Слайд 2
В фонде Научной библиотеки собрана значительная коллекция произведений
А.А. Блока, литературоведческих материалов о его жизни и творчестве.
Предлагаем Вашему вниманию произведения великого русского поэта и литературы о нем из фонда НТБ ВолгГТУ.
Слайд 3
В молодые годы Блока часто сравнивали с Аполлоном,
в зрелые — с Данте. «Лицо Александра Блока, —
писал М. А. Волошин, — выделяется своим ясным и холодным спокойствием, как мраморная греческая маска. Академически нарисованное, безукоризненное в пропорциях, с тонко очерченным лбом, с безукоризненными дугами бровей, с короткими вьющимися волосами, с влажным изгибом уст. Мраморным холодом веет от этого лица.
Рассматривая лица других поэтов, можно ошибиться в определении их специальности... но относительно Блока не может быть никаких сомнений в том, что он поэт».
Слайд 4
А. А. Блок родился в Петербурге, детство провел
в семье деда — известного ботаника, ректора Петербургского университета
А. Н. Бекетова, в «старинной дворянской атмосфере с литературными вкусами», научными интересами и гуманистическими идеалами. Мальчик был воспитан на стихах А. С. Пушкина, В. А. Жуковского, Я. П. Полонского, А. А. Фета, А. Н. Апухтина и Аполлона Григорьева. Сочинять сам он начал очень рано, "чуть ли не с пяти лет", издавал детские рукописные журналы, в юношеские годы участвовал в любительских спектаклях в подмосковном имении Шахматове.
Слайд 5
Летом 1898 г. Блок познакомился с Л. Д.
Менделеевой (дочерью химика Д.И.Менделеева)— своей будущей женой, в это
время он уже «ко всему относился как поэт, был мистиком, в окружающей тревоге видел предвестие конца мира». Любовь Дмитриевна стала главной героиней лирики первого периода творчества, составившей книгу Стихи о Прекрасной Даме (1904).
Слайд 6
8 апреля 1907 года вышел из печати следующий
сборник Блока «Снежная маска», посвященный Н.Н.В. - актрисе Наталье
Николаевне Волоховой. Блок заводит с ней бурный роман, речь даже заходила о его разводе и браке с Волоховой. Любовь Дмитриевна переживала все это тяжело. Через год, правда, Волохова добровольно отказалась от продолжения отношений с Блоком и даже подружилась с Любовью Дмитриевной. По мнению критиков, «Снежная маска» завершает период, «мистического романтизма», то есть стремления к реализации «неба на земле».
Я всех забыл, кого любил,
Я бросил сердце с белых гор,
Я сердце вьюгой закрутил,
Оно лежит на дне.
Слайд 7
Лирика зрелого Блока наполнена тревожным ожиданием исторических и
житейских перемен, ощущением назревшего общественного кризиса (цикл «Страшный мир»,
1909—16). Однако наряду с романтической сатирой, вызванной неприятием «страшного мира», социального неравенства и жестокости (цикл «Пляски смерти», 1914), в лирике Блока не исчезает оптимистическая вера в победу светлых сил («Ямбы»), сохраняется его стремление избавиться от эстетских иллюзий прежних лет.
В годы войны Блок выпускает сборник «Стихи о России» (май 1915), заканчивает поэму «Соловьиный сад» (октябрь 1915), в мае 1916 года завершает и отделывает первую главу все еще незаконченной поэмы «Возмездие».
Слайд 8
Февральскую и Октябрьскую революции Блок встретил восторженно.
Переход Блока
на сторону новой власти в трудные дни октября 1917
года не таил в себе никаких расчетов, ни даже увлеченности мощью победителя. Поэт встал под знамя большевиков в такое время, когда исход борьбы в их пользу не только не был предрешен, но казался абсолютно исключенным. Октябрьская революция пробудила у Блока подъём творческих сил.
И уже 8 января 1918 года он начинает поэму "Двенадцать" - одно из самых загадочных произведений русской поэзии. Поэма закончена уже 28 января 1918 года, а 30 января написано стихотворение "Скифы", которое посвящено исторической миссии революционной России.
Слайд 9
В последние годы жизни Блок ведет большую общественную
работу, много сил отдает издательству «Всемирная литература». В 1920
— он избран председателем Петроградского отделения Всероссийского союза поэтов.
