Что такое findslide.org?

FindSlide.org - это сайт презентаций, докладов, шаблонов в формате PowerPoint.


Для правообладателей

Обратная связь

Email: Нажмите что бы посмотреть 

Яндекс.Метрика

Презентация на тему Акмеизм - литературное направление России

Содержание

Цель урока:познакомить обучающихся с философско-эстетическими предпосылками возникновения акмеизма;раскрыть историю происхождения понятия «акмеизм», его содержание, основные группы;показать значение акмеизма для развития русской литературы XX века.
Презентация урока на тему: «Акмеизм – литературное направление России»  11 класс Цель урока:познакомить обучающихся с философско-эстетическими предпосылками возникновения акмеизма;раскрыть историю происхождения понятия «акмеизм», Серебряный век символизм     акмеизм Словарь: акмеизм – модернистское течение (высшая степень, вершина, цветущая пора) — возникшее Цель: конкретно-чувственное восприятие внешнего мира, отвержение туманности символизма.Течение направлено на возрождение у Зарождение новой поэзии…Термин «акмеизм» был предложен в 1912 году Н. Гумилевым и Акмеизм насчитывал шесть наиболее активных участников движения: Н. Гумилев, А. Ахматова, О. Наследие Акмеисты стремились придать слову определенное, точное значение Музыка Городецкого Сергея Митрофановича Городецкий родился 5 января 1884 года в Петербурге. В стихах акмеистов можно было услышать…(Продолжение стихотворения)О вечном мире всей вселенной,О воле, Музыка Осипа Мандельштама…  «Для акмеистов сознательный смысл слова… Такая же прекрасная Музыка Осипа МандельштамаРодился 3 января 1891г. в Варшаве в семье мастера-кожевенника, мелкого Интерес к литературе, истории, философии приводит его в Гейдельбергский университет. Литературный Музыка Анны Ахматовой…  Анна Андреевна Ахматова родилась на юге России, в Одессе Музыка Анны Ахматовой…Декабрь 1922 года ознаменовался новым поворотом в личной жизни Ахматовой. Музыка Анны Ахматовой…     В 1960-е годы к Ахматовой Музыка Николая Гумилёва Музыка Николая Гумилёва Музыка Николая  Гумилёва * * * Ты говорил слова пустые,А И умру я не на постели,При нотариусе и враче,А в какой-нибудь дикой Основные принципы акмеизма:    — освобождение поэзии от символистских призывов к идеальному, В. Малышев «в двух словах» о литературных течениях Серебряного века: Восхищались: “Символист!” Домашнее задание1. Чт. стр. 137-1592. Ответить письменно по вариантам: - жизненный путь
Слайды презентации

Слайд 2 Цель урока:
познакомить обучающихся с философско-эстетическими предпосылками возникновения акмеизма;
раскрыть

Цель урока:познакомить обучающихся с философско-эстетическими предпосылками возникновения акмеизма;раскрыть историю происхождения понятия

историю происхождения понятия «акмеизм», его содержание, основные группы;
показать значение

акмеизма для развития русской литературы XX века.



Слайд 3 Серебряный век


символизм акмеизм

Серебряный век символизм   акмеизм    футуризм модернизмПроверь себя!

футуризм
модернизм
Проверь

себя!

Слайд 4 Словарь: акмеизм – модернистское течение (высшая степень, вершина,

Словарь: акмеизм – модернистское течение (высшая степень, вершина, цветущая пора) —

цветущая пора) — возникшее в начале ХХ века в

России, декларировавшее конкретно-чувственное восприятие внешнего мира, возврат слову его изначального, а не символического смысла.

Н. Гумилёв: «Провозглашаю самоценность явлений жизни…» Романтика и героика – основа мироощущения поэта.

А. Ахматова: «Обыденная деталь - значимая?» Глубина психологизма достигается с помощью детали, которая становится знаком обострённого чувства.

Й. Мандельштам: «Чёткие ритмы с мужественным напором приблизились к разговорному языку и задушевной интонации».


Слайд 5 Цель: конкретно-чувственное восприятие внешнего мира, отвержение туманности символизма.
Течение

Цель: конкретно-чувственное восприятие внешнего мира, отвержение туманности символизма.Течение направлено на возрождение

направлено на возрождение у человека жажды жизни, возвращение ощущения

её красоты.
Экзотические темы, любовь, природа, душевные переживания человека.
Внимание к слову.
Детализация описания.
Стремление придать слову предельно точное, ясное значение.
Основные художественные средства: метафоры, оксюморон для яркого, мажорного изображения реальности и придания более ёмкого смысла детали.

