Слайд 2
Начало XX века в России было временем
небывалого расцвета поэзии, по праву названным “серебряным веком” —
вслед за “золотым”, пушкинским. Серебряный век отмечен совокупностью феноменальных поэтических талантов. Это — период возникновения в русском искусстве множества новых направлений: символизма, футуризма, акмеизма и других. Как правило, каждое из них стремилось быть новым искусством; большая их часть принадлежала к модернизму. Одна из характерных черт последнего — стремление к разрыву с искусством предшествующей эпохи, отказ от традиции, от классики, постановка и решение новых художественных задач, при этом новыми художественными средствами. И в этом отношении акмеизм, в русле которого складывалось раннее творчество Ахматовой, не был исключением.
Слайд 3
Многое в творческой судьбе Анны Ахматовой предопределило
тяготение к классически-строгой и гармонично-выверенной традиции русской поэзии XX
века. И прежде всего, огромное значение в формировании Ахматовой как поэта имело ее классическое образование, детство, проведенное в Царском Селе, воспитание, данное в лучших традициях русской дворянской культуры. Царское Село — маленький город, где взросло так много больших поэтов. Его воздух пронизан поэзией Пушкина, Державина, Тютчева:
Здесь столько лир повешено на ветки,
Но и моей как будто место есть...
Этим двустишием Ахматова сближает себя и тех, чьим гением творилась русская классическая поэтическая традиция.
Биография Анны Андреевны Ахматовой
Слайд 4
Семья Анны Андреевны Ахматовой
Н. С. Гумилев, сын Анны
Андреевны, А.А.Ахматова
Слайд 5
Основные периоды творчества А.А.Ахматовой
Триумфальное вхождение Ахматовой в литературу.
Послереволюционное двадцатилетие.
«Третья слава» Ахматовой
Слайд 6
I.Триумфальное вхождение Ахматовой в литературу.
Вхождение Анны Ахматовой в
литературу было внезапным и победительным. О раннем ее формировании
знал, может быть, ее муж, Николай Гумилев.
Ахматова почти не прошла школу литературного ученичества и в литературе выступила сразу как стихотворец вполне зрелый. Хотя путь предстоял долгий и трудный. Ее первые стихи в России появились в 1911 году в журнале «Аполлон», а уже в следующем вышел и поэтический сборник «Вечер».
Слайд 7
II.Послереволюционное двадцатилетие.
Лирика послереволюционного двадцатилетия постоянно расширялась, вбирая
в себя новые и новые, ранее не свойственные ей
области, а любовный роман, не перестав быть главенствующим, все же занял в ней лишь одну из поэтических территорий. Однако инерция читательского восприятия была настолько велика, что Ахматова и в эти годы, когда обратилась к гражданской, философской и публицистической лирике, большинством воспринималась исключительно как художник любовного чувства. Но это было далеко не так.
Слайд 8
III.«Третья слава» Ахматовой
«Третья слава» Ахматовой наступила после смерти
Сталина и длилась лет десять. (Анна Андреевна еще успела
застать начало новой к ней подозрительности, длившейся два десятилетия).
Это была слава не только всесоюзная, но и зарубежная. Ей вручена была в Италии литературная премия «Этна- Таормина», и в Англии присвоено звание почетного доктора Оксфордского университета.
В то время Анна Андреевна охотно общалась с молодой поэзией, и многие ее представители побывали у нее и читали ей свои стихи .
Слайд 9
«…Когда шуршат в овраге лопухи
И никнет гроздь рябины
желто-красной,
Слагаю я веселые стихи
О жизни тленной, тленной и прекрасной.»
А. Ахматова
Слайд 10
Лирика Ахматовой развивает традиционные темы:
Слайд 11
Тема - любовь
Любовь - самое возвышенное, самое поэтическое
из всех чувств. Любовные мотивы в лирике Ахматовой представлены
во всем их многообразии: встречи и разлуки, измены и ревность, самопожертвование и эгоизм любящих, безответная страсть и мучительное счастье взаимности.
Для Ахматовой, как некогда для Тютчева, любовь — это союз двух душ, изобилующий внутренними трагедиями:
Их съединенъе, сочетанъе,
И роковое их слиянье,
И... поединок роковой.
Особенности любовной лирики:
использование сравнений;
параллель с состоянием природы;
передача чувств с помощью символов, деталей;
все чувства на показ;
психологическая глубина.
Слайд 12
Любовь
То змейкой, свернувшись клубком,
У самого сердца колдует,
То целые
дни голубком
На белом окошке воркует,
То в инее ярком блеснет,
Почудится в дреме левкоя
Но верно и тайно ведет
От радости и от покоя.
Умеет так сладко рыдать
В молитве тоскующей скрипки,
И страшно ее угадать
В еще незнакомой улыбке.
24 ноября 1911
Царское Село
Слайд 13
Сердце к сердцу не приковано,
Если хочешь- уходи.
Много счастья
уготовано
Тем кто волен на пути.
Я не плачу, я
не жалуюсь,
Мне счастливой не бывать.
Не целуй меня, усталую,-
Смерть придет поцеловать.
Дни томлений острых прожиты
Вместе с белою зимой.
Отчего же отчего же ты
Лучше, чем избранник мой?
Весна 1911
Слайд 14
Я улыбаться перестала,
Морозный ветер губы студит,
Одной
надеждой меньше стало,
Одною песней больше будет.
И эту
песню я невольно
Отдам за смех и поруганье,
Затем, что нестерпимо больно
Душе любовное молчанье.
Слайд 15
Тема - природа
В стихотворениях Ахматовой не так много
пейзажных описаний.
Их особенности:
состояние природы отражает внутреннее
состояние
лирического героя;
пейзаж обычно лишь фон, лишь повод для рассуждения, для описания душевного состояния;
использование излюбленного мотива классической поэзии -параллелизм происходящего в душе и природе.
Слайд 16
Память о солнце в сердце слабеет.
Желтей трава.
Ветер снежинками
ранними веет
Едва-едва.
В узких каналах уже не струится –
Стынет вода.
Здесь ничего никогда не случится,-
О, никогда!
Ива на небе пустом распластала
Веер сквозной.
Может быть, лучше, что я не стала
Вашей женой.
Память о солнце в сердце слабеет.
Что это? Тьма?
Может быть !..За ночь прийти успеет
Зима.
30 января 1911
Киев
Слайд 17
Молюсь оконному лучу –
Он бледен, тонок, прям.
Сегодня я
с утра молчу,
А сердце – пополам.
На рукомойнике моем
Позеленела
медь.
Но так играет луч на нем,
Что весело глядеть.
Такой невинный и простой
В вечерней тишине,
Но в этой храмине пустой
Он словно праздник золотой
И утешенье мне.
3 ноября 1910
Киев
Слайд 18
Тема-поэт и поэзия
Поэт и поэзия — тема, довольно
распространенная. На эту тему любили размышлять русские лирики, ведь
“поэт в России больше, чем поэт”. В творчестве А.А.Ахматовой эта тема приобрела особое своеобразие. Она пишет о приходе музы, о встрече и разговоре с ней.
Слайд 19
Уединение
Так много камней брошено в меня,
Что ни один
из них не страшен,
И стройной башней стала западня,
Высокою среди
высоких башен.
Строителей ее благодарю,
Пусть их забота и печаль минует.
Отсюда раньше вижу я зарю,
Здесь солнца луч последний торжествует.
И часто в окна комнаты моей
Взлетают ветры северных морей,
И голубь ест из рук моих пшеницу…
А не дописанною мной страницу,
Божественно спокойна и легка,
Допишет Музы смуглая рука.
6 июля 1914
Слепнево
Слайд 20
Муза ушла по дороге
Осенней, узкой, крутой,
И были смуглые
ноги
Обрызганы крупной росой.
Я долго ее просила
Зимы со
мной подождать,
Но сказала:»Ведь здесь могила,
Как ты можешь еще дышать?»
Я голубку ей дать хотела,
Ту, что всех в голубятне белей,
Но птица сама полетела
За стройной гостьей моей
Я, глядя ей вслед, молчала,
Я любила ее одну,
А в небе заря стояла,
Как ворота в ее страну.
15 декабря 1915
Царское Село
Слайд 21
Тема - Гражданская лирика
Гражданская лирика — неотъемлемая часть
творчества Ахматовой. Противопоставления “поэт” и “гражданин” для нее просто
не существовало: поэт изначально должен быть со своей страной, со своим народом. Поэт “всегда с людьми, когда шумит гроза”, и этот тезис своего предшественника Ахматова подтверждает всем творчеством. Слова, призывающие героиню бросить свой край, “глухой и грешный”, оцениваются ею как недостойные высокого духа поэзии.
Для Ахматовой, унаследовавшей великую традицию русской классики, веление долга превыше всего.
Слайд 22
Одни глядятся в ласковые взоры,
Другие пьют до
солнечных лучей,
А я всю ночь веду переговоры
С
неукротимой совестью своей.
Я говорю: «Твое несу я бремя
Тяжелое, ты знаешь, сколько лет».
Но для нее не существует время
И для нее пространства в мире нет.
И снова черный масленичный вечер,
Зловещий парк, спокойный бег коня
И полный счастья и тяжелый вечер,
С небесных круч слетевший на меня.
Но зоркой надо мною и двурогий
Стоит свидетель. О! туда, туда,
Туда по Подкапризовой Дороге,
Где лебеди и черная вода.
3 ноября 1936
Слайд 23
Тема - жизнь
О жизни Ахматова пишет естественно и
понятно. Она не выплескивает на читателя свои эмоции, не
обнажает душу в порыве чувств, а “просто, мудро” повествует о пережитом.
Особенности лирики:
Чувство меры;
Сдержанность;
строгая законченность мысли. Все это характеризует лучшие образцы русской классической поэзии А.А.Ахматовой.
Слайд 24
Ведь где- то есть простая жизнь и свет,
Прозрачный,
теплый и веселый…
Там с девушкой через забор сосед
Под вечер
говорит, и слышат только пчелы
Нежнейшую из всех бесед.
А мы живем и торжественно и трудно
И чтим обряды наших горьких встреч,
Когда с налету ветер безрассудный
Чуть начатую обрывает речь
Но ни на что не променяем пышный
Гранитный город славы и беды,
Широких рек сияющие льды,
Бессолнечные, мрачные сады
И голос Музы еле слышный.
23 июля 1915
Слепнево
Слайд 25
Я научилась просто, мудро жить,
Смотреть на небои молиться
Богу,
И долго перед вечером бродить,
Чтоб утомить ненужную тревогу.
Когда
шуршат в овраге лопухи
И никнет гроздь рябины желто-красной,
Слагаю я веселые стихи
О жизни тленной, тленной и прекрасной.
Я возвращаюсь. Лижет мне ладонь
Пушистый кот, мурлыкает умильней,
И яркий загорается огонь
На башенке озерной лесопильни.
Лишь изредка, прорезывает тишь
Крик аиста, слетевшего на крышу.
И если в дверь мою ты постучишь,
Мне кажется, я даже не услышу.
Май 1912
Флоренция
Слайд 26
Заключение.
Трудным и сложным был путь Анны Ахматовой. Начав
с акмеизма, но оказавшись уже тогда значительно шире этого
довольно узкого направления, она пришла в течение своей долгой и напряженно прожитой жизни к реалистичности и историзму. Ее главным достижением и ее индивидуальным художественным открытием была прежде всего любовная лирика. Она действительно вписала в Книгу Любви новые страницы. Могучие страсти, бушующие в сжатых до алмазной твердости ахматовских любовных миниатюрах, всегда изображались ею с величавой психологической глубиной и точностью.
Слайд 27
Ахматовская поэзия оказалась явлением не только живым и
развивающимся, а еще и органически связанным с национальной почвой
и отечественной культурой. Горячее патриотическое чувство и осознание своей кровной связанности с многослойной твердью национальной культуры помогали поэтессе избирать правильный путь в самые трудные и переломные годы.
Поэзия Анны Ахматовой – неотъемлемая часть современной русской и мировой культуре.