Слайд 2
Слово о полку Игореве" — шедевр древней литературы,
проникнутый нежной и сильной любовью к родине.
Поэты не только
переводили “Слово” , но и использовали его образы в своих произведениях.
Слайд 3
18 апреля 1869 года на музыкальном вечере у
Л. И. Шестаковой В. В. Стасов предложил композитору в качестве оперного сюжета «Слово
о полку Игореве». А. П. Бородин с интересом взялся за работу, побывал в окрестностях Путивля, изучал исторические и музыкальные источники, связанные с описываемым временем.
Опера писалась в течение 18 лет, но в 1887 году композитор скончался, и опера осталась неоконченной. По записям А. П. Бородина работу завершили Александр Глазунов и Николай Римский-Корсаков. Александр Глазунов по памяти восстановил увертюру, которую он слышал в авторском исполнении на фортепиано, закончил и оркестровал третье действие. Н. А. Римский-Корсаков оркестровал пролог, первое, второе и четвёртое действия и половецкий марш.
Премьера прошла с большим успехом 23 октября (4 ноября) 1890 года в Петербурге, на сцене Мариинского театра.
Слайд 4
«Князь Игорь» — народно-эпическая опера. Сам композитор указывал
на ее близость к глинкинскому «Руслану». Эпический склад «Игоря»
проявляется в богатырских музыкальных образах, в масштабности форм, в неторопливом, как в былинах, течении действия.
В большой увертюре, основанной на мелодиях оперы, противопоставлены образы русских и половцев. Средний эпизод рисует картину ожесточенной битвы.
Слайд 5
Обращают на себя внимание и лирические образы оперы
“Князь Игорь”. Они дополняют героическое начало и являются воплощением
высокой духовности, дополняющей физическую красоту и силу русского человека.
Центральным образом оперы является изображение князя Игоря.
Для Игоря быть князем – значит служить русской земле, охранять ее, бороться с ее врагами. Игорь – это воплощение идеи, патриотического долга.
С честью пасть иль врагов победить
И с честью вернуться.
Слайд 6
Ария Игоря «Ни сна, ни отдыха» — многогранный
портрет главного героя; здесь запечатлены и горестные думы о
судьбах родины, и страстная жажда свободы, и чувство любви к Ярославле.
Слайд 7
Особенно дорогим композитору был образ Ярославна. Когда он
только приступил к работе над оперой, то начал с
того, что написал “Сон Ярославны”.
В мировой поэзии немного найдется произведений, где так прекрасно была бы выражена сила любви, более могущественная, чем все силы природы.
Бородину удалось создать в музыке то, что автор “Слова” создал в поэзии
В “Плаче Ярославны” до нас доходит живой голос женщины, которой давно уже нет на свете. В нем звучит вековечное горе многих матерей и жён. Это стон, который не умолкнет до тех пор, пока на всей земле не затихнет навсегда грохот битв.
Слайд 8
Во второй картине рельефно очерчен образ обаятельно женственной,
но волевой Ярославны. В ариозо «Немало времени прошло с
тех пор» выражена ее тоска и тревожные предчувствия; целомудренно-сдержанная, строгая по характеру музыка постепенно приобретает страстно-взволнованный характер. Далее действие драматизируется, достигая наибольшей напряженности в сцене Ярославны с боярами. Хоры бояр «Мужайся, княгиня» и «Нам, княгиня, не впервой» полны суровой, грозной силы.
Слайд 9
Образы “Слова” в живописи.
В.А Фаворский признавался: “Я очень
люблю эпическую поэму “Слово о полку Игореве”.
Трудно, по-моему, даже
в мировой литературе найти что-либо эпическое, равное “Слову”. Его характерной чертой является то, что свойственно и древней русской живописи: её монументальность
Слайд 10
Большое историческое полотно было закончено Васнецовым в 1880
году. В этом произведении, воскрешавшем далёкое прошлое, нашли своеобразное
отражение мысли и чувства, волновавшие современников художника. Васнецов в прекрасной воинской повести, проникнутой печалью, - “Слово о полку Игореве” - нашёл мысли и образы, которые были созвучны его времени.
Пали полки Игоревы.
Тут кровавого вина недостало,
Тут пир окончили храбрые русские,
Сватов напоили и сами полегли
За землю Русскую.
Слайд 11
Так же многие знаменитые художники пытались передать образ
молодой Ярославны.
Слайд 12
Картина другого известного русского художника Николая Рериха «Поход
князя Игоря» скорее похожа на сказку, хотя и написана
на историческую тему — сражение русского князя с половцами. Выразительны силуэты воинов, неудержимо движущихся вперед, их красные, червленые« щиты (по ним в Х11 веке узнавали русичей) озарены солнечным сиянием. Тревожная тень, падающая на войско с другой стороны, напоминает нам о солнечном затмении, предвещавшем войску неудачу…
Слайд 13
Широко известны также работы художников: В. Перова «Плач
Ярославны», , И.Глазунова «Отправление войск», К.Васильева «Плач Ярославны», палехских
художников И.Голикова, Смирновой, Р.Белоусова и многих других.
Внесли свою значительную лепту в изобразительное осмысление великого русского литературного памятника XII века и мичуринские художники
С.Г. Архипов и С.С. Волостных.
Слайд 14
К теме этого произведения обращался и другой известный
русский художник — «сказочник» И. Билибин. Более известный как
книжный график, он добился большого успеха и в своих театральных работах, в том числе к оперному спектаклю Князь Игорь. Его эскизы к опере Бородина «Князь Игорь» отличает яркая декоративность, образность, зрелищность, умение раскрыть национальный характер оперы.
Слайд 15
Среди исторических полотен замечательного художника Виктора Михайловича Васнецова
есть картина «После побоища Игоря Святославича с половцами"(1880). Это первая
картина, написанная художником на тему русского эпоса, на сюжет «Слова». Красная луна восходит над полем брани. Еще совсем недавно здесь бились не на жизнь, а на смерть дружина Игоря и половецкие полчища. Васнецов не пугает зрителя потоками крови. На картине мы видим поникнувшие от жалости полевые цветы, словно бы оплакивающие сраженного вражеской стрелой отрока-воина и павшего рядом с ним воина-богатыря. Вся земля вокруг этих фигур усеяна оружием: топорами, копьями, саблями, луками и стрелами. А над полем уже бьются за добычу орлы-стервятники.