Особенности акмеизма


Слайд 6 Зарождение новой поэзии…
Термин «акмеизм» был предложен в 1912

Зарождение новой поэзии…Термин «акмеизм» был предложен в 1912 году Н. Гумилевым

году Н. Гумилевым и С. М. Городецким., который расценивает борьбу между

символизмом и акмеизмом как борьбу «за этот мир, звучащий, красочный, имеющий форму, вес и время, за нашу планету Землю». В 1911 г. основано объединение «Цех поэтов»,
руководителями которого стали Николай Гумилев и Сергей Городецкий. Осенью 1912 г. было принято решение о создании нового поэтического течения – акмеизма.



Слайд 7 Акмеизм насчитывал шесть наиболее активных участников движения: Н.

Акмеизм насчитывал шесть наиболее активных участников движения: Н. Гумилев, А. Ахматова,

Гумилев, А. Ахматова, О. Мандельштам, С. Городецкий, М. Зенкевич,

В. Нарбут.

Ахматова
Анна
Андреевна
(1889-1966)

Мандельштам
Осип
Эмильевич
(1891-1938)

Гумилёв
Николай
Степанович
(1886-1921)

Городецкий Сергей Митрофанович
(1884-1967)


Слайд 8

Наследие акмеистов   Н.

Наследие акмеистов


Н. С. Гумилёв -«Наследие символизма и акмеизм» (1913)
С. М. Городецкий - «Некоторые течения в современной русской поэзии» (1913)
О. Э. Мандельштам - статья «Утро акмеизма» (1913)

Важной особенностью поэзии акмеистов являются твёрдые нравственные ориентиры, установка на традиционные общечеловеческие ценности: веру, честь, совесть, долг, добро, любовь.
Проверь себя!
- Кто на фотографиях?

Слайд 9
Акмеисты стремились придать слову определенное, точное значение

Акмеисты стремились придать слову определенное, точное значение

Слайд 10 Музыка Городецкого Сергея Митрофановича

Городецкий родился 5 января

Музыка Городецкого Сергея Митрофановича Городецкий родился 5 января 1884 года в

1884 года в Петербурге. В 1902 году поступил на

историко-филологический факультет Петербургского университета. Увлеченно изучал славянские языки, историю искусств, русскую литературу, рисовал.
Писать стихи начал с детства. Первая книга "Ярь" (конец 1906) отразила интерес поэта к народному творчеству, к воспроизведению древней славянской мифологии в близких современной литературе формах и принесла ему известность. Эту тематику продолжает второй сборник стихов "Перун" (1907), встреченный уже не так восторженно.

Как я любил тебя, родная,
Моя Россия, мать свобод,
Когда, под плетью изнывая,
Молчал великий твой народ.
В какой слепой и дикой вере
Ждал воскресенья твоего!
И вот всех тюрем пали двери,
Твое я вижу торжество.
Ты в праздник так же величава,
Как прежде в рабской нищете,
Когда и честь твоя и слава
Распяты были на кресте.

Россия


Слайд 11 В стихах акмеистов можно было услышать…
(Продолжение стихотворения)
О вечном

В стихах акмеистов можно было услышать…(Продолжение стихотворения)О вечном мире всей вселенной,О

мире всей вселенной,
О воле, братстве и любви
Запела ты самозабвенно
Народам,

гибнущим в крови.
Как солнце всходит от востока,
Так от тебя несется весть,
Что есть конец войне жестокой,
Живая правда в людях есть.
И близок день прекрасней рая,
Когда враги, когда друзья,
Как цепи, фронты разрывая,
Воскликнут: "Истина твоя!"
Как я люблю тебя, Россия,
Когда над миром твой народ
Скрижали поднял огневые,
Скрижали вечные свобод.

Одна из заслуг С. Городецкого - введение в русскую литературу детского фольклора. В 1910-1920-х годах он писал много книг для детей, собирал детские рисунки, вынашивал планы создания своей детской газеты.
В 1945 г. Городецкий перенес тяжелую потерю - смерть верного друга и соратника всей творческой жизни, жены Анны Алексеевны Городецкой (Нимфы), которой посвятил стихотворение "Послесловие" (1947). В 1956 году после долгого перерыва в центральной печати вновь появилось имя Городецкого, вышла книга избранных произведений.
Умер Городецкий в июне 1967 г. на 84-м году жизни.



