Что такое findslide.org?

FindSlide.org - это сайт презентаций, докладов, шаблонов в формате PowerPoint.


Для правообладателей

Обратная связь

Email: Нажмите что бы посмотреть 

Яндекс.Метрика

Презентация на тему Анализ поэтического текста по концентрической схеме

Содержание

Первый этап- восприятие стихотворения целиком, впечатления, вызванные первым чтением, поверхностные ощущения.Тема стихотворения.Жанровая форма (лирическое раздумье, пейзажная зарисовка, на фоне которой даются авторские раздумья и т.д.).Модальность (проникнуто грустью, чувством ликования, спокойный тон и т.д.).
Анализ поэтического текста по концентрической схеме.По книге В.Н Александрова, О.И.Александровой«Анализ поэтического текста»,Челябинск, Первый этап- восприятие стихотворения целиком, впечатления, вызванные первым чтением, поверхностные ощущения.Тема стихотворения.Жанровая Маска  неискушенного читателя«Возможно, кто-то, прочитав это стихотворение, недоуменно пожмет плечами, не Второй этап- вычленение отдельных компонентов художественной системы.Название.Метрико-строфическая форма.Фоника.Лексико-морфологическая и иносказательная выразительность.Интонационно-синтаксическая выразительность.Лирический сюжет.Лирический герой. Название стихотворенияРазновидности:представляет основную тему или   проблему произведения.задает сюжетную перспективу Метрико-строфическая формаРифма: параллельная (ААВВ),  перекрестная (АВАВ),  опоясывающая (АВВА).Рифма: мужская- последний ФоникаПо характеру звука: аллитерация  (повтор согласного), ассонанс  (повтор гласного).По количеству Лексико-морфологическая и иносказательная выразительность Ключевые слова – это слова, которые имеют наибольшее Лексико-морфологическая и иносказательная выразительностьЭпитет – художественное определение,   отмечающее существенную для Лексико-морфологическая и иносказательная выразительностьСравнение – уподобление какого-либо явления другому. Выражается различными способами:творительным Лексико-морфологическая и иносказательная выразительностьМетафора – это слово или выражение, которое употребляется в Лексико-морфологическая и иносказательная выразительностьМетонимия – перенос названия с одного предмета на другой Лексико-морфологическая и иносказательная выразительностьСинекдоха – разновидность метонимии, основанная на перенесении значения с Лексико-морфологическая и иносказательная выразительностьПерифраз – оборот, состоящий в замене названия предмета или Лексико-морфологическая и иносказательная выразительностьГипербола – образное выражение, содержащее непомерное преувеличение размера, силы, Интонационно-синтаксическая выразительностьСинтаксическая структура предложения: грамматические признаки (простое или сложное, двусоставное или односоставное, Стилистические фигурыРиторический вопрос – вопрос ставится нес целью получить на него ответ, Стилистические фигурыПовтор наиболее значимого слова, звука или предложения.Анафора – единоначалиеЛениво дышит полдень Стилистические фигурыРефрен – повтор самостоятельного предложения, логически обособленного от основного текста (припев Стилистические фигурыЭллипсис – пропуск подразумеваемого слова. Ввели и – чарку – стук Стилистические фигурыСинтаксический параллелизм – одинаковое синтаксическое построение соседних предложений или отрезков речи.По Лирический сюжетАнализ лирического сюжета – рассмотрение динамики, процессности, развития лирического чувства, авторской Лирический сюжет. Вопросы.Какой жизненный материал используется в стихотворении?Какое противоречие послужило источником для Лирический герой- субъект художественного отражения действительности, тот человек, чьи мысли, чувства изображаются Практические задания для отработки  навыков по анализу поэтического текста  вы
Слайды презентации

Слайд 2 Первый этап- восприятие стихотворения целиком, впечатления, вызванные первым

Первый этап- восприятие стихотворения целиком, впечатления, вызванные первым чтением, поверхностные ощущения.Тема

чтением, поверхностные ощущения.
Тема стихотворения.
Жанровая форма (лирическое раздумье, пейзажная зарисовка,

на фоне которой даются авторские раздумья и т.д.).
Модальность (проникнуто грустью, чувством ликования, спокойный тон и т.д.).