Однако разочарование в революции и переживания за судьбу Отечества вызывают глубокий творческий кризис, депрессию и преждевременную смерть Блока.
Слайд 10
Блок А.А. Собрание сочинений, тт. 1–6. М. –
1960–1963 .
На одном из поэтических вечеров А. А. Блок,
завершая выступление, прочел стихотворение, которым часто заканчивал свое чтение — «Голос из хора».
Из зала раздавалось требовательное: «Прочтите стихи о России!» «Это все о России», — ответил поэт. Да, вся лирика Блока — поэтический дневник жизни русского человека на рубеже двух веков.
Сам поэт писал К. С. Станиславскому: «Этой теме я сознательно и бесповоротно посвящаю жизнь… Ведь здесь — жизнь или смерть, счастье или погибель».
Слайд 11
К 100-летию великого русского поэта А. Блока в
разных издательствах выходит множество поэтических сборников. В нашей библиотеке
Вы можете познакомиться с некоторыми из них:
Блок А.А. Соловьиный сад: Стихотворения и поэмы.- М.: Современник, 1981.-280с,4 л. ил., портр.
Блок А. А. Лирика. Театр. – М.: Правда, 1981.- 544 с., 8 л. илл.
Это издание включает его прижизненные поэтические сборники, драматическую трилогию и пьесу «Роза и крест». В книге воспроизведены обложки, титульный лист и фронтиспис к прижизненным изданиям произведений А. Блока.
Слайд 12
«Теме любви - Блок посвятил шестьсот восемьдесят семь
стихотворений. Этого, кажется, не было ни в русской, ни
в какой другой литературе. Такая однострунность души! Скажите, пожалуйста, кто не мечтал о том, чтобы ему посвятили такие строки:
Не призывай. И без призыва,
Приду во храм.
Склонюсь главою молчаливо
К твоим ногам.
И буду слушать приказанья
И робко ждать.
Ловить мгновенные свиданья.
И вновь желать.
Стихи Блока о любви нужно читать подряд, потому что они переливаются одно в другое, одно как бы вырастает из другого. Нет, в сущности, отдельных стихотворений Блока о любви, а есть одно сплошное, неделимое стихотворение всей его жизни».
Слайд 13
Александр Блок в воспоминаниях современников. В 2-х т.
– М.: Худож. лит., 1980.
В первый том входят воспоминания
М.А. Бекетовой, Л.Д. Блок, С. Городецкого, В.П. Веригиной и др.
Во второй том входят воспоминания Вс. Рождественского, П. Антокольского, К. Чуковского, М. Горького, А.Ахматовой и др.
Слайд 14
Енишерлов В. Александр Блок. Штрихи судьбы._М.; Современник, 1980,
303 с. - (Б-ка «Любителям российской словесности»).
Автор, пользуясь
богатым архивным материалом, вводит читателя в загадочный и прекрасный творческий мир Александра Блока, рассказывает о сложном жизненном пути замечательного поэта, о соратниках и противниках по литературной борьбе.
Слайд 15
Александров А. А. Блок в Петербурге – Пет-рограде.
– Л.: Лениздат, 1987. -238 с., ил.
Книга повествует о
творчестве поэта, о культурной жизни Петербурга- Петрограда первых десятилетий ХХ века. Она может служить путеводителем по памятным местам, связанным с жизнью А. Блока в городе на Неве.
Слайд 16
Громов П. А. Блок, его предшественники и современники:
Монография. Л.: Сов. Писатель. Ленингр. отд-ние, 1986. – 600
с.
Книга П. Громова – результат его многолетнего изучения творчества Блока в и русской поэзии ХIХ-ХХ веков. Исследуя лирику, драматургию и прозу Блока, автор стремится выделить то, что отличало его от большинства поэтических соратников и сделало великим поэтом. Глубокое проникновение в творчество Блока, широта постановки и охвата проблем, яркие характеристики ряда поэтов конца ХIХ начала ХХ века (Фета, Апухтина, Анненского, Брюсова, А. Белого, Ахматовой, О. Мандельштама, Цветаевой и др.) делают книгу интересной и полезной для всех любителей поэзии.