Слайд 2
. Родился 4 (16) марта 1884 в Смоленске.
Сын священника, учился в духовной семинарии, затем на юридическом
факультете университета и одновременно в консерватории. Некоторое время работал в театре под руководством К.С.Станиславского, был присяжным поверенным, милиционером, скрипачом в цирковом оркестре, заведующим библиотекой, театральным декоратором, редактором городской газеты, воспитателем детского дома и юрисконсультом.
Слайд 3
Печатался с 1910.
В возрасте тридцати пяти лет
А.Беляев заболел. Лечение оказалось неудачным - развился паралич ног
и туберкулез позвоночника. Болезнь протекала очень тяжело. Молодая жена его покинула.. В поисках специалистов, которые бы могли ему помочь, А.Беляев с матерью и старой няней попал в Ялту. Там в больнице он начал писать стихи - это была первая проба пера будущего великого писателя-фантаста. 4 года Александр Беляев пролежал в гипсе. Позже ощущения человека, который никак не может повлиять на свое тело, нашли отражение в романе "Голова профессора Доуэля".
Слайд 4
Чтобы прожить, необходимо было работать. Сначала А.Беляев стал
воспитателем в детском доме, однако эта работа была ему
не под силу – он слишком плохо ходил… Потом его устроили на должность инспектора уголовного розыска - он организовал в угрозыске фотолабораторию, однако из-за здоровья Беляеву была не под силу такая работа, и ему пришлось уйти в библиотеку. Жизнь в Ялте была очень тяжелой, и А.Беляев с помощью знакомых перебрался с семьей в Москву, устроился на работу юристконсультом. В свободное время он продолжал писать.
Слайд 5
В Москве А.Беляев прожил до 1928 г.; за
это время им были написаны "Остров погибших кораблей", "Последний
человек из Атлантиды", "Человек-амфибия", "Борьба в эфире", опубликован сборник рассказов. Писал автор не только под своим именем, но и под псевдонимами А.Ром и Арбел.
В 1928 г. А.Беляев с семьей переехал в Ленинград, и с этих пор занимался исключительно литературой, профессионально. Так появились "Властелин мира", "Подводные земледельцы", "Чудесный глаз", рассказы из серии "Изобретения профессора Вагнера".. Однако вскоре болезнь опять дала о себе знать, и пришлось переехать из дождливого Ленинграда в солнечный Киев. Условия жизни в Киеве оказались лучше, а вот для творчества возникли препятствия - рукописи там принимали только на украинском языке, поэтому приходилось их пересылать в Москву или Ленинград.
Слайд 6
1930 год оказался для писателя очень тяжелым: от
мененгита умерла его шестилетняя дочь, рахитом заболела вторая, а
вскоре обострилась и его собственная болезнь (спондилит). В итоге, в 1931 г. семья вернулась в Ленинград: незнание украинского языка сделало жизнь в Киеве невыносимой. Постоянные бытовые неурядицы мешали писать, и все же А.Беляев создает в эти годы пьесу "Алхимики...", роман "Прыжок в ничто".
Слайд 7
Творчество А.Беляева в известной степени неровное: его ранние
произведения интереснее, чем поздние; этические вопросы часто оказываются более
занимательными, чем самые оригинальные научно-технические гипотезы, а романтический пафос привлекательнее детективного сюжета. Писателя остро интересовал вопрос человеческой психики: функционирования мозга, его связи с телом, с жизнью души, духа. Может ли мозг мыслить вне тела? Возможна ли пересадка мозга? Какие последствия может повлечь за собой анабиоз и его широкое применение? Существуют ли границы у возможности внушения? А у генной инженерии? Попытке решить эти проблемы посвящены романы "Голова профессора Доуэля", "Властелин мира", "Человек, потерявший лицо", рассказ "Человек, который не спит", "Хойти-Тойти". Своеобразным продолжением этих размышлений стали романы-гипотезы, помещающие человека в разные среды существования: океан ("Человек-амфибия"), воздух ("Ариэль"). За всеми этими произведениями - страстное стремление писателя-инвалида бросить вызов физической ограниченности безграничного человеческого духа, гимн ничем не ограниченной свободе и надежда на то, что подобная свобода делает человека лучше, нравственнее, благороднее.