом (двустишием):

Хранили многие страницы а
Отметку резкую ногтей; b - перекрестная
Глаза внимательной девицы а
Устремлены на них живей b
Татьяна видит с трепетаньем, с
Какою мыслью, замечаньем с - парная
Бывал Онегин поражен, d
В чем молча соглашался он. d
На их полях она встречает е
Черты его карандаша, f-кольцевая
Везде Онегина душа f
Себя невольно выражает е
То кратким словом, то крестом,g - куплет
То вопросительным крючком, g

Онегинская строфа, написанная 4-стопным ямбом, гибкая форма. Она позволяет передавать разнообразные интонации:
—эпические, повествовательные:
Ещё амуры, черти, змеи
На сцене скачут и шумят;
Ещё усталые лакеи
На шубах у подъезда спят;
Ещё не перестали топать,
Сморкаться, кашлять, шикать, хлопать...
А уж Онегин вышел вон;
Домой одеться едет он.
—разговорные.


Слайд 20 Хранили многие страницы А
Отметку резкую ногтей;

Хранили многие страницы	АОтметку резкую ногтей;	   b - перекрестнаяГлаза внимательной

b - перекрестная
Глаза внимательной девицы А
Устремлены на них живей b
Татьяна

видит с трепетаньем, С
Какою мыслью, замечаньем С - парная
Бывал Онегин поражен, d
В чем молча соглашался он. d
На их полях она встречает Е
Черты его карандаша, f-кольцевая
Везде Онегина душа f
Себя невольно выражает е Е
То кратким словом, то крестом g - куплет
То вопросительным крючком, g

  • Имя файла: a-s-pushkin-roman-evgeniy-onegin.pptx
  • Количество просмотров: 119
  • Количество скачиваний: 0