Слайд 2
Ранняя лирика
Писать Ахматова начала рано: с одиннадцати-двенадцати лет,
впоследствии она назовет свои ранние опыты «беспомощными стихами».
Слайд 3
Ранняя лирика
Первый сборник стихов «Вечер» вышел в 1912
году. Критика встретила его благосклонно.
Следующий сборник «Четки», увидел
свет через два года после опубликования первого.
Обе книги были замечены читателями и критикой, молодого поэта осыпали похвалами.
Слайд 4
Ранняя лирика
Ранние стихи Ахматовой наполнены любовью, радостью встреч
и горечью разлук, несбывшимися надеждами. Она открывала читателю тончайшие
оттенки человеческих чувств, но говорила о них без прикрас, совсем просто, ясно, даже буднично. Это придавало ее стихам особую прелесть и обаяние.
Ахматова всегда, особенно в своих ранних произведениях, была очень тонким и чутким лириком.
Слайд 5
Ранняя лирика
Второй сборник стихов Ахматовой имел огромный успех.
Он переиздавался восемь раз. Она стала известна по всей
России, а многие стихи этого периода переведены на иностранные языки.
Из сборника «Четки»:
***
Было душно от жгучего света,
А взгляды его – как лучи.
Я только вздрогнула: этот
Может меня приручить.
Наклонился – он что-то скажет…
От лица отхлынула кровь.
Пусть камнем надгробным ляжет
На жизни моей любовь.
1913
Слайд 6
Ранняя лирика
Вскоре выходит третий сборник ее стихов «Белая
стая», он так же переиздавался до 1923 года дважды.
Ахматова говорила со своими читателями, откровенно, понятно и доступно выражая самые сокровенные мысли. Ей всегда была чужда мистика.
Слайд 7
Ранняя лирика
Как и у любого настоящего поэта, сердце
А. Ахматовой с юности было настроено на улавливание гула
событий будущего, глубокое переживание реальности настоящего. Никогда она не теряла этой тонкой связи, объединяющей ее со временем и с народом, и поэтому стихи ее всегда находили и находят горячий отклик в душе читателя.
Слайд 8
Любовная лирика
Лирика Ахматовой периода ее первых книг («Вечер»,
«Четки», «Белая стая») — почти исключительно любовная лирика.
Для ахматовской
лирики характерна «романность», каждая книга ее стихов представляет собой как бы лирический роман, восходящий к традициям русской реалистической прозы.
Слайд 9
Любовная лирика
Нередко миниатюры Ахматовой были, в соответствии с
ее излюбленной манерой, не завершены и походили не столько
на маленький роман, сколько на случайно вырванную страничку из романа или даже часть страницы, не имеющей ни начала, ни конца и заставляющей читателя додумывать то, что происходило между героями раньше.
Слайд 10
Любовная лирика
Фрагмент придавал изображаемому своего рода документальность: перед
читателем возникал как бы не то отрывок из нечаянно
подслушанного разговора, не то оброненная записка, не предназначавшаяся для чужих глаз.
Нередко стихи Ахматовой походят на беглую запись в дневнике.
Слайд 11
Любовная лирика
Любовная лирика Ахматовой, несмотря на свою внешнюю
прозрачность и простоту, чрезвычайно психологична и драматична. Например, такие
стихи, как «Сероглазый король», «Сжала руки под темной вуалью...», «Ты письмо мое, милый, не комкай...», «Я научилась просто, мудро жить...» и многие другие являют ярчайший пример такого взгляда на мир и природу человеческих чувств.
Слайд 12
Любовная лирика
Итак, любовную лирику Ахматовой в первую очередь
отличают такие особенности, как психологизм, драматургичность и глубина чувств.
Наряду с этим её языку стихотворений присуща ясность всех слов и простота видения. Для нее характерны разговорность поэтической речи, тяготение стихотворения к сценке или новелле при лаконизме стиля, воспринятом от Пушкина, к которому Ахматова обращалась с самых первых шагов своего творчества.
Слайд 13
Судьба России и судьба поэта в лирике Ахматовой
В
сборнике “Белая стая” (1917 г.), подводящем итог раннему творчеству
поэтессы, впервые лирическая героиня Анны Ахматовой освобождается от постоянного любовного переживания. И уже здесь мы находим первые стихи Ахматовой на тему патриотизма.
Тема Родины все больше заявляла о себе в ее поэзии. Эта тема помогла Анне Ахматовой в годы первой мировой войны занять позицию, отличавшуюся от официальной точки зрения. Она выступает как страстная противница войны.
Слайд 14
Судьба России и судьба поэта в лирике Ахматовой
В
стихотворении “Молитва” Анна Ахматова молит судьбу о возможности принести
в жертву России все, что имеет:
Дай мне горькие годы недуга, Задыханъя, бессонницу, жар, Отыми и ребенка, и друга, И таинственный песенный дар — Так молюсь за моей литургией После стольких томительных дней, Чтобы туча над темной Россией Стала облаком в славе лучей.
Слайд 15
Судьба России и судьба поэта в лирике Ахматовой
Милый
сердцу поэтессы дореволюционный мир был разрушен. Для Ахматовой и
многих ее современников это стало настоящей трагедией. И все же она находит внутренние силы благословить вечную новизну жизни.
Слайд 16
Судьба России и судьба поэта в лирике Ахматовой
Тридцатые
годы стали для Анны Ахматовой порой тяжелых жизненных испытаний.
Она оказалась свидетелем не только развязанной фашизмом второй мировой войны, но и началом войны советской России со своим народом. Репрессии 30-х годов затронули многих друзей и единомышленников Ахматовой, разрушили ее семью. Отчаяние и боль слышны в строках из “Реквиема”:
Муж в могиле, сын в тюрьме, Помолитесь обо мне…
Слайд 17
Судьба России и судьба поэта в лирике Ахматовой
В
1935 году она пишет стихотворение, в котором звучит тема
трагической судьбы поэта и одновременно вызов властям:
Зачем вы отравили воду
И с грязью мой смешали хлеб?
Зачем последнюю свободу
Вы превращаете в вертеп?
За то, что я не издевалась
Над горькой гибелью друзей?
За то, что я верна осталась
Печальной родине моей?
Пусть так. Без палача и плахи
Поэту на земле не быть.
Нам со свечой идти и выть.