Слайд 12 Музыка Осипа Мандельштама…
«Для акмеистов сознательный смысл

Музыка Осипа Мандельштама… «Для акмеистов сознательный смысл слова… Такая же прекрасная

слова… Такая же прекрасная форма, как музыка для символистов…

Любите существовавшие вещи и свое бытие больше самих себя- вот высшая заповедь акмеизма… Средневековье дорого нам потому, что оно никогда не смешивало различных планов и к потустороннему относилось с огромной сдержанностью».
Осип Мандельштам

Слайд 13 Музыка Осипа Мандельштама
Родился 3 января 1891г. в Варшаве

Музыка Осипа МандельштамаРодился 3 января 1891г. в Варшаве в семье мастера-кожевенника,

в семье мастера-кожевенника, мелкого торговца. Через год семья поселяется

в Павловске, затем в 1897 переезжает на жительство в Петербург. Здесь заканчивает одно из лучших петербургских учебных заведений - Тенишевское коммерческое училище, давшее ему прочные знания в гуманитарных науках, отсюда началось его увлечение поэзией. В 1907 году Мандельштам уезжает в Париж, слушает лекции в Сорбонне, знакомится с Н. Гумилевым…

Ленинград

Я вернулся в мой город, знакомый до слез, До прожилок, до детских припухлых желез. Ты вернулся сюда, так глотай же скорей Рыбий жир ленинградских речных фонарей, Узнавай же скорее декабрьский денек, Где к зловещему дегтю подмешан желток. Петербург! я еще не хочу умирать! У тебя телефонов моих номера. Ленинград! У меня еще есть адреса, По которым найду мертвецов голоса. Я на лестнице черной живу, и в висок Ударяет мне вырванный с мясом звонок, И всю ночь напролет жду гостей дорогих, Шевеля кандалами цепочек дверных. 1930 г.


Слайд 14 Интерес к литературе, истории, философии приводит

Интерес к литературе, истории, философии приводит его в Гейдельбергский университет. Литературный

его в Гейдельбергский университет. Литературный дебют Мандельштама состоялся в 1910,

когда в журнале «Аполлон» были напечатаны его пять стихотворений. В эти годы он увлекается идеями и творчеством поэтов-символистов. Осенью 1933 пишет стихотворение «Мы живем, под собою не чуя страны...», за которое в мае 1934 был арестован.
Только защита Бухарина смягчила приговор - выслали в Чердынь-на-Каме, где пробыл две недели, заболел, попал в больницу. Был отправлен в Воронеж, где работал в газетах и журналах, на радио. Этапом был отправлен на Дальний Восток. В пересыльном лагере на Второй речке (теперь в черте Владивостока) 27 декабря 1938 г. О. Мандельштам умер в больничном бараке в лагере. Жена поэта Надежда Мандельштам и некоторые испытанные друзья поэта сохранили его стихи, которые в 1960-е появилась возможность опубликовать.

Ни о чем не нужно говорить,
Ничему не следует учить,
И печальна так и хороша
Темная звериная душа:
Ничему не хочет научить,
Не умеет вовсе говорить
И плывет дельфином молодым
По седым пучинам мировым.

<Декабрь 1909, Гейдельберг>


Слайд 15 Музыка Анны Ахматовой…
Анна Андреевна Ахматова родилась на юге

Музыка Анны Ахматовой… Анна Андреевна Ахматова родилась на юге России, в Одессе

России, в Одессе 11 июня 1889 года в семье

Горенко. Спустя два года супруги Горенко переехали в Царское Село, где Аня училась в Мариинской гимназии. Она прекрасно владела французским, читала в подлиннике Данте. 
Со своим будущим мужем поэтом Николаем Гумилевым Аня Горенко познакомилась еще четырнадцатилетней девочкой. Позже между ними возникла переписка, а в 1909 году Анна приняла официальное предложение Гумилева стать его женой. 25 апреля 1910 года они обвенчались в Николаевской церкви села Никольская слобода под Киевом. После венчания молодые отправились в свадебное путешествие, пробыв в Париже всю весну. С 1910-х годов началась активная литературная деятельность Ахматовой. В это время начинающая поэтесса познакомилась с Блоком, Бальмонтом, Маяковским. Свое первое стихотворение под псевдонимом Анна Ахматова она опубликовала в двадцатилетнем возрасте, а в 1912 году вышел первый сборник стихов "Вечер". 