Слайд 3 Маска неискушенного читателя
«Возможно, кто-то, прочитав это
стихотворение, недоуменно

Маска неискушенного читателя«Возможно, кто-то, прочитав это стихотворение, недоуменно пожмет плечами, не

пожмет
плечами, не найдя в нем ничего, кроме
незатейливого

описания осеннего леса:
где же здесь глубокий
художественный смысл, где
жизнь человеческого сердца,
где же тут, наконец, поэзия?»

• «Маска» позволяет мотивировать
исследование стихотворения, искать
весомые аргументы, опровергающие
исходную точку зрения.

Слайд 4 Второй этап- вычленение отдельных компонентов художественной системы.
Название.
Метрико-строфическая форма.
Фоника.
Лексико-морфологическая

Второй этап- вычленение отдельных компонентов художественной системы.Название.Метрико-строфическая форма.Фоника.Лексико-морфологическая и иносказательная выразительность.Интонационно-синтаксическая выразительность.Лирический сюжет.Лирический герой.

и иносказательная выразительность.
Интонационно-синтаксическая выразительность.
Лирический сюжет.
Лирический герой.


Слайд 5 Название стихотворения
Разновидности:
представляет основную тему или
проблему

Название стихотворенияРазновидности:представляет основную тему или  проблему произведения.задает сюжетную перспективу

произведения.
задает сюжетную перспективу
произведения: а)весь сюжетный ряд;

б)важнейший с точки зрения
развития действия момент;
обозначает главных героев;
обозначает время и
пространство.

Слайд 6 Метрико-строфическая форма
Рифма: параллельная (ААВВ),
перекрестная (АВАВ),

Метрико-строфическая формаРифма: параллельная (ААВВ),  перекрестная (АВАВ),  опоясывающая (АВВА).Рифма: мужская-


опоясывающая (АВВА).
Рифма: мужская- последний слог в строке

ударный ( ), женская – после ударного
есть заударный слог ( ).
Стихотворный размер:
хорей( ), ямб( );
дактиль( ),
амфибрахий( ),
анапест( ).

Слайд 7 Фоника
По характеру звука: аллитерация
(повтор согласного),

ФоникаПо характеру звука: аллитерация  (повтор согласного), ассонанс  (повтор гласного).По

ассонанс
(повтор гласного).
По количеству звуков: простые (А…А),


сложные (АВС…АВС).
По расположению звуков
в повторе: анафора
(единоначалие А…А…),
эпифора (повтор в конце …А…А),
стык (…АА…), кольцо(А…-…А).

Слайд 8 Лексико-морфологическая и иносказательная выразительность
Ключевые слова – это слова,

Лексико-морфологическая и иносказательная выразительность Ключевые слова – это слова, которые имеют

которые имеют наибольшее значение для воплощения авторской мысли, определяют

смысловой и эмоциональный фон произведения.
Словообразовательная
выразительность –
экспрессивные возможности
приставок, суффиксов,
намеренное использование слов
определенной части речи.


Слайд 9 Лексико-морфологическая и иносказательная выразительность
Эпитет – художественное определение,

Лексико-морфологическая и иносказательная выразительностьЭпитет – художественное определение,  отмечающее существенную для

отмечающее существенную для данного
контекста черту

в изображаемом явлении.
Чаще- прилагательные в переносном
смысле («очи синие, бездонные»),
нередко- существительные
(«волшебница-зима»), наречия
(«На севере диком стоит одиноко»),
деепричастия («волны несутся,
гремя и сверкая»).

Слайд 10 Лексико-морфологическая и иносказательная выразительность
Сравнение – уподобление какого-либо явления

Лексико-морфологическая и иносказательная выразительностьСравнение – уподобление какого-либо явления другому. Выражается различными

другому. Выражается различными способами:
творительным падежом
(«и с каждым днем уходит

дымом»);
формой сравнительной степени прилагательного
или наречия («Душа ее зефира тише/
И зрак прекраснее рая»);
оборотами с различными союзами
(как, будто, точно, словно);
лексически (при помощи слов
подобный, похожий, это:
«Глаза твои подобны звездам»).

Слайд 11 Лексико-морфологическая и иносказательная выразительность
Метафора – это слово или

Лексико-морфологическая и иносказательная выразительностьМетафора – это слово или выражение, которое употребляется

выражение, которое употребляется в переносном значении на основе сходства

в каком-либо отношении двух предметов. В основу метафоризации м.б. положено сходство по цвету, объему, форме и т.д.
«В дымных тучках пурпур розы,
отблеск янтаря» (А.Фет).
«Лениво дышит полдень
мглистый» (Ф.Тютчев).

Слайд 12 Лексико-морфологическая и иносказательная выразительность
Метонимия – перенос названия с

Лексико-морфологическая и иносказательная выразительностьМетонимия – перенос названия с одного предмета на

одного предмета на другой на основании смежности.

Смежность м.б. проявлением связи:
между содержанием и содержащим:
«Ну, скушай же еще тарелочку!»;
между автором и произведением: «Ругал Гомера,
Феокрита, зато читал Адама Смита»;
между действием и орудием этого
действия: «Их села и нивы за буйный
набег/Обрек он мечам и пожарам»;
между предметом и материалом,
из которого предмет сделан:
«Янтарь в устах его дымился»;
между местом и людьми, находящимися
в этом месте: «Вся столица молилась».

Слайд 13 Лексико-морфологическая и иносказательная выразительность
Синекдоха – разновидность метонимии, основанная

Лексико-морфологическая и иносказательная выразительностьСинекдоха – разновидность метонимии, основанная на перенесении значения

на перенесении значения с одного явления на другое по

признаку количественного отношения между ними. Обычно в синекдохе употребляется единственное число вместо множественного:
К нему и птица не летит,
И тигр нейдет…
А.Пушкин

Слайд 14 Лексико-морфологическая и иносказательная выразительность
Перифраз – оборот, состоящий в

Лексико-морфологическая и иносказательная выразительностьПерифраз – оборот, состоящий в замене названия предмета

замене названия предмета или явления описанием их существенных признаков

или указанием на их характерные черты:
«автор «Героя нашего времени»
вместо «М.Ю.Лермонтов»;
«Колумб российский через воды
Спешит в неведомы народы»
(М.Ломоносов).

Слайд 15 Лексико-морфологическая и иносказательная выразительность
Гипербола – образное выражение, содержащее

Лексико-морфологическая и иносказательная выразительностьГипербола – образное выражение, содержащее непомерное преувеличение размера,

непомерное преувеличение размера, силы, значения.
Литота – непомерное преуменьшение размера,

силы, значения какого-либо явления.
Мужчина так кричал, что
в соседних домах стекла
повылетали.
«Ниже тоненькой былиночки
надо голову клонить» (Н.Некрасов).


Слайд 16 Интонационно-синтаксическая выразительность
Синтаксическая структура предложения: грамматические признаки (простое или

Интонационно-синтаксическая выразительностьСинтаксическая структура предложения: грамматические признаки (простое или сложное, двусоставное или

сложное, двусоставное или односоставное, полное или неполное), характеристика предложений

по цели высказывания.
Знаки препинания.
Стилистические фигуры –
обороты речи, которые
воспринимаются как
отступления от некоторой
языковой нормы и эмоционально
воздействуют на читателя.

Слайд 17 Стилистические фигуры
Риторический вопрос – вопрос ставится не
с целью

Стилистические фигурыРиторический вопрос – вопрос ставится нес целью получить на него

получить на него ответ, а чтобы
привлечь внимание читателя

к тому или иному
явлению («Быть или не быть?»).
Риторическое восклицание – восклицание,
усиливающее эмоциональное
восприятие («О, как душа стихает вся до
дна!» А.Фет).
Риторическое обращение – подчеркнутое
обращение к кому-либо или чему-либо для
усиления выразительности речи
(«Паситесь, мирные народы!/Вас не
разбудит чести клич.» А.Пушкин)

Слайд 18 Стилистические фигуры
Повтор наиболее значимого слова, звука или предложения.
Анафора

Стилистические фигурыПовтор наиболее значимого слова, звука или предложения.Анафора – единоначалиеЛениво дышит

– единоначалие
Лениво дышит полдень мглистый.
Лениво катится река.
Анадиплосис (подхват)– повтор


последнего слова в начале
следующей строки.
О, весна без конца и без краю-
Без конца и без краю мечта!
Эпифора – повтор в конце строки.


Слайд 19 Стилистические фигуры
Рефрен – повтор самостоятельного
предложения, логически обособленного

Стилистические фигурыРефрен – повтор самостоятельного предложения, логически обособленного от основного текста

от
основного текста (припев в песне).
Градация – нагнетание образов,

их нарастание
или убывание. Ночь. Улица. Фонарь. Аптека. (А.Блок)
Инверсия – неправильный
порядок слов.
Белеет парус одинокий
В тумане моря голубом.
М.Лермонтов.
Правильный порядок: одинокий парус
белеет в голубом тумане моря.

Слайд 20 Стилистические фигуры
Эллипсис – пропуск подразумеваемого слова.
Ввели и

Стилистические фигурыЭллипсис – пропуск подразумеваемого слова. Ввели и – чарку –

– чарку – стук ему! (А.Твардовский).
Умолчание – начатая речь

прерывается в расчете на догадку читателя.
Хотя страшился он сказать,
Нетрудно было б отгадать,
Когда б… но сердце, чем моложе,
Тем боязливее, тем строже…
М.Лермонтов.

Слайд 21 Стилистические фигуры
Синтаксический параллелизм – одинаковое синтаксическое построение соседних

Стилистические фигурыСинтаксический параллелизм – одинаковое синтаксическое построение соседних предложений или отрезков

предложений или отрезков речи.
По небу плывут тощие тучи.
Над рекой

висят серые клочья тумана.
В душе затаилась угрюмая боль.
Антитеза – противопоставление.
Ученье – свет, а неученье – тьма.
Оксюморон – соединение двух
противоречащих друг другу
понятий, логически исключающих
друг друга («горькая радость»,
«сладкий яд», «горький мед», «звонкая тишина»).

Слайд 22 Лирический сюжет
Анализ лирического сюжета – рассмотрение динамики, процессности,

Лирический сюжетАнализ лирического сюжета – рассмотрение динамики, процессности, развития лирического чувства,

развития лирического чувства, авторской оценки.
4 направления развития лирич.сюжета:
от гармонии

человека и мира
к осознанию их дисгармонической
обособленности;
от дисгармонии к построению
гармонии;
от гармонии к ощущению еще
большей, более глубокой гармонии;
от дисгармонии к открытию еще
более страшной дисгармонии.

Слайд 23 Лирический сюжет. Вопросы.
Какой жизненный материал используется в стихотворении?
Какое

Лирический сюжет. Вопросы.Какой жизненный материал используется в стихотворении?Какое противоречие послужило источником

противоречие послужило источником для развития лирического сюжета?
Как соотносятся начало

и финал? Тема
возвращается к исходной точке? Сюжет
обрывается в момент наивысшего
развития чувства? Тема остается
нерешенной (открытый конец)?
•Какие типы речи включены
в лирический сюжет? Какова их функция?
•На какие этапы можно разделить
развитие лирического сюжета?

Слайд 24 Лирический герой- субъект художественного отражения действительности, тот человек,

Лирический герой- субъект художественного отражения действительности, тот человек, чьи мысли, чувства

чьи мысли, чувства изображаются в лирическом произведении. Это своего

рода маска, художественный двойник автора, в образе которого выражается отношение к внешнему миру.

Возможные «маски»: летописец,
оратор, судья, менестрель,
мечтатель, мыслитель.


  • Имя файла: analiz-poeticheskogo-teksta-po-kontsentricheskoy-sheme.pptx
  • Количество просмотров: 103
  • Количество скачиваний: 0
- Предыдущая Химия