Слайд 2
Ба́сня — стихотворное или прозаическое литературное произведение нравоучительного, сатирического
характера.
Слайд 3
В конце басни содержится краткое нравоучительное заключение —
так называемая мораль.
Слайд 4
Действующими лицами обычно выступают животные, растения, вещи. В
басне высмеиваются пороки людей.
Слайд 5
Басня — один из древнейших литературных жанров. В Древней
Греции был знаменит Эзоп (VI—V века до нашей эры), писавший басни
в прозе
Слайд 6
Басня Эзопа «Лисица и виноград»
«Голодная Лисица заметила свесившуюся
с лозы гроздь винограда и хотела было достать её,
но не могла. Ушла она и говорит: «Он ещё не дозрел».
Мораль
Иной не может доделать что - либо из-за недостатка сил, а винит в этом случай».
Слайд 7
Жан де Лафонтен
Художественному значению басен Лафонтена способствует красота
поэтических вступлений и отступлений Лафонтена, его образный язык, особое
искусство передавать ритмом движения и чувства и вообще удивительное богатство и разнообразие поэтической формы.
Слайд 8
«Виноградник и олень» Ж. Лафонтен
В один несчастный день
Олень,
Благодаря
густому винограду,
Нашёл себе спасенье и ограду:
Он за листвой
Его густой
Невидим
был охотничьему взгляду!
Опасность минула... И вот,
Мой скот
Давай, без всякого смущенья,
Глодать кору и листву огражденья.
Поднял он шум такой,
Что все охотники толпой
Назад вернулись и Оленя
Убили из ружья без сожаленья.
"И поделом! —
Сказал безумец, умирая. —
Я оскорбил меня же спасший дом,
Его услугу забывая!"
Не забывай
И отдавай
Тому почтенье,
В ком ты нашёл защиту и спасенье!
Слайд 9
Мораль басни
О неблагодарности и последствиях этого.
Надо оставаться благодарным
всем тем, кто нас спас и выручил из неприятности.
Слайд 10
В России развитие жанра басни относится к середине XVIII — началу XIX
веков и связано с именами А. П. Сумарокова, И. И. Хемницера, А. Е. Измайлова, И. И. Дмитриева, хотя первые опыты стихотворных
басен были ещё в XVII веке у Симеона Полоцкого и в первой половине XVIII века у А. Д. Кантемира, В. К. Тредиаковского. В русской поэзии вырабатывается басенный вольный стих, передающий интонации непринуждённого и лукавого сказа.
Крылов
Родился в семье армейского офицера.
10 лет было мальчику, когда
умер отец.
С 11 лет он начал работать в канцелярии Калязинского земского суда.(Переписывал бумаги, разносил пакеты, чинил гусиные перья.)
Самостоятельно изучил французский и итальянский языки. Занимался математикой, литературой.
Проработал библиотекарем 30 лет.
Литературную деятельность начинал как драматург – автор произведений для театра. Но прославился своими
баснями.
Многие выражения из басен Крылова стали крылатыми.
Слайд 12
БАСЕННАЯ МОРАЛЬ – выводы басни, которые вошли в
обиход нашей разговорной речи в качестве пословиц и поговорок.
Чем
кумушек считать трудиться,
Не лучше ль на себя, кума, оборотиться.
У сильного всегда бессильный виноват.
Когда в товарищах согласья нет,
На лад их дело не пойдёт.
Ах, Моська! Знать она сильна
Что лает на Слона!
Слайд 13
Свинья под Дубом.
Свинья под Дубом вековым
Наелась жёлудей досыта,
до отвала;
Наевшись, выспалась под ним;
Потом, глаза продравши, встала
И рылом
подрывать у дуба корни стала.
« Ведь это дереву вредит,-
Ей с Дуба Ворон говорит, -
Коль корни обнажишь, оно засохнуть может».-
«Пусть сохнет, - говорит Свинья,-
Ничуть меня то не тревожит;
В нём проку мало вижу я;
Хоть век его не будь, ничуть не пожалею,
Лишь были б жёлуди : ведь я от них жирею».
« Неблагодарная! – промолвил Дуб ей тут, -
Когда бы в верх могла поднять ты рыло,
Тебе бы видно было,
Что эти жёлуди на мне растут».
_______________________________
Невежда так же в ослепленье
Бранит науки и ученье,
И все учёные труды,
Не чувствуя, что он вкушает их плоды.
Слайд 14
Басни И. А. Крылова с их реалистической живостью, здравомысленным юмором и превосходным
языком знаменовали расцвет этого жанра в России. В советское время приобрели
популярность басни Демьяна Бедного, Сергея Михалкова и другие.
Слайд 15
«ЗАВИДНОЕ УПОРСТВО» С.В.Михалков
Хозяйка в кладовушке, на окне,
Оставила
сметану в кувшине.
И надо ж было,
Чтоб тот
кувшин прикрыть она забыла!
Два малых лягушонка в тот же час –
Бултых в кувшин, не закрывая глаз,
И ну барахтаться в сметане!.. И понятно,
Что им из кувшина не выбраться обратно,
- Напрасно лапками они по стенкам бьют:
Чем больше бьют, тем больше устают...
И вот уже один, решив, что все равно
Самим не вылезти, спасенья не дождаться,
Пуская пузыри, пошел на дно...
Но был второй во всем упорней братца
- Барахтаясь во тьме что было сил,
Он из сметаны за ночь масло сбил
И, оттолкнувшись, выскочил к рассвету...
Всем, с толком тратящим упорство, труд и пыл,
Я в шутку посвящаю басню эту!
Слайд 16
Мораль
этическое содержание произведения, его вывод, итог, содержащий совет
читателю поступать тем или иным образом или афористическое суждение.
В большинстве произведений читателю предлагается самому сделать этот вывод.
Слайд 17
Аллегория
от др.-греч. ἀλληγορία — иносказание — художественное сравнение идей (понятий) посредством конкретного художественного образа или диалога.
Слайд 18
«Демьянова уха» И.А.Крылов
"Соседушка, мой свет!
Пожалуйста, покушай". -
"Соседушка, я
сыт по горло". - "Нужды нет,
Еще тарелочку; послушай:
Ушица, ей-же-ей,
на славу сварена!" -
"Я три тарелки съел". - "И полно, что за счеты:
Лишь стало бы охоты, -
А то во здравье: ешь до дна!
Что за уха! Да как жирна;
Как будто янтарем подернулась она.
Потешь же, миленький дружочек!
Вот лещик, потроха, вот стерляди кусочек!
Еще хоть ложечку! Да кланяйся, жена!"
Так потчевал сосед Демьян соседа Фоку
И не давал ему ни отдыху, ни сроку;
Слайд 19
А с Фоки уж давно катился градом пот.
Однако
же еще тарелку он берет,
Сбирается с последней силой
И -
очищает всю.
"Вот друга я люблю! -
Вскричал Демьян. - Зато уж чванных не терплю.
Ну, скушай же еще тарелочку, мой милый!"
Тут бедный Фока мой,
Как ни любил уху, но от беды такой,
Схватя в охапку
Кушак и шапку,
Скорей без памяти домой -
И с той поры к Демьяну ни ногой.
Слайд 20
Мораль басни
Нельзя ничего навязывать без меры;
Нужно уметь говорить «нет»
Слайд 21
Текст надписи
Памятники И.А. Крылову