Слайд 16

Пленник чужой! Мне чужого


Пленник чужой! Мне чужого

не надо,
Я и своиx-то устала считать.
Так отчего же такая отрада
Эти вишневые видеть уста?
Пусть он меня и xулит и бесславит,
Слышу в словаx его сдавленный стон.
Нет, он меня никогда не заставит
Думать, что страстно в другую влюблен.
И никогда не поверю, что можно
После небесной и тайной любви
Снова смеяться и плакать тревожно
И проклинать поцелуи мои.

1917 г.

Музыка Анны Ахматовой…

В марте Анна Андреевна проводила Николая Гумилева за границу, где тот служил в Русском экспедиционном корпусе. А уже в следующем 1918 году, когда он вернулся из Лондона, между супругами произошел разрыв. Осенью того же года Ахматова вышла замуж за В. К. Шилейко, ученого и переводчика клинописных текстов.
Октябрьскую революцию поэтесса не приняла. Ибо, как она писала, «все расхищено, продано…»


Слайд 17 Музыка Анны Ахматовой…
Декабрь 1922 года ознаменовался новым поворотом

Музыка Анны Ахматовой…Декабрь 1922 года ознаменовался новым поворотом в личной жизни

в личной жизни Ахматовой. Она переехала к искусствоведу Николаю

Пунину, позже ставшему ее третьим мужем. 1920-е годы отмечены новым поэтическим взлетом Ахматовой: выходом поэтических сборников "Anno Domini" и "Подорожник", закрепивших за ней славу выдающейся русской поэтессы. Новые стихи Ахматовой печатать перестали. Ее поэтический голос умолк вплоть до 1940 года. Для Анны Андреевны наступили тяжелые времена. В начале 1930-х годов был репрессирован ее сын Лев Гумилев, переживший три ареста и проведший в лагерях 14 лет. Все эти годы Анна Андреевна терпеливо хлопотала об освобождении сына, как и за арестованного в то же время своего друга, поэта Осипа Мандельштама. Но если Лев Гумилев все же впоследствии был реабилитирован, то Мандельштам погиб в 1938 году в пересыльном лагере по дороге на Колыму. Позже судьбам тысяч и тысяч заключенных и их несчастным семьям Ахматова посвятила свою великую и горькую поэму "Реквием".

………………………………
И сердце только скорой смерти просит, Кляня медлительность судьбы. Всё чаще ветер западный приносит Твои упреки и твои мольбы. Но разве я к тебе вернуться смею? Под бледным небом родины моей Я только петь и вспоминать умею, А ты меня и вспоминать не смей. Так дни идут, печали умножая. Как за тебя мне Господа молить? Ты угадал: моя любовь такая, Что даже ты не смог ее убить.


Слайд 18 Музыка Анны Ахматовой…
В 1960-е

Музыка Анны Ахматовой…   В 1960-е годы к Ахматовой наконец

годы к Ахматовой наконец пришло мировое признание. Ее стихи

появились в переводах на итальянском, английском и французском языках, за границей стали выходить ее поэтические сборники. В 1962 году Ахматовой была присуждена Международная поэтическая премия «Этна-Таормина» - в связи с 50-летием поэтической деятельности.   Она не сетовала на возраст, и старость приняла как должное. Осенью 1965 года Анна Андреевна перенесла четвертый инфаркт, а 5 марта 1966 года она скончалась в подмосковном кардиологическом санатории. Похоронили Ахматову на Комаровском кладбище под Ленинградом. До конца жизни Анна Андреевна Ахматова оставалась Поэтом. 

А вы, мои друзья последнего призыва! Чтоб вас оплакивать, мне жизнь сохранена. Над вашей памятью не стыть плакучей ивой, А крикнуть на весь мир ваши имена! Да что там имена!                 Ведь все равно - вы с нами!.. Все на колени, все!                  Багряный хлынул свет!  И ленинградцы вновь идут сквозь дым рядами - Живые с мёртвыми: для славы мёртвых нет.  


Слайд 19 Музыка Николая Гумилёва

Музыка Николая Гумилёва       Одним

Одним

из ведущих поэтов-акмеистов был Николай Степанович Гумилев. В действительности же, его творчество было гораздо более широко и разнообразно, а его жизнь была необычайно интересной, хотя и завершилась трагично. Николай Степанович Гумилев родился 3 апреля 1886 года в Кронштадте, где его отец работал военным врачом. Вскоре его отец вышел в отставку, и семья переехала в Царское Село. Октябрьская революция застала Гумилева за границей, куда он был командирован в мае 1917 года. В мае 1918 года он вернулся в революционный Петроград.



ТЕЛЕФОН
Неожиданный и смелый
Женский голос в телефоне,-
Сколько сладостных гармоний
В этом голосе без тела!
Счастье, шаг твой благосклонный
Не всегда проходит мимо:
Звонче лютни серафима
Ты и в трубке телефонной!


Слайд 20 Музыка Николая Гумилёва

Музыка Николая Гумилёва     Она Я знаю

Она Я знаю женщину: молчанье, Усталость

горькая от слов, Живет в таинственном мерцанье Ее расширенных зрачков. Ее душа открыта жадно Лишь медной музыке стиха, Пред жизнью, дольней и отрадной Высокомерна и глуха. Неслышный и неторопливый, Так странно плавен шаг ее, Назвать нельзя ее красивой, Но в ней все счастие мое. Когда я жажду своеволий И смел и горд - я к ней иду Учиться мудрой сладкой боли В ее истоме и бреду. Она светла в часы томлений И держит молнии в руке, И четки сны ее, как тени На райском огненном песке.

Его захватила тогдашняя напряженная литературная атмосфера. Гумилёв признал Советскую власть, несмотря на то, что был в тяжелых личных условиях существования и что страна находилась в состоянии разрухи. Но жизнь Н.С. Гумилева трагически оборвалась в августе 1921 года. Долгие годы официально утверждалось, что поэт был расстрелян за участие в контрреволюционном заговоре.


Слайд 21 Музыка Николая Гумилёва
* * *
Ты говорил

Музыка Николая Гумилёва * * * Ты говорил слова пустые,А

слова пустые,
А девушка и расцвела,
Вот чешет кудри золотые,
По-праздничному

весела.
Теперь ко всем церковным требам
Молиться ходит о твоем.
Ты стал ей солнцем, стал ей небом,
Ты стал ей ласковым дождем.
Глаза темнеют, чуя грозы.
Неровен вздох ее и част.
Она пока приносит розы,
Но захоти, и жизнь отдаст.

Поэзия Гумилева в разные периоды его творческой жизни сильно отличается. Иногда он категорически отрицает символистов, а иногда настолько сближается с их творчеством, что трудно догадаться что все эти замечательные стихотворения принадлежат одному поэту. Поэт прожил очень яркую, но короткую жизнь.


Слайд 22 И умру я не на постели,
При нотариусе и

И умру я не на постели,При нотариусе и враче,А в какой-нибудь

враче,
А в какой-нибудь дикой щели,
Утонувшей в густом плюще.

Н. Гумилев

Муза Гумилева – Муза Дальних Странствий


Слайд 23 Основные принципы акмеизма:
— освобождение поэзии

Основные принципы акмеизма:  — освобождение поэзии от символистских призывов к идеальному, возвращение

от символистских призывов к идеальному, возвращение ей ясности; — отказ от мистической туманности, принятие

земного мира в его многообразии, зримой конкретности, звучности, красочности; — стремление придать слову определенное, точное значение; — предметность и четкость образов, отточенность деталей; — обращение к человеку, к «подлинности» его чувств; — поэтизация мира первозданных эмоций, первобытно-биологического природного начала; — перекличка с минувшими литературными эпохами, широчайшие эстетические ассоциации, «тоска по мировой культуре».

Слайд 24 В. Малышев «в двух словах» о литературных течениях

В. Малышев «в двух словах» о литературных течениях Серебряного века: Восхищались:

Серебряного века:
Восхищались: “Символист!” И кивали головами... Оставлял стандартный лист С нестандартными

словами. Задыхались: “Акмеист!” И качали головами... Горный воздух свеж и чист С настоящими словами. Восклицали: “Футурист!” И стучали головами... Оставлял корявый лист С нестандартными словами.

  • Имя файла: akmeizm-literaturnoe-napravlenie-rossii.pptx
  • Количество просмотров: 139
  • Количество скачиваний